Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В-69. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.






Статья 463 Трудового кодекса закрепляет право профсоюзов на общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Для его осуществления профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов.

Порядок осуществления общественного контроля проф­союзами определен Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» и, в частности, По­ложением о порядке осуществления общественного конт­роля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организа­ционными структурами в форме проведения проверок.

Профсоюзы защищают трудовые права граждан - членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов), знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица. В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению) профсоюзы вправе требовать от нанимателя в интересах работника - члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта).

Общественный контроль в форме проведения проверок уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:

- за соблюдением законодательства о труде и профес­сиональных союзах - правовые инспекторы труда проф­союзов;

- за соблюдением законодательства об охране труда - технические инспекторы труда профсоюзов;

- за выполнением коллективного договора (соглашения) - правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.

Профсоюзы имеют право проверять соблюдение нанимателями законодательства о труде, регулирующего трудовые и связанные с ними отношения. Для этого представители профсоюзов имеют право:

- осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, охраны труда, выполнения коллективных договоров, соглашений, прав профсоюзов, а также по другим вопросам социально-трудовой сферы в организациях, в которых работают члены данного профсоюза;

- запрашивать и получать от нанимателя сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;

- требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующим органом государственного управления;

- выдавать представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства;

- подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав; и др.

Профсоюзы осуществляют общественный контроль посредством проверок, получения от нанимателя информации, а в необходимых случаях - объяснений должностных лиц и других работников нанимателя по вопросам, относящимся к предмету контроля за соблюдением законодательства о труде.

Различается предварительный, последующий и текущий контроль.

Предварительный контроль применяется при установ­лении прав, обязанностей работника, усло­вий труда, что осуществляется по согласованию или с учетом мнения профессионального союза.

Последующий контроль может осуществляться при рас­смотрении конкретного обращения граждан с целью вы­явить уже допущенное нарушение и принять меры по вос­становлению прав заявителя.

Текущий контроль проводится на основе плана работы профкома.

Проверяющие обязаны предъявить представителю конт­ролирующего субъекта удостоверение и предписание на проведение проверки, а представители контролирующего субъекта, в свою очередь, обязаны содействовать проверяю­щим в проведении проверок.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде, профсоюзы оформляют представление установленного образца об устранении нарушений, которое вручается нанимателю, а при необходимости направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы. Профсоюзы вправе ходатайствовать перед компетентными органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде и письменно в месячный срок уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства о труде при прекращении трудового договора с работником - членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5-дневный срок со дня его получения.

Профсоюзы могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде лишь в отношении нанимателя, где работают члены данного профсоюза и создан его первичный выборный орган.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал