Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Его осуществляющие.
В Республике Беларусь Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства. Надзор – это деятельность государственных органов по проверке соблюдения законности, т.е. по обеспечению исполнения законов всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Контроль – это составная часть управленческой деятельности, сущность которой состоит: - в выявлении соответствия деятельности органов и должностных лиц предписаниям нормативных правовых актов; - в корректировке и даче указаний; - в применении санкций; - в оценке целесообразности их деятельности, ее эффективности. Разграничить функции надзора и контроля невозможно т.к. в деятельности всех органов наблюдается сочетание элементов контроля и надзора. К органам чисто надзорного характера можно отнести только прокуратуру. В процессе осуществления надзорных и контрольных функций соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушения законодательства о труде, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности. При осуществлении контрольных проверок может быть поставлен вопрос о целесообразности деятельности нанимателя, проверяется, не только соответствуют ли его решения законодательству, но и достоинства и недостатки самого решения, организация его исполнения. При проверке состояния законности в организации важное место занимает проверка локальных нормативных правовых актов, их соответствие нормам законодательства, целесообразность принятия той или иной нормы.
В Республике Беларусь среди специально уполномоченных органов выделяется Министерство труда и социальной защиты. Осуществляя свои задачи и функции, ему предоставлено право: - принимать нормативные правовые акты по вопросам труда, занятости и социальной защиты; - по установлению государственных требований к охране труда; - утверждать типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ; - по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставления работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; - вносить в регистрирующие органы предложения о ликвидации организаций, в которых выявлены систематические грубые нарушения законодательства о труде и т.д. Министерство труда и соцзащиты возглавляет и организует деятельность органов государственной службы занятости населения по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о занятости населения. Уполномоченные должностные лица Минтруда и соцзащиты осуществляют контроль за правильностью применения законодательства о занятости населения органами государственной службы занятости населения. По результатам проверки выполнения нанимателями обязанностей, предусмотренных ст. 21 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», составляется акт, а в случае выявления нарушений - протокол об административных правонарушениях. Важное место среди государственных контрольно-надзорных органов занимает Департамент по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда. В функции Департамента входят также профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, в том числе с применением санкций к нанимателям и должностным лицам, допустившим такие нарушения, проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваниях, сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда, подготовка предложений по их предупреждению, участие в подготовке законодательных и других нормативных актов о труде по вопросам, входящим в его компетенцию. Департамент по инспекции труда не является органом по рассмотрению трудовых споров. Основная функция государственных инспекторов - проверка соблюдения трудового законодательства.
Органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является также Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь. Комитет и подведомственные ему органы для решения поставленных перед ними задач имеют право вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики противоречащих законодательству нормативных актов и методических материалов министерств и других республиканских органов управления, контролировать выполнение установленных законодательством, коллективными соглашениями гарантий гражданам, давать нанимателям разъяснения по вопросам применения законодательства о занятости населения и др. Органы государственной экспертизы условий труда Республики Белару сь образованы для осуществления государственного контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Этим органам предоставлено право: - осуществлять проверки нанимателей по соблюдению законодательства о пенсиях за работу с особыми условиями труда, законодательства о труде, касающегося предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, качества аттестации рабочих мест; - запрашивать и получать необходимую информацию у нанимателей по вопросам своей компетенции; - осуществлять иные полномочия в соответствии со своими задачами и функциями.
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь являются составной частью системы национальной безопасности Республики Беларусь и осуществляют деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны. Органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора, осуществляется государственный пожарный надзор за соблюдением требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации. Государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией. Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются управления государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь.
К компетенции органов и учреждений государственного санитарного надзора, входящего в систему Министерства здравоохранения, относятся правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения.
Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь. Предметом надзора является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования: - опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а в случаях, предусмотренных законодательнымй актами, отменяет их; - дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс; - в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; - вносит в установленном порядке предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства; - обращается в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов; - составляет протоколы об административных правонарушениях; - выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности; - выносит постановления о возбуждении уголовного дела и т.д.
|