Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сциентизм и антисциентизм.






Возникли одновременно в 19 в. Сц. в переводе с лат. – " знание, наука. Наука считается высшей ценностью развития цивилизации.

Сц. опирается на естественные и технические науки. Ац. антипод Сц., который провозглашает прямо противоположные установки. К науке относится пессимистически. Абсолютизирует только негативные последствия НТР. Требует ограничения науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Сц. и Ац. – два остро конфликтующих направления в современном мире.

Сторонники Сц. приветствуют достижения НТР, модернизацию быта и досуга. Только наука может решить все проблемы человечества. Сторонники Ац. достаточно пессимистически настроены по отношению к науке.

Если Сц. приветствуют достижения науки, то Ац. испытывают предубежденность против научной новации. Сц. провозглашают науку; Ац. критически настроены к науке. Сц. отыскивая аргументы в свою пользу обращаются к прошлому, когда наука нового времени выступала во имя обоснования культуры и новых ценностей. Они справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества. Она производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Ац. считают, что несмотря на достижения науки человечество не стало счастливее и стоит перед опасностью, источниками которой стала наука. Следовательно, она не способна сделать полезным свои деяния для всех людей. Сц. стремятся к онаучиванию общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой, успешной. Ац. утверждают, что понятие научного знания не тождественно понятию истинного знания. Сц. часто намеренно не обращают внимания на те проблемы, которые возникают в связи с необходимыми последствиями всеобщей технократизации. Ац. наоборот предельно драматизируют ситуацию, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, тем самым, привлекая новых сторонников.

Перечисленные позиции выступают как две крайности и отражают сложные процессы современности, явно односторонне. Эти ориентации характерны для всех сфер общественного познания.

Иногда эти ориентации носят открытый характер, но чаще выражаются скрыто. Напр., развитие химии может привести к тому, что будут производится продуты не пригодные в пищу, вредные для человека. Не явно мы этому возмущаемся, на обыденном уровне. Должен быть социальный контроль за хим. продукцией.

Ац. считают, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости удовлетворения вещных потребностей.

Крайний Ац. приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки. Но в этом случае встает проблема обеспечения потребностей в элементарных и уже привычных благах.

Дилемма " Сц. – Ац." предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Отражает противоречивый характер общественного развития. В связи с этим задача современного интеллектуала достаточно сложна и заключается в том, " чтобы одновременно защищать науки и противостоять Сц.".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал