Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ислам как фактор политического и социального развития БСВ. Исламская интеграция
В последнее время в мире наблюдается интенсивный, но при этом достаточно сложный процесс мусульманской интеграции. Основные трудности на этом пути связаны как с внутренними, так и с внешними факторами. К внутренним факторам, в частности, относятся глубокие структурные диспропорции самого мира ислама, его пестрая разнородность, авторитарный характер и коррумпированность правящих в нем режимов. Внешние факторы в первую очередь связаны с идеологической, военной, политической и экономической экспансией Запада. Вместе с тем исламский мир все более становится единым, коллективным субъектом международных отношений. У мусульманских народов растет потребность в единстве, сплоченности и солидарности, которые присущи понятию «исламская умма». Показательно, что военные действия в Афганистане, Ираке, Ливане, угрозы применения военной силы против Ирана воспринимаются сегодня как акты агрессии против исламского мира в целом. На фоне американской оккупации Ирака, израильской агрессии против Ливана и напряженности вокруг Ирана особое значение приобрели отношения между суннитами и шиитами. Это связано с активными попытками Запада разжечь конфликт между представителями двух самых многочисленных исламских конфессий (шииты составляют около 8 % мусульман). Так, стратегия «Исламский мир после 11 сентября», уделяет особое внимание использованию суннитско-шиитских противоречий для реализации американских планов на Ближнем Востоке. В ней, в частности, говорится: «...возможность достижения баланса между суннитами и шиитами может поставить барьер перед исламскими экстремистскими движениями и создать основу для стабильности американского присутствия на Ближнем Востоке». Действия американцев в оккупированном Ираке, их активность в отношении треугольника Иран-Сирия-Ливан свидетельствуют, что за фразой «достижение баланса» скрываются планы по разжиганию конфессиональной розни между суннитами и шиитами. Важным шагом на пути структуризации и интеграции мирового мусульманского пространства стало создание в июле 2004 года Международного союза мусульманских ученых (МСМУ). В его состав вошли сунниты и шииты. Председателем Совета был избран известный мусульманский ученый и проповедник шейх Юсуф Кардави, его заместителем - генеральный секретарь Международной ассамблеи по сближению исламских конфессий, авторитетный шиитский ученый аятолла Мухаммад Али Тасхири. Одной из главных задач МСМУ является развитие диалога и сотрудничества между мусульманами всех направлений и мазхабов (правовых школ). Вопрос о мусульманской интеграции перед лицом серьезных вызовов становится все более актуальным. Всеобщее объединение и создание эффективной системы решения глобальных проблем позволит мусульманам решать сложные задачи, такие как предотвращение агрессий и гуманитарных катастроф. Влияние ислама на принятие внешнеполитических решений или апелляция к религии характерны как для наиболее патриархальных и траиционалистских режимов, так и для руководителей светской, националистической и реформаторской ориентации. Современной политике арабских стран БСВ свойственен прагматизм в приведении политических решений к нормам религии. НО нормы ислама учитываются, когда они соответствуют реалиям времени и конкретным требования, и игнорируются, в случае если вступают в противоречие с такими требованиями. На Ближнем Востоке было создано большое количество интеграционных группировок на основе их религиозной идентичности.
|