Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и религия.
В те моменты научной деятельности, когда ученый отстраняется от философии, когда она ему мешает, он часто опирается на религию, на религиозное отношение к миру. Религия служит ему опорой в таких случаях, помогает ориентироваться в мире и оправдывать свое существование как ученого. Религия не отвечает на вопрос об истинности или неистинности научных теорий, которые решают задачу об устройстве мира. Если наука смотрит на мир, как если бы он был вечен и неизменен, без какого бы то ни было интереса к вопросу о цели мира, то религию интересует, как мир был создан и с какой целью. По этой линии проходит размежевание между религией и наукой, можно говорить об их < безразличии> к проблематике друг друга. Но ученый не просто безразличен к религии, она ему нужна, и тут можно выделить несколько пунктов. 1. Философия ставит исходные начала под вопрос, вечно дискутирует по их поводу, философия вещь рискованная, она ставит ум на грань сомнения. Ученый, однако, не может работать на базе такой неопределенности, ему нужна устойчивость, и именно религия позволяет ему верить в незыблемость начал. Для нормального научного исследования такая вера в основания очень существенна. 2. Ученый относится к миру как к тому, что уже есть, существует. Когда мир воспринимается ученым через его органы чувств, ему важно быть уверенным, что это не иллюзия, не мираж, что мир существует не только для него, для его человеческого восприятия. Религиозная истина - в творении мира, в цели этого творения. Мир сотворен, значит, он есть. Такая религиозная вера в существование мира как сотворенного помогает ученому в его деятельности. Мир существует не только для него, но и для Бога, значит, он действительно есть. 3. Когда ученый познает мир умом, ему важно, чтобы мир не был хаосом, нужна интуитивная уверенность в том, что мир гармоничен. Мир не просто есть, но он устроен, устроен законосообразно. Такая космическая религиозность облегчает жизнь ученому. Для самого существования науки важна религиозная уверенность в существовании мира, в его гармоничности и устойчивости начал, в его познаваемости. Современное отношение к науке религиозных деятелей: · рассматривают науку как одно из величайших достижений человечества · указывают на утрату «этического горизонта» - наука в военных целях, использование результатов во вред природе и человеку · наука способствует развитию только уже развитых государств (дороговизна исследований) · приносит больше власти власть имущим и больше денег богатым, не помогая беднейшей части населения · таким образом, отдаляясь от религии, наука становится бездуховной. Церковь д.б. «моральным посредником». Наука меняет отношение людей к религии: если Декарт, Ньютон ещё оставляли место Богу в своих построениях, то в 19 веке (дарвинизм, достижения физики) «гипотеза Бога» стала ненужной. Результат: в умах прогресс связывается только с наукой, религия выступает как антитеза. Понимая это, богословы стараются интегрироваться с наукой. Развитие моделей Бога под влиянием науки: · монархическая: Бог – единоличный, всемогущий властитель · деистическая: Бог – часовщик, пускающий природный механизм · фундаментализм: Бог запланировал всё заранее, и творение т.о. давно завершено · теистический эволюционолизм: универсум развивается согласно воле и целям Бога (отрицание роли случайности) · процессная модель: Бог участвует в мире на всех уровнях, улучшая его согласованность и поддерживая существование. Бог учится и растёт вместе со своим творением = становление и развитие мира есть становление и развитие Бога. Бог по отношению к миру имманентен и трансцендентен.
|