Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Ницше о сверхчеловеке.
Сверхчеловек – тот, кто может преодолеть себя. Должен сохранять себя, бороться за существование. «Сверхчеловеки» должны образовывать элиту; это – люди будущего. Они такие не от рождения, они делают себя такими. Готовы даже пойти на смерть ради своих принципов. У человека не должно быть христианского смирения. Он должен быть не рабом бога, а сверхчеловеком. Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. «Сверхчеловек», это существо совершенно аморальное, не считающееся с никами моральными нормами или рамками, существо наполненное разрушенными идеалами из произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое». Мораль противна для Ницше потому, что она отчуждает человека от чистого и сверхразумного ритма жизни, от первичного источника бытия -- потому что она ставит между человеком и миром «иллюзию», успокаивает духовную тревогу, подменяет страшный и опасный вопрос «Кто Я? Где Я?» поспешной системой неоплаченных и непродуманных ответов. Мораль -- грех против Жизни и Истины. Она вуалирует Бездну, защищая слабых. Это Ницше еще мог признать. На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из «обычных» людей. Сверхчеловек рождается, говорит Ницше, чтобы создать новую человеческую общность. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек - это новый «культ личности», далеко выходящий за рамки «культа личности» обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в «Сверхчеловеке».
36. Значение мифа «вечного возвращения» в философии Ницше. «Миф вечного возвращения» - вечное возвращение одного и того же. Смысл: ни с чем новым мы в жизни не сталкиваемся. Мы должны прожить жизнь так, чтобы это было достойно тех, кто будет жить в этом после нас. Для этого нужно расширять своё «я». Человек оказывается один на один с «голой истиной», когда все прежние идеалы разрушены, иллюзий разоблачены и тогда выясняется: вокруг в мире царит хаос и беспорядок, но «мир возвратиться» - и все начнется сначала. Идея «вечного возвращения» получает завершающее развитие космологической темой «Воли к власти». Мир возвращается всегда к самому себе, потому что в основе его лежит великое и могучее стремление к власти. Воля мира и стремление к власти воссоединяются, узнавая друг друга и порождая новое творческое действие. Так было и так будет всегда. Именно этому и учит ницшеанский Заратустра. Можно понимать вечное возвращение и по-иному, как суть философского познания, возвращающего нас к одним и тем же «вечным» проблемам. Возможна и эстетическая интерпретация мифа вечного возвращения: искусство - это вечное возвращение. Три превращения, о которых говорил Заратустра, - это постоянное преображение путем самоутраты. Человек постоянно должен проходить путь от состояния «верблюда», несущего груз знания, через состояние «льва» - тотального критицизма - к состоянию «дитяти» - творца. Еще один оттенок вечного возвращения помогает понять отношение Ницше к истории. Тот, кто верит в силу истории, мало верит в себя; человечество «отравлено» историей. Насыщение историей вызывает ощущение старости, усталости. Эта жизнь задумана не нами, историзм покушается на человеческую свободу. История также снимает с человека ответственность за содеянное, история - это забвение, это всепрощение. Жизнь, которая исчезает навсегда, лишается качества бытия, она становится подобна тени. История как бы наперед все прощает, а значит, все разрешает. История превращает человека в безответственное существо. Нравственный смысл вечного возвращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, вечное возвращение - это символ вечности, неотделимый от символа свободы - сверхчеловека.
|