Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение региона. Регион как фактор развития современных МО. Классификация регионов по Б.Хеттне.






Регион- естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ.

Согласно экономической трактовки. Регион- территория, которая обеспечивает хозяйственные связи между субъектами.

Под назва­нием «регион» известны следующие политические единицы:

Микрорегионы, то есть регионы внутри одного государства: провинции, районы, департаменты. В России их называют «субъек­тами Федерации». Микрорегионы становятся самостоятельными участниками международных от­ношений и формируют собственные международные организа­ции (например, Ассамблея европейских регионов. Ассоциация европейских приграничных регионов).

Трансграничные регионы — микрорегионы, распространившиеся на несколько государств.

Различают несколько разновидностей внутринациональных или трансграничных микрорегионов (по Ф. Сёдербауму):

(1) Физико-географические, то есть определяемые естествен­ными географическими границами (реками, горами). Примеры: Великие Озера в Африке, Амазония в Южной Америке.

(2) Культурные, имеющие общую историю, религию, культу­ру. язык. Примеры: Квебек в Канаде, Курдистан на Ближнем Вос­токе. Культурные микрорегионы могут находиться в натянутых отношениях с национальными государствами, вплоть до развития сепаратизма.

(3) Экономические, то есть сформированные на основе требо­ваний производства и экономического развития. Пример: «тре­угольники роста», еврорегионы.

(4) Административные, созданные государством для удобства управления и/или статистического учета. Такие регионы не имеют географической, культурной или экономической общности и не об­ладают политическим самоуправлением. Пример: регионы Италии.

(5) Политические, то есть имеющие органы самоуправления (законодательные и исполнительные). Примеры: немецкие земли, американские штаты.

Макрорегионы, международные регионы или регионы мира состоят из многих государств. Они являются основным объек­том анализа региональных аспектов международных отноше­ний. Единой схемы регионального деления мира не существует. Обычно имеются в виду такие макрорегионы, как Европа, Евра­зия (Россия), Латинская, Центральная и Северная Америка, Вос­точная, Юго-Восточная, Южная Азия, Северная Африка, Ближ­ний и Средний Восток, Африка южнее Сахары, Австралия и Океания.

Субрегионы выделяются внутри макрорегионов как меньшие региональные группы. Как пример можно привести такие поня­тия как «страны Магриба» или «Андские государства».

Чтобы избежать путаницы, обычно говорят о регионе в узком и широком смысле. Регион в узком смысле — международный регион (субрегион), в широком — все виды регионов, включая микрорегионы. Необходимо обратить особое внимание на связь микрорегионального уровня с макрорегиональным. Опыт Евро­союза и других интеграционных объединений (АСЕАН, САДК) показывает, что макрорегионализация усиливает процессы мик­рорегионализации внутри национальных государств, а также трансграничное сотрудничество. Возникает опасность «выпаде­ния» национального государства из этой схемы и потери им кон­троля за процессами регионализации на микро- и макроуровнях.

Од­ним из самых точных и емких является определение Карла Дойча (Deutsch): регион представляет собой группу стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. Наряду с приведенными кратки­ми определениями известны определения региона, насчитываю­щие более десяти характеристик. Необходимыми и существеными из этих характеристик можно признать следующие:

1. Регион состоит из государств, которых больше двух, но точное число зависит от конкретного региона. Помимо госу­дарств, в регионе могут находиться другие акторы (региональные представительства международных организаций, миротворческие и иные миссии ООН и региональных организаций), но они явля­ются по отношению к нему внешними субъектами.

2. Государства региона являются географически близкими друг другу. Поэтому Россия и Венесуэла, каким бы тесным ни было их взаимодействие, не могут составлять регион.

3. Плотность связей внутри региона превышает плотность связей стран региона с внешними субъектами. Каждый регион представляет собой систему, вернее, является подсистемой общей системы международных отношений. Внутрирегиональные связи могут быть экономическими, политическими, культурными, че­ловеческими и иными. Чем больше связей и чем они плотнее, тем более интегрирован данный регион.

4. У региона есть собственный «региональный проект» — план развития на будущее, предусматривающий поддержание и усиление региональной целостности. Как и нация, регион пред­полагает чувство общности, принадлежности к данному региону. Некоторые ученые настаивают, что среди характеристик региона необходимо упомянуть наличие «коллективной региональной идентичности», то есть общих ценностей, общей исторической памяти и т. д. Б. Хеттне полагает, что регион, как и нация, явля­ется «воображаемым сообществом». Он определяет процесс ре­гионализации как нарастание «регионности» (regionness), пре­вращающей регион в актора международных отношений. Регион, в понимании Хеттне и его последователей, не сложившийся сУбъект, а продолжающийся процесс.

Основываясь на выделенных характеристиках, можно опре­делить макрорегион как группу географически близких госу­дарств, взаимосвязанных и осознающих свое единство.

Выделяют следующие разновидности макрорегионов (по Б. Хеттне):

1) Ключевые регионы («Триада»: Европа, Северная Америка, Восточная Азия). Они политически стабильны, экономически развиты и образуются с сознательной целью повышения конку­рентоспособности в глобальной экономике. Лишь в Восточной Азии гегемоническое соперничество пока является препятствием к политической регионализации, но экономическая регионализа­ция интенсивно развивается. Внутри ключевых регионов выде­ляются так называемые «внутренние периферийные зоны» (Южная Мексика в НАФТА, южная и восточная части Европы, внутренние районы КНР), за счет которых прежде всего осу­ществляется экономическое развитие. Ключевые регионы обла­дают идеологической гегемонией над остальным миром, распро­страняя экономическую философию неолиберализма.

2) Промежуточные регионы (Южная Америка, Юго-Вос­точная Азия). Они зависят от ключевых и ожидают инкорпориро­вания в них, по мере того как достигнут определенного уровня экономического развития и политической стабильности. Ключе­вые регионы поощряют регионализацию промежуточных с целью их включения в собственные региональные структуры (например, долгосрочная стратегия США заключается в объединении НАФТА и МЕРКОСУР в единую зону свободной торговли). В то же время промежуточные регионы представляют собой потен­циальных экономических конкурентов ключевым регионам.

3) Периферийные регионы (Южная Африка, Южная Азия, Ближний Восток, Евразия). Они политически нестабильны и эко­номически неразвиты, но вынуждены консолидироваться, чтобы избежать маргинализации в глобализированном мире. Консоли­дации мешают внутрирегиональные конфликты. Периферийные регионы являются источником проблем для ключевых, которые начинают вмешиваться в их внутренние дела.

В системе современных МО понятие регион фиксир на уровне м/д организаций. Регион явл пространством и фактом развития интеграции и регионализации.

Структура региональных порядков

Региональный гегемон или протогегемон. Термин «прото­гегемон» используется потому, что большинству государств, ос­нащенных всем необходимым для гегемонии в регионе, все же не удается ее достигнуть. Основной причиной является противодей­ствие со стороны других протогегемонов или мировых держав, стремящихся контролировать обстановку в регионе.

Региональный гегемон — государство, уровень силы кото­рого выше, чем у его соседей по региону. В случае необходимо­сти гегемон должен быть способен действовать в одиночку, не вовлекая другие державы. Компонентами силы являются в пер­вую очередь военная мощь, размер населения и валовой нацио­нальный продукт. Помимо мощных традиционных вооружен­ных сил, региональный гегемон обычно обладает ядерным оружием или находится на пороге его изготовления.

Выделяют следующие признаки регионального гегемона:

а) географически относится к данному региону;

б) может противостоять любой коалиции других государств региона;

в) пользуется в регионе большим влиянием;

г) признан в качестве гегемона внутри- и внерегиональными акторами.

Региональный гегемон должен обладать достаточными ре­сурсами, чтобы выполнять роль лидера и осуществлять миро­творческие действия. Для этого ему необходима внутренняя стабильность и определенная степень консолидации. Б. Бьюзан и Оле Вевер (Waever) выделяют сильные и слабые государства. Сила определяется степенью социополитической консолидации между гражданским обществом и правительством. Сильные го­сударства противостоят главным образом угрозам извне.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал