Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и искусство
57% открытий – уникальны и неповторимы. Освоение действительности: - когнитивный способ – наука (абстрактное, законы) - образное, индивидуальное, субъективное, единичное, конкретное – искусство. Наука – непрерывное абстрагирование, искусство – непрерывная конкретизация, дает интуицию форм, жизнь среди чистых форм. Искусство не лжет, а видит то, что другим увидеть не дано. Выражает отношение к жизни, способность создавать новые миры, воображать их. Учит воображать, а не только понимать, обогащает творческую деятельность ученого. Эстетический критерий научности идет от искусства. Наука повлияла на искусство. Обоснование новых направлений в искусстве – через новые открытия. А. Бретон – сюрреализм: новые образцы через новые открытия в физике. Искусство постмодерна – нарастание использования оксюморонов: «прекрасно болен», «холодный жар чисел». Чем абсурднее, тем эстетичнее. Новы виды искусства (оптическое, электронное). Научное знание, творчество вплетено в прогресс, искусство – нет. Сделанное в науке быстро устаревает, новое в науке превосходит прошлое, но иногда задерживается надолго. Судьба ученого – быть превзойденным, это уходит в бесконечность. Ценность науки (помимо технического): Древняя Греция – путь к истинному бытию Средневековье – путь к истинному искусству Новое время – путь к истинной природе, счастью Современная наука – не знает своей цели, не дает ответа на важные вопросы. Современная философия: 1) культурологический сциентизм: наука – «Глатея» для ученого. Умеренный – культурно-научная деятельность человека абсолютизируется, другие формы человеческой культуры – по образцу науки, но сами приносят познавательное значение. Абсолютный сциентизм – только наука несет познавательное значение, остальное – изгнать. 2) культурологический антисциентизм: экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику). Бердяев – наука противостоит духовному. Общее основание – наука демонизируется. Вообще – до Нового времени искусство считалось одной из основных форм познания. Традиционный взгляд на творца искусства как подражателя природы сформировался уже в ранней античности и доминировал в эстетике вплоть до ХIХ века. Природа предстает как образец для человеческого искусства. Важнейшей категорией, посредством которой античные авторы пытались выяснить сущность искусства, было «подражание» («мимезис»). В это время подражание представляется как изобразительная репрезентация, через искусство другие могут познать мир (хотя Платон не очень этому радовался, так как сама такая репрезентация рассматривалась как отдаление от мира идей через знаки – проблема истинности такого познания, но Аристотель был за – разное понимание места нахождения идей: Платон – отдельно от вещей, Аристотель - в самих вещах). В Средневековье основным становится положение, что видимая реальность есть символ невидимой, художник становится посредником между божественным Логосом и людьми. Искусство становится необходимым составляющим религиозного культа. В Возрождение искусство – ставится акцент и на внешней красоте. Рассматриваются разные направления в искусстве как более или менее высшие – то есть приближенные к реальности (на основе разделения знаков на искусственные и естественные). В Новое время – наука выходит ярко вперед и к искусству предъявляются те же требования рациональности, идеальное искусство – рациональное. Но очень скоро понимают, что это просто невозможно и появляются разные направления, обращенные на эмоциональную сторону искусства, интуитивное ее направление (например, «Буря и Натиск»), отказ от рационального в искусстве, разведения науки и искусства по особенностям познания. В ХIХ веке появляется философия искусства, в Новое время – эстетика как наука об искусстве. В ХХ веке появляются различные взгляды на связь науки и искусства, перечисленные выше (сциентизм и антисциентизм).
|