Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеграционные процессы в Латинской Америке
Экономическое и социальное развитие Латинской Америки до последнего времени сдерживалось из-за зависимого характера национальных экономик. Они обладали лишь вертикальными связями с развитой экономикой США и почти не имели взаимного товарооборота. Это делало их зависимыми от одного торгового партнера и закрепляло за странами региона строго определенное место в международном разделении труда. Необходимость преодоления этой зависимости стала вызовом, который изменил Латинскую Америку. Под научным и методологическим руководством Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна правительства Латинской Америки приступили к реализации долгосрочных программ развития, предусматривавших рост импортозамещающих производств и, в перспективе, достижение эффективной экономической независимости. В начале 1950-х годов считалось вполне вероятным решение этой задачи для таких стран как Аргентина, Мексика, Чили, Колумбия и Бразилия. Однако ожидавшийся рывок не произошел. Темпы роста экономик региона стали замедляться в 1950–1960 гг. Среди экономистов вспыхнули ожесточенные дебаты о причинах сохранения отсталости. «Теория зависимости»: экономики стран континента находятся в зависимости от конъюнктуры экономики США. В 50-е годы в Латинской Америке возникла теория “периферийной экономики”: отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен. Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт. Региональная интеграция. Попытка добиться: - преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор; - увеличить инвестиционные возможности индустрии за счет привлечения иностранного капитала; - расширение регионального рынка резко повысит заинтересованность ТНК в капиталовложениях в ЛА; -снижение напряженности платежного баланса и ослабление проблемы внешней задолженности и т.д. На основании этого широкое признание получил принцип договорной специализации, т.е. заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран. Что привело к ориентации на производственное сотрудничество + протекционизм. В 60-70-х годах это привело к созданию около 20 региональных объединений. Страны Латинской Америки приступили к объединительным процессам раньше других развивающихся стран. Первые организации были созданы уже в 1960 году. 18 февраля 1960 г. в Монтевидео Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай подписали договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), позже преобразованной в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа было заключено соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа – Центральноамериканского общего рынка (позже – ЦАИС). В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительный документ – “Договор Картахены” или “Андский пакт”, образовав Андскую группу стран. В 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас было образовано Карибское сообщество (КАРИКОМ). Основной стратегической целью всех этих организаций было гармоничное и сбалансированное развитие экономик латиноамериканских стран, которое должно привести к созданию единого экономического пространства. Они внесли существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений – Андского сообщества и МЕРКОСУР, а также способствовав заключению и унификации двусторонних экономических соглашений. Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас. Заметное ослабление коллективных механизмов произошло в 80-е годы, названные «потерянным десятилетием». В дальнейшем, по мере преодоления острых трудностей, положение менялось, но проблемы не исчезали, принимая лишь иные формы. В основе Латиноамериканской интеграции изначально лежали как хозяйственные, так и политические мотивы, и лишь рассматривая их в совокупности и взаимозависимости, можно уяснить сущность и направленность объединительных тенденций на континенте. 18 декабря 1986 года в Рио-де-Жанейро была образована Группа Рио, куда в настоящий момент входят 23 государства Латинской Америки. Группа Рио является примером политической интеграции. Это объединение является наиболее представительным и влиятельным объединением латиноамериканских государств, играющим важную роль в развитии региональной интеграции, укреплении международного авторитета Латинской Америки и повышении её удельного веса в мировых делах. Основными направлениями деятельности организации стали поддержка мира в странах Центральной Америки, переговоры с должниками и кредиторами стран-участниц Группы, разработка концепции создания единого американского рынка, препятствие деятельности международной наркомафии, террористов и торговцев оружием, а также охрана окружающей среды. Перечислить организации из информационной таблицы
|