Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сознание и язык
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное единство. Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Сущность языка имеет двойственную функцию: он служит средством общения и орудием мышления. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык - орудие мышления, средство выражение и оформления мысли. Единство языка и мышления не означает их тождества: мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление определяется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
8. Проблема самосознания (в помощь Мамардашвили и Кант) Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. 1. Уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. 2. Осознание своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. 3. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Мераб Мамардашвили. Сознание - сложное, состоящее из разных детерминирующих систем, образование, неоднородное, разнородное, поле свободного проявления субъекта, конкретного человека, + влияние культурных ценностей, социума и так далее. !!! Сознание - чисто индивидуальная штука. Опыт другого сознания долота стать опытом собственного сознания (иными словами: не пойму я никогда сознания друга, если сама не попробую то, о чём он говорит). Иммануил Кант. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании только двух вещей: внешнего мира и человеческого сознания (всё, что мы знаем про объекты внешнего мира, есть явления в нашем сознании). Способы различения объектов внешнего мира по Канту: 1. «Вещь-в-себе»: объект такой, как он есть 2. «Вещь-для-нас»: объект, каким мы его воспринимаем Суждения, которыми мы оперируем, когда осознаём что-либо: 1. Аналитические - то, что утверждается об объекте, содержится в понятии об объекте. 2. Синтетические - то, что утверждается об объекте, НЕ содержится в понятии об объекте. 3. Априорные - предшествующие суждения. 4. Апостериорные - послеопытные суждения. Познавательные способности человека: чувственность, рассудок, разум. Кант верил в Бога! (это ремарка)
9. Учение Фрейда о бессознательном (3 слоя в сознании) Бессознательное стоит за множеством наших действий, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, забытые впечатления. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, настраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое её качество, которое «может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам». !!! Два слоя снов (в снах проявляется бессознательное) 1. Явное, открытое содержание сна, его пересказывает человек, который видел этот сон. 2. Скрытый смысл. Подлинное содержание сна, к которому надо приходить с помощью анализа. Это связано с тем, что наше внутреннее «я» устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую символическую форму. Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые когда-либо у него были. Но помнит человек не все. (сказать о Либидо - Фрейд считал, что либидо есть у ребёнка, сосущего грудь матери - и про «Эдипов комплекс» - он считал, что в первобытном племени сын хотел свою мать и убивал отца, чтобы получить её, а потом сыновья начали этого стыдиться, развился комплекс, благодаря которому в настоящее время сыновья не убивают своих отцов и не хотят своих матерей). Структура человеческой психики: 1. «Оно» - бессознательное, руководствуется принципом получения удовольствия 2. «Сверх-Я» - сфера долга и совести, наш личный внутренний цензор 3. «Я» (Эго) - сознательное, направляет импульсы, идущие из «Оно» в приемлемые для общества рамки. Фрейд: «Там, где было «Оно», должно стать «Я»».
|