Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Его осуществляющие.






В Республике Беларусь Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о тру­де - это виды охранительной деятельности государствен­ных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нару­шений трудового законодательства.

Надзор – это деятельность государственных органов по проверке соблюдения законности, т.е. по обеспечению ис­полнения законов всеми государственными органами, ор­ганизациями, должностными лицами и гражданами.

Контроль – это составная часть управленческой деятель­ности, сущность которой состоит:

- в выявлении соответствия деятельности органов и должностных лиц пред­писаниям нормативных правовых актов;

- в кор­ректировке и даче указаний;

- в применении сан­кций;

- в оценке целесообразности их деятель­ности, ее эффективности.

Разгра­ничить функции надзора и контроля невозможно т.к. в деятельности всех органов наблюдается сочетание элементов контроля и надзора. К органам чисто надзорного характера можно отнести только прокуратуру. В процессе осуществления надзорных и контрольных функций соответствующие органы предупреждают и вы­являют нарушения законодательства о труде, восстанавли­вают нарушенные права работников и привлекают винов­ных должностных лиц нанимателей к ответственности.

При осуществлении контрольных проверок может быть поставлен вопрос о целесообразности деятельности нани­мателя, проверяется, не только соответствуют ли его реше­ния законодательству, но и достоинства и недостатки само­го решения, организация его исполнения. При проверке со­стояния законности в организации важное место занимает проверка локальных нормативных правовых актов, их соот­ветствие нормам законодательства, целесообразность при­нятия той или иной нормы.

 

В Республике Беларусь среди специально уполномочен­ных органов выделяется Министерство труда и социальной защиты. Осу­ществляя свои задачи и функции, ему предоставлено пра­во:

- принимать нормативные правовые акты по вопросам труда, занятости и социальной защиты;

- по установлению государственных требований к охране труда;

- утверждать ти­повые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ;

- по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставления работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- вно­сить в регистрирующие органы предложения о ликвидации организаций, в которых выявлены систематические грубые нарушения законодательства о труде и т.д.

Министерство труда и соцзащиты возглавляет и организует деятельность органов государственной службы занятости населения по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о занятости населения. Уполномоченные должностные лица Минтруда и соцзащиты осуществляют контроль за правильностью применения законодательства о занятости населе­ния органами государственной службы занятости населе­ния. По результатам проверки выполнения нанимателями обязан­ностей, предусмотренных ст. 21 Закона Республики Бела­русь «О занятости населения Республики Беларусь», состав­ляется акт, а в случае выявления нарушений - протокол об административных правонарушениях.

Важное место среди государственных контрольно-надзорных органов занимает Департамент по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.

В функции Департамента входят также профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, в том числе с применением санкций к нанимателям и должностным лицам, допустившим такие нарушения, проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваниях, сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда, подготовка предложений по их предупреждению, участие в подготовке законодательных и других нормативных актов о труде по вопросам, входящим в его компетенцию.

Департамент по инспекции труда не является органом по рассмотрению трудовых споров. Основная функция государственных инспекторов - проверка соблюдения трудового законодательства.

 

Органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является также Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь. Комитет и подведомственные ему органы для решения поставленных перед ними задач имеют право вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики противоречащих законодательству нормативных актов и методических материалов министерств и других республиканских органов управления, контролировать выполнение установленных законодательством, коллективными соглашениями гарантий гражданам, давать нанимателям разъяснения по вопросам применения законодательства о занятости населения и др.

Органы государственной экспертизы условий труда Респуб­лики Белару сь образованы для осуществления государствен­ного контроля за правильностью применения списков про­изводств, работ, профессий, должностей и показателей, даю­щих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Этим ор­ганам предоставлено право:

- осуществлять проверки нанимателей по соблюдению законодательства о пенсиях за работу с особыми условиями труда, законодательства о труде, касающегося предоставле­ния гарантий и компенсаций работникам за работу во вред­ных и (или) опасных условиях труда, качества аттестации рабочих мест;

- запрашивать и получать необходимую информацию у нанимателей по вопросам своей компетенции;

- осуществлять иные полномочия в соответствии со своими задачами и функциями.

 

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь являются составной частью системы национальной безопас­ности Республики Беларусь и осуществляют деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны.

Органами и подразделениями по чрезвычайным ситуа­циям, являющимися органами государственного пожарного надзора, осуществляется государственный пожарный надзор за соблюдением требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе технических норма­тивных правовых актов системы противопожарного норми­рования и стандартизации.

Государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил поль­зования электрической и тепловой энергией. Органами, осуществляющими государственный энергетический над­зор, являются управления государственного энергетическо­го и газового надзора и охраны труда Министерства энерге­тики Республики Беларусь.

 

К компетенции органов и учреждений государствен­ного санитарного надзора, входящего в систему Министерства здравоохранения, относятся правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на орга­низм человека факторов среды его обитания в целях обеспе­чения санитарно-эпидемического благополучия населения.

 

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры.

Прокуратура Республики Беларусь - единая и централи­зованная система органов, осуществляющих от имени го­сударства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.

Предметом надзора яв­ляется точное и единообразное исполнение законов, декре­тов, указов и иных нормативных правовых актов республи­канскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представитель­ными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организа­циями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными пред­принимателями.

При установлении нарушений законодательства в зави­симости от их характера прокурор в пределах своей компе­тенции принимает следующие меры прокурорского реаги­рования:

- опротестовывает правовые акты и решения (дейс­твия) республиканских органов государственного управле­ния и иных государственных организаций, а в случаях, предусмотренных законодательнымй актами, отменяет их;

- дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

- в установ­ленном порядке вносит представления, выносит предписа­ния и официальные предупреждения, обязательные для ис­полнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимате­лями;

- вносит в установленном порядке предложение о роспуске местного представительно­го органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

- обращается в суд с заявления­ми (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и органи­заций, общественных и государственных интересов;

- состав­ляет протоколы об административных правонарушениях;

- выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответст­венности;

- выносит постановления о возбуждении уголов­ного дела и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал