Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие политической интеграции в ЕС. Институализация внешнеполитической активности ЕС по условиям Лиссабонского договора.
ЕС – региональное интеграционное объединенное, оформленное посредством системы союзов в политической, экономической и валютной сферах; обладающее уникальной наднациональной системой, сбалансированной с интересами и суверенными правами государст-членов. Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении институтов Союза. 2007 — подписание Договора о реформе в Лиссабоне. 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора. · Политика ЕС на наднациональном уровне · ЕС становится субъектом · Стратегия расширения, но осознание ее исчерпаемости · Правосубъектность(сторона международных договоров) · Председатель ЕвроСовета
Что нового привнес этот Договор в устройство и право Европейского Союза?
1. Было осуществлено упрощение внутреннего устройства Союза за счет ликвидации «структуры трех опор». Это позволило отказаться от путающей двусмысленности понятий «Европейский Союз» — «Европейское сообщество». Все упоминания о «Европейском сообществе» были заменены на «Европейский Союз». Большое значение имеет формула, которая устанавливает, что Союз замещает собой Европейское сообщество и ему наследует. Как отмечет профессор Л.М. Энтин: «Это особенно важно для признания легитимности подзаконных актов, которые содержат основную массу правовых норм, регулирующих отношения в ЕС. Их насчитываются десятки тысяч. Никакой специальной работы по пересмотру этой огромной массы подзаконных актов и их проверке на соответствие переосмысленным учредительным актам в связи с изменением структуры и правопорядка ЕС не потребуется. Это позволило при внесении принципиальной новизны сохранить достижения и обеспечить преемственность права Европейского Союза». 2. Предусмотренное Договором о реформе предоставление Европейскому Союзу статуса юридического лица (ст. 47 Договора о Европейском Союзе) существенно усилит его позиции в мире и на переговорах с третьими странами, а также с международными организациями. Признание принципа единой правосубъектности Европейского Союза выражается в следующих важных прерогативах: - Европейский Союз рассматривается в качестве единого субъекта компетенции, предоставленной ему государствами-членами; - эта компетенция реализуется им через единую систему собственных институтов, органов и учреждений; - сформирована единая система правовых актов (регламентов, директив и т.д.), издаваемых во всех сферах его компетенции; - признается наличие у Европейского Союза «максимально широкой правоспособности» юридического лица и его деликтоспособности, т.е. способности нести ответственность по договорам и другим обязательствам; - предусмотрено право Союза заключать международные соглашения с третьими государствами и международными организациями, иметь привилегии и иммунитеты на территории государств-членов, создавать дипломатические миссии и представительства; - наличие у Союза своего бюджета, финансируемого за счет собственных ресурсов, свидетельствует также и о его определенной финансовой автономии.
3. Произведена частичная, хотя и не до конца последовательная, но важная кодификация (точнее — систематизация) сложной и не очень понятной системы базовых учредительных договоров, которую уже называли «джунглями из договоров». «Конституционную» основу Союза, сердцевину первичного законодательства ЕС, составили Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза (сменивший Договор о Европейском сообществе). Им посвящены две объемные статьи — ст. 1 и 2 Лиссабонского договора.
4. В новом разделе развита и закреплена система демократических принципов функционирования Союза, включая принципы демократического равенства, представительной демократии, увеличения роли национальных парламентов.
5. Проведено более четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Европей ским Союзом и государствами-членами посредством определения исключительной, совместной и поддерживающей «категории компетенции». При этом за странами — участниками ЕС сохранена остаточная компетенция. (Это все более напоминает структуру разделения компетенции в федеративных государствах.) Лиссабонский договор усилил роль Европей ского Союза в вопросах борьбы с изменением климата, региональными и глобальными проблемами окружающей среды, интеграции в сфере энергетики.
договорное происхождение, природу и источник властных полномочий Союза. Из этого принципа следует, что ЕС не вправе выходить за пределы предоставленной ему государствами-членами компетенции. Он обязан строго руководствоваться в своей деятельности целями и принципами, зафиксированными в учредительных договорах, а вся остаточная компетенция сохраняется за государствами-членами.
В число институтов добавлено два новых — Европей ский Совет и Европей ский центральный банк. Европей ский Совет, расположенный в перечне институтов сразу после парламента, является высшим органом политического руководства и координации. Можно согласиться с мнением Л.М. Энтина, что «Европей ский Со- вет все больше выступает в качестве верховного арбитра при определении и про- ведении политического курса ЕС». Он приобрел право принятия юридически обязательных решений, но формально не наделен полномочиями по принятию законов, направленных на унификацию или гармонизацию национального права государств-членов.
|