![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фаза ответных действий
Фаза ответных действий включает в себя мероприятия, осуществляемые в конкретной кризисной или чрезвычайной ситуации, и призванные установить контроль над ситуацией и минимизировать ее негативные последствия. Следует иметь в виду, что ответные действия могут носить итеративный и непрерывный характер в связи с высокой степенью неопределенности, характеризующей природу кризисных и чрезвычайных ситуаций. Оценка ситуации включает в себя сбор информации о конкретной кризисной или чрезвычайной ситуации и установление надежности источников. Этот шаг позволяет оценить масштаб проблемы и установить структуру принятия решений, в чей круг ответственности данная ситуация попадает. Соответствующая структура, в свою очередь, принимает решение о введении в действие планов оперативных мероприятий и коммуникаций, если сочтет это необходимым. Введение в действие оперативного плана означает сбор соответствующей оперативной группы (штаба) и исполнение ими своих обязанностей. Как правило это предполагает также вступление в контакт с федеральными и иными внешними партнерскими структурами в целях дальнейшего изучения проблемной ситуации и установления приоритетов в программе действий. Вводятся в действие краткосрочные меры, направленные на снижение ущерба и ликвидацию непосредственных угроз, а также изучаются возможности решений долгосрочного плана. Введение в действие коммуникационного плана первоначально предполагает подготовку официальной позиции по поводу сложившейся ситуации. В этом направлении предпринимаются следующие основные действия: - определение степени возможной заинтересованности СМИ в сложившейся ситуации; - назначение официального спикера и обеспечение его необходимой информацией; - подготовка официальных сообщений и координация их распространения; - обеспечение условий, необходимых для работы СМИ. Основным предметом взаимодействия со СМИ является установление и объяснение характера и масштаба проблемной ситуации, а также удостоверение общественности в том, что предпринимаются неотложные меры для разрешения сложившейся ситуации. Коммуникация осуществляется на протяжении всей активной фазы ответных действий с целью актуализации и распространения всей необходимой информации. Восстановительная фаза включает в себя различные виды действий, предпринимаемых по окончании кризиса или чрезвычайной ситуации. Сюда входит: - официальное объявление об окончании кризиса или чрезвычайной ситуации; - поддержание контактов со СМИ и партнерскими организациями; - обеспечение поддержки персоналу, задействованному в ликвидации кризиса или чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим сторонам; - извлечение и усвоение уроков из происшедшего. Возвращение в нормальный режим функционирования предполагает официальное объявление об окончании (разрешении) кризиса или чрезвычайной ситуации. Хотя последующие усилия, направленные на преодоление последствий сложившейся ситуации, имеют тенденцию постепенно растворяться в повседневной рутине, следует поддерживать контакты со СМИ и партнерскими организациями с тем, чтобы достигнутые успехи в реализации долгосрочных мер не растворились бесследно в информационном пространстве. Особое внимание должно уделяться поддержке персонала организации, могущего испытывать долгосрочные последствия перенесенного стресса и перенапряжения сил. Наконец, восстановительная фаза предполагает процесс организационного обучения и усвоения уроков, извлеченных из опыта. Кризисные и чрезвычайные ситуации способны оказывать как негативные, так и позитивные воздействия на профессиональную и общественную репутацию организации. И в том, и в другом случае организация должна быть способна усвоить рефлексивный компонент таких ситуаций, не подвергая себя, в то же время, ни излишней самоуспокоенности, ни парализующему страху перед возможным повторением подобных ситуаций. Грамотное руководство не упустит возможность предпринять формализованный анализ ситуации и тщательно установить позитивные и негативные моменты, не сводя при этом проблему к поиску виновных, а делая вместо этого акцент на задачах повышения организационной готовности к возможному повторению подобных ситуаций.
Вопросник для определения степени готовности организации [102] 1. Имеет ли ваша организация корпоративное представление о антикризисном и чрезвычайном менеджменте? Содержит ли оно динамическое видение последовательных фаз? 2. Осуществлялось ли в вашей организации планирование мероприятий и распределение обязанностей между лицами, задействованными в той или иной фазе антикризисного и чрезвычайного менеджмента? 3. На каких фазах антикризисного и чрезвычайного менеджмента сконцентрирована основная часть усилий вашей организации? 4. В каких фазах имеется дефицит организационных усилий? 5. Какие меры контроля и стимулирования предпринимаются в отношении лиц, исполняющих свои обязанности в рамках той или иной фазы? 6. Существуют ли фазы, в которых ответственность и стимулирование сотрудников могли бы быть усовершенствованны? 7. Уделяется ли достаточно внимания планированию всех четырех фаз антикризисного и чрезвычайного менеджмента? 8. Существуют ли барьеры, препятствующие планированию той или иной фазы? 9. Каким путем эти барьеры могли бы быть устранены?
|