Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение региона. Регион как фактор развития современных МО. Классификация регионов по Б.Хеттне.
Регион- естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ. Согласно экономической трактовки. Регион- территория, которая обеспечивает хозяйственные связи между субъектами. Под названием «регион» известны следующие политические единицы: Микрорегионы, то есть регионы внутри одного государства: провинции, районы, департаменты. В России их называют «субъектами Федерации». Микрорегионы становятся самостоятельными участниками международных отношений и формируют собственные международные организации (например, Ассамблея европейских регионов. Ассоциация европейских приграничных регионов). Трансграничные регионы — микрорегионы, распространившиеся на несколько государств. Различают несколько разновидностей внутринациональных или трансграничных микрорегионов (по Ф. Сёдербауму): (1) Физико-географические, то есть определяемые естественными географическими границами (реками, горами). Примеры: Великие Озера в Африке, Амазония в Южной Америке. (2) Культурные, имеющие общую историю, религию, культуру. язык. Примеры: Квебек в Канаде, Курдистан на Ближнем Востоке. Культурные микрорегионы могут находиться в натянутых отношениях с национальными государствами, вплоть до развития сепаратизма. (3) Экономические, то есть сформированные на основе требований производства и экономического развития. Пример: «треугольники роста», еврорегионы. (4) Административные, созданные государством для удобства управления и/или статистического учета. Такие регионы не имеют географической, культурной или экономической общности и не обладают политическим самоуправлением. Пример: регионы Италии. (5) Политические, то есть имеющие органы самоуправления (законодательные и исполнительные). Примеры: немецкие земли, американские штаты. Макрорегионы, международные регионы или регионы мира состоят из многих государств. Они являются основным объектом анализа региональных аспектов международных отношений. Единой схемы регионального деления мира не существует. Обычно имеются в виду такие макрорегионы, как Европа, Евразия (Россия), Латинская, Центральная и Северная Америка, Восточная, Юго-Восточная, Южная Азия, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Африка южнее Сахары, Австралия и Океания. Субрегионы выделяются внутри макрорегионов как меньшие региональные группы. Как пример можно привести такие понятия как «страны Магриба» или «Андские государства». Чтобы избежать путаницы, обычно говорят о регионе в узком и широком смысле. Регион в узком смысле — международный регион (субрегион), в широком — все виды регионов, включая микрорегионы. Необходимо обратить особое внимание на связь микрорегионального уровня с макрорегиональным. Опыт Евросоюза и других интеграционных объединений (АСЕАН, САДК) показывает, что макрорегионализация усиливает процессы микрорегионализации внутри национальных государств, а также трансграничное сотрудничество. Возникает опасность «выпадения» национального государства из этой схемы и потери им контроля за процессами регионализации на микро- и макроуровнях. Одним из самых точных и емких является определение Карла Дойча (Deutsch): регион представляет собой группу стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. Наряду с приведенными краткими определениями известны определения региона, насчитывающие более десяти характеристик. Необходимыми и существеными из этих характеристик можно признать следующие: 1. Регион состоит из государств, которых больше двух, но точное число зависит от конкретного региона. Помимо государств, в регионе могут находиться другие акторы (региональные представительства международных организаций, миротворческие и иные миссии ООН и региональных организаций), но они являются по отношению к нему внешними субъектами. 2. Государства региона являются географически близкими друг другу. Поэтому Россия и Венесуэла, каким бы тесным ни было их взаимодействие, не могут составлять регион. 3. Плотность связей внутри региона превышает плотность связей стран региона с внешними субъектами. Каждый регион представляет собой систему, вернее, является подсистемой общей системы международных отношений. Внутрирегиональные связи могут быть экономическими, политическими, культурными, человеческими и иными. Чем больше связей и чем они плотнее, тем более интегрирован данный регион. 4. У региона есть собственный «региональный проект» — план развития на будущее, предусматривающий поддержание и усиление региональной целостности. Как и нация, регион предполагает чувство общности, принадлежности к данному региону. Некоторые ученые настаивают, что среди характеристик региона необходимо упомянуть наличие «коллективной региональной идентичности», то есть общих ценностей, общей исторической памяти и т. д. Б. Хеттне полагает, что регион, как и нация, является «воображаемым сообществом». Он определяет процесс регионализации как нарастание «регионности» (regionness), превращающей регион в актора международных отношений. Регион, в понимании Хеттне и его последователей, не сложившийся сУбъект, а продолжающийся процесс. Основываясь на выделенных характеристиках, можно определить макрорегион как группу географически близких государств, взаимосвязанных и осознающих свое единство. Выделяют следующие разновидности макрорегионов (по Б. Хеттне): 1) Ключевые регионы («Триада»: Европа, Северная Америка, Восточная Азия). Они политически стабильны, экономически развиты и образуются с сознательной целью повышения конкурентоспособности в глобальной экономике. Лишь в Восточной Азии гегемоническое соперничество пока является препятствием к политической регионализации, но экономическая регионализация интенсивно развивается. Внутри ключевых регионов выделяются так называемые «внутренние периферийные зоны» (Южная Мексика в НАФТА, южная и восточная части Европы, внутренние районы КНР), за счет которых прежде всего осуществляется экономическое развитие. Ключевые регионы обладают идеологической гегемонией над остальным миром, распространяя экономическую философию неолиберализма. 2) Промежуточные регионы (Южная Америка, Юго-Восточная Азия). Они зависят от ключевых и ожидают инкорпорирования в них, по мере того как достигнут определенного уровня экономического развития и политической стабильности. Ключевые регионы поощряют регионализацию промежуточных с целью их включения в собственные региональные структуры (например, долгосрочная стратегия США заключается в объединении НАФТА и МЕРКОСУР в единую зону свободной торговли). В то же время промежуточные регионы представляют собой потенциальных экономических конкурентов ключевым регионам. 3) Периферийные регионы (Южная Африка, Южная Азия, Ближний Восток, Евразия). Они политически нестабильны и экономически неразвиты, но вынуждены консолидироваться, чтобы избежать маргинализации в глобализированном мире. Консолидации мешают внутрирегиональные конфликты. Периферийные регионы являются источником проблем для ключевых, которые начинают вмешиваться в их внутренние дела. В системе современных МО понятие регион фиксир на уровне м/д организаций. Регион явл пространством и фактом развития интеграции и регионализации. Структура региональных порядков Региональный гегемон или протогегемон. Термин «протогегемон» используется потому, что большинству государств, оснащенных всем необходимым для гегемонии в регионе, все же не удается ее достигнуть. Основной причиной является противодействие со стороны других протогегемонов или мировых держав, стремящихся контролировать обстановку в регионе. Региональный гегемон — государство, уровень силы которого выше, чем у его соседей по региону. В случае необходимости гегемон должен быть способен действовать в одиночку, не вовлекая другие державы. Компонентами силы являются в первую очередь военная мощь, размер населения и валовой национальный продукт. Помимо мощных традиционных вооруженных сил, региональный гегемон обычно обладает ядерным оружием или находится на пороге его изготовления. Выделяют следующие признаки регионального гегемона: а) географически относится к данному региону; б) может противостоять любой коалиции других государств региона; в) пользуется в регионе большим влиянием; г) признан в качестве гегемона внутри- и внерегиональными акторами. Региональный гегемон должен обладать достаточными ресурсами, чтобы выполнять роль лидера и осуществлять миротворческие действия. Для этого ему необходима внутренняя стабильность и определенная степень консолидации. Б. Бьюзан и Оле Вевер (Waever) выделяют сильные и слабые государства. Сила определяется степенью социополитической консолидации между гражданским обществом и правительством. Сильные государства противостоят главным образом угрозам извне.
|