Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука как коммуникационная деятельность. Коммуникативная модель познания Ю. Хабермаса.
Коммуникационный аспект науки отражает ее включенность в культуру. Коммуникации – система межличностных, массовых формальных и неформальных, устных и письменных связей и отношений. Система коммуникаций отражает социально опосредованный характер научно-познавательной деятельности. В процессе профессионального общения происходит становление субъекта науки, усвоение им специальной информации, парадигмы, традиций знания. Коммуникации – важнейшее условие создания, апробации и оформления знания. Особенность ком. действия в науке состоит в том, что оно прежде всего направлено на нахождение понимания между учеными, а затем на получение знания. Функции общения, оказывающие влияние на ход научно-познавательной деятельности: 1) Оформление знания в виде объективированной системы (текстов); 2) Применение унифицированного научного языка для объективирования знания; 3) Передача системы мировоззренческих и методологических принципов; 4) Передача парадигмы, неявного знания (усваивается только в совместной научно-поисковой деятельности); 5) Реализация диалогической формы развития знания (применение рагументации, объяснения, опровержения). Традиционно, такие методы как аргументация, доказательство и объяснение понимаются в безличностном, логико-методологическом смысле. В то же время, в истории научного познания за этими методами стоят процедуры человеческой убеждающей и объясняющей деятельности. Встает вопрос о связи коммуникативности познавательной деятельности и истинности знания. Возможно, «феномен общения» является условием истинности знания. Согласно К.-О. Апелю, истина дана не столько «моему» сознанию, сколько научному сообществу, а коммуникация выступает основанием рациональности. Идеалы и нормы научного исследования также являются проявлением коммуникативности науки, так как транслируются только через общение или тексты. Коммуникативность науки предполагает фиксацию знания в объективированной форме (научные тексты). Обращение методолога к научному тексу позволяет выявить особенности профессионального общения, степень его организованности, согласия-несогласия в научном сообществе и т.п., а также исследовать зависимость типа и форм рациональности в науке от «феномена общения». В текстах, кроме логических, используются также доводы ценностного характера, апеллирующие к чувствам читателя. Таким образом, коммуникативность научного познания порождает новые методологические предписания всей системе рассуждения ученого.
Для Ю. Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация. Процесс постижения знания рассматривается как коммуникация, в котором познающим является и сам коммуникатор и субъект, на который направлена коммуникация. Эта парадигма действия, ориентированного на взаимопонимание, была названа Ю. Хабермасом коммуникативным действием. Хабермас отмечает, что именно язык служит взаимопониманию между субъектами социальных отношений, координации планов совместных действий, и, наконец, образованию личностной идентичности членов общества через усвоение ими ценностных ориентиров группы. Коммуникация по Хабермасу представляет собой универсальную форму социальности, которая изменяется в историческом контексте. В качестве единой модели социальности коммуникация имеет нормативный и эмпирический аспекты. Поскольку целью языка является взаимопонимание, то идеальная модель общения имплицитно заложена в языке. В реальной коммуникации происходит отклонение от нормативной схемы в силу ряда причин как субъективного характера (например, мотивация, целеполагание субъекта), так и объективного (препятствия коммуникации, внедрение системных механизмов в пространство межличностной коммуникации и т. д.). Правила и нормы коммуникативного взаимодействия имеют априорный характер, таким образом, возможна трансляция знания в обществе, культурная преемственность в целом. Условия взаимопонимания заложены в структуре речи: субъект переводит языковые конструкции в адекватную для понимания форму, причем делает это не произвольно, а согласно коммуникативным нормам языка. Субъект переводит речевые конструкции неосознанно, по сути дела любая коммуникация есть своеобразный " перевод" языковых высказываний, способствующий достижению взаимопонимания. Таким образом, Хабермас в духе критической теории и марксизма в целом рассматривает коммуникацию с позиций нормативных оснований: понимание как цель коммуникации задает нормы коммуникативного взаимодействия, субъекты используют различные средства языка, чтобы достичь взаимопонимания.
|