Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Союз арабского Магриба
Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Председателем совета поочередно становится каждая страна. В Союз арабского Магриба входят: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Все государства являются членами Лиги арабских государств, и, за исключением Марокко, Африканского союза. С точки зрения экономической интеграции договор о создании предусматривал создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза. Доля взаимной торговли в общем объёме внешней торговли менее 10 %. На протяжении начала 90-х годов страны Магриба осуществляли различные проекты, направленные на усиление интеграции между собой и даже ставили целью достижение полного экономического союза к 2000 году, однако с течением времени их планы поменялись и на сегодняшний день интеграция между этими странами воспринимается ими самими как шаг на пути к интеграции и пытаются в рамках своей интеграции развить свои экономики, чтобы приблизиться к критериям вступления в ЕС. Этому способствует их географическая близость к Европе, а также оставшиеся крепкие связи с европейскими странами, прежде всего с Францией, чьими колониями были стран Магриба. Постоянно возрастает технологическая зависимость стран Северной Африки от западноевропейских государств В 1989 году был образован и Совет арабского сотрудничества, в который вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика по принципу географического единства, но не исходя из общности экономического развития. Так, Египет, Иордания и ЙАР являются экспортерами дешевой рабочей силы в Саудовскую Аравию. Как и многие возникавшие в арабском мире объединения САС просуществовал недолго: кувейтский кризис 1990 года качественно изменил расстановку сил в регионе: Египет принял участие в военных действиях против Ирака на стороне многонациональных сил, Иордания и ЙАР поддержали Ирак. Наложенные на Ирак в 1990-1991 гг. международные санкции ввергли эту страну в глубокую изоляцию, в условиях которой об участии Ирака в деятельности какой-либо арабской организации не может быть и речи.
ОАПЕК Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК). Это объединение создано в 1978 г. В состав ОАПЕК входят 11 государств, Совет министров. Самый главный орган, который отвечает за выработку политики в целом и управление Организацией. В него входят министры нефтяной промышленности или должностные лица в значительной степени отвечающие в своей стране за эту сферу. Председательство в Совете каждый год переходит от одной страны к другой в алфавитном порядке. Исполнительное бюро. Оказывает содействие Совету Министров в управлении делами Организации. Каждая страна самостоятельно назначает по одному представителю в состав Бюро. Председательство в Бюро также каждый год переходит от одной страны к другой в алфавитном порядке. Генеральный секретариат. Под руководством Генерального секретаря осуществляет весь комплекс мероприятий во ведению работ Организации в соответствии с положениями Соглашения, а также резолюциями и директивами Совета министров Секретариат располагается в Кувейте. Судебная коллегия. Протокол о создании этого органа, также называемого Трибуналом (Tribunal), был подписан 9 мая 1978 г. Согласно протоколу нечетное количество судей должно быль 7-11 человек, каждый из которых должен являться гражданином арабского государства. Решения Трибунала считаются окончательными и обязательны для исполнения для стран-членов. «Основная цель Организации — различные виды экономического сотрудничества в нефтяной промышленности между странами-участницами, формирование самых тесных связей между ними в этой сфере, определение способов и средств охраны законных интересов каждой по отдельности и всех стран-участниц в отрасли, объединение усилий в целях обеспечения поступления нефти на рынки потребления на равных и приемлемых условиях и создание благоприятного климата для вложения капитала и профессиональных компетенций в нефтяную промышленность стран-участниц.» Для реализации указанных целей создана система фондов и банков, расположенных преимущественно в странах Персидского залива. Среди них: - Кувейтский фонд арабского экономического развития (Кувейт); -Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт); -Арабский валютный фонд (ОАЭ); -Исламский банк развития (Саудовская Аравия); -Арабский банк экономического развития (Судан) Важной особенностью идентичности ближневосточных стран является осознание себя частью единой арабской нации, что определяется общностью исторической судьбы, языковым и культурным родством. Отличительной особенность интеграционной системы региона является маргинализация нескольких важнейших экономик — Израиля, Ирана и Турции. Израиль и Иран вообще не принимают участия в региональных многосторонних проектах.
25. Геополитические факторы развития стран арабского Востока на современном этапе.
После распада Советского Союза сформировалась новая геополитическая архитектура мира. Идеи «арабского социализма» казались созвучными ментальности арабов. Благодаря ориентации на СССР была обеспечена советская военная и экономическая поддержка местных авторитарных режимов. Началась череда арабских «революций» (Тунис, Египет, Ливия), которые на Западе поспешили назвать «демократическими». Вспыхнули беспорядки в Бахрейне, Кувейте, Омане, Йемене, Алжире, Сирии и Иордании. Произошел распад Судана по конфессиональному признаку (на мусульманский и христианский). С одной стороны арабского мира — богатейшие монархии стран Персидского залива, с другой — нищета и безработица. Несмотря на различные требования (социальные, экономические, политические, конфессиональные) арабы выступают против коррупции, застоя правящих режимов и попыток даже в светских государствах перейти к передаче власти на основе семейного принципа от отца к сыну (Египет, Ливия). На арабском Востоке за последние десятилетия были осуществлены два социальных эксперимента по строительству светлого будущего — не только «арабского социализма» или «народного капитализма» в Ливии, но и проамериканская модель общества потребления в Объединённых Арабских Эмиратах. Арабские «революции» в Египте и Магрибе временно отвлекли внимание от зоны Персидского залива, где в ближайшем будущем произойдет основная геополитическая перезагрузка. В евразийской геополитике США «иранская угроза» заменила «советскую угрозу». Поэтому волнения шиитов в арабских государствах Персидского залива приписываются исключительно Ирану. 1) Турция, являющаяся в какой-то степени участницей ближневосточных процессов, выстраивает свою экспансию на основании пантюркизма – близком этническом родстве тюркских народов 2) Египет из-за своего удачного положения по обе стороны Суэцкого канала претендует на лидерство на южном и восточном побережье Средиземного моря. Объединение усилий в деле интеграции с Сирией и Ливаном может сделать Египет центром притяжения арабского мира. Свои способности к лидерству Египет недавно продемонстрировал, выступив посредником на переговорах лидеров Израиля и ХАМАС. 3) Иран осуществляет свое геополитическое влияние, основываясь на теории исламской революции 1978-1979 гг. До середины XX века территория Ирана была колониальными владениями Великобритании, Франции и Германии, а после падения колониальной системы после Второй мировой войны в регионе действовали три силы – лояльная Западу Саудовская Аравия, социалистически ориентированные Ирак, Египет и традиционалисты, основывающиеся на арабской этнической, либо религиозной исламской идентичности. 4) Королевство Саудовская Аравия – крупнейшее государство региона. Экспорт ваххабизма, ортодоксального ислама предопределил расширение зоны влияния Саудовской Аравии. Важнейшим фактом является то, что святыни ислама располагаются на территории именно этого государства, что позволяет Саудовской Аравии занимать совершенно отдельное место в иерархии стран Ближнего Востока. Сфера интересов Саудовской Аравии местами выходит за пределы Аравийского полуострова. Хорошие связи с Соединенными Штатами позволяют официальному Эр-Рияду оказывать уверенное влияние на соседние государства. Последнее время объектом систематической критики королевского дома саудитов становится Иран. Катар и ОАЭ, время от времени выдвигаются на первый план при решении тех или иных проблем. Серьезной проблемой Ближнего Востока является то, что даже совокупные военные ресурсы арабского мира не позволяют им противостоять в случае возникновения внешней угрозы не только ведущим мировым державам, но и некоторым другим странам Ближнего и Среднего Востока, что можно увидеть в многочисленных поражениях арабских государств в войнах с Израилем. Это странным образом сочетается с колоссальными военными расходами, которые совершат страны, в частности, Персидского залива, получающие сверхприбыли от продажи нефти. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ тратят на закупку вооружений в среднем около 10 % ВВП
|