Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие политической интеграции в ЕС. Институализация внешнеполитической активности ЕС по условиям Лиссабонского договора.






 

ЕС – региональное интеграционное объединенное, оформленное посредством системы союзов в политической, экономической и валютной сферах; обладающее уникальной наднациональной системой, сбалансированной с интересами и суверенными правами государст-членов.

Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении институтов Союза.

2007 — подписание Договора о реформе в Лиссабоне.

2009 — вступление в силу Лиссабонского договора.

· Политика ЕС на наднациональном уровне

· ЕС становится субъектом

· Стратегия расширения, но осознание ее исчерпаемости

· Правосубъектность(сторона международных договоров)

· Председатель ЕвроСовета

 

Что нового привнес этот Договор в устройство и право Европейского Союза?

 

1. Было осуществлено упрощение внутреннего устройства Союза за счет ликвидации «структуры трех опор». Это позволило отказаться от путающей двусмысленности понятий «Европейский Союз» — «Европейское сообщество». Все упоминания о «Европейском сообществе» были заменены на «Европейский Союз». Большое значение имеет формула, которая устанавливает, что Союз замещает собой Европейское сообщество и ему наследует. Как отмечет профессор Л.М. Энтин: «Это особенно важно для признания легитимности подзаконных актов, которые содержат основную массу правовых норм, регулирующих отношения в ЕС. Их насчитываются десятки тысяч. Никакой специальной работы по пересмотру этой огромной массы подзаконных актов и их проверке на соответствие переосмысленным учредительным актам в связи с изменением структуры и правопорядка ЕС не потребуется. Это позволило при внесении принципиальной новизны сохранить достижения и обеспечить преемственность права Европейского Союза».

2. Предусмотренное Договором о реформе предоставление Европейскому Союзу статуса юридического лица (ст. 47 Договора о Европейском Союзе) существенно усилит его позиции в мире и на переговорах с третьими странами, а также с международными организациями.

Признание принципа единой правосубъектности Европейского Союза выражается в следующих важных прерогативах:

- Европейский Союз рассматривается в качестве единого субъекта компетенции, предоставленной ему государствами-членами;

- эта компетенция реализуется им через единую систему собственных институтов, органов и учреждений;

- сформирована единая система правовых актов (регламентов, директив и т.д.), издаваемых во всех сферах его компетенции;

- признается наличие у Европейского Союза «максимально широкой правоспособности» юридического лица и его деликтоспособности, т.е. способности нести ответственность по договорам и другим обязательствам;

- предусмотрено право Союза заключать международные соглашения с третьими государствами и международными организациями, иметь привилегии и иммунитеты на территории государств-членов, создавать дипломатические миссии и представительства;

- наличие у Союза своего бюджета, финансируемого за счет собственных ресурсов, свидетельствует также и о его определенной финансовой автономии.

 

3. Произведена частичная, хотя и не до конца последовательная, но важная кодификация (точнее — систематизация) сложной и не очень понятной системы базовых учредительных договоров, которую уже называли «джунглями из договоров». «Конституционную» основу Союза, сердцевину первичного законодательства ЕС, составили Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза (сменивший Договор о Европейском сообществе). Им посвящены две объемные статьи — ст. 1 и 2 Лиссабонского договора.

 

4. В новом разделе развита и закреплена система демократических принципов функционирования Союза, включая принципы демократического равенства, представительной демократии, увеличения роли национальных парламентов.

 

5. Проведено более четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Европей ским Союзом и государствами-членами посредством определения исключительной, совместной и поддерживающей «категории компетенции». При этом за странами — участниками ЕС сохранена остаточная компетенция. (Это все более напоминает структуру разделения компетенции в федеративных государствах.)
Проводя в жизнь линию Европей ской Конституции 2007 г., Лиссабонский до- говор официально расширил компетенцию Союза на мероприятия в таких сферах, как координация административного сотрудничества государств-членов в области претворения в жизнь права Европей ского Союза, службы общеэкономического значения, гражданская оборона, энергетика (за исключением входящей в ведение Евратома), космос, туризм, спорт, координация мер по оказанию помощи государствам-членам, пострадавшим от террористических актов или катастроф и гуманитарная помощь третьим странам. Идя дальше проекта Конституции,

Лиссабонский договор усилил роль Европей ского Союза в вопросах борьбы с изменением климата, региональными и глобальными проблемами окружающей среды, интеграции в сфере энергетики.


Лиссабонский договор в ст. 5 Договора о ЕС систематизировал основные прин- ципы компетенции Европей ского Союза, впервые четко обозначив в учредитель-ных документах важней ший принцип функционирования этой организации политической власти — принцип наделения компетенцией. Он подчеркивает

договорное происхождение, природу и источник властных полномочий Союза.

Из этого принципа следует, что ЕС не вправе выходить за пределы предоставленной ему государствами-членами компетенции. Он обязан строго руководствоваться в своей деятельности целями и принципами, зафиксированными в учредительных договорах, а вся остаточная компетенция сохраняется за государствами-членами.
Была осуществлена долгожданная широкомасштабная институциональная реформа, способствующая усилению эффективности, координации дей ствий и дальней шей демократизации Союза. Была уточнена трехуровневая система управления Европей ским Союзом, состоящая из институтов, наделенных властными полномочиями, других органов (создаваемых на основании учредительных документов и по решению институтов) и новой категории, названной учреждениями (которые ранее рассматривались как разновидность органов).

 

В число институтов добавлено два новых — Европей ский Совет и Европей ский центральный банк. Европей ский Совет, расположенный в перечне институтов сразу после парламента, является высшим органом политического руководства и координации. Можно согласиться с мнением Л.М. Энтина, что «Европей ский Со- вет все больше выступает в качестве верховного арбитра при определении и про- ведении политического курса ЕС». Он приобрел право принятия юридически обязательных решений, но формально не наделен полномочиями по принятию законов, направленных на унификацию или гармонизацию национального права государств-членов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал