Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеграционные процессы в Сев. Америке. НАФТА и проблемы создания межамериканской зоны свобод. торговли.
Создание в 1994 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле — НАФТА — знаменовало желание укрепить свои позиции в глобальной экономике. Процесс, инициированный США, Канадой и Мексикой, не был одобрен другими слоями общества этих стран. За объединением скорее стояли частные компании, чем государства. НАФТА созданная в интересах американских корпораций, закрепляет традиционную неоколониальную модель отношений между ядром и периферией. Экономические связи США и Мексики породили так называемые макиладорас — сборочные американские фирмы, работающие в Мексике, где рабочая сила намного дешевле. Это получило название «асимметричной интеграции». Нефтезависимая экономика Мексики постепенно трансформировалась в индустриальную, то есть страна перешла из периферийной зоны мировой экономики в полупериферийную. Увеличилось число мексиканских эмигрантов в США, которые пересылают домой деньги, обеспечивающие существование их родственников. Канаде удалось диверсифицировать и интернационализировать свою экономику, резко увеличив объем торговли. Создание НАФТА имело три основания: 1. Уже существовавшее разделение труда между США, Канадой и Мексикой. ТНК действовали в регионе так, как если бы он был единым целым, не разделенным на государства, они были заинтересованы в формальном закреплении уже имевшей место интеграции высокой степени. Канада и северная Мексика (вместе с остальной Латинской Америкой) являются производящей частью (полупериферией), производителями сырья и дешевой рабочей силы (периферией). США — руководящая часть, осуществляющая управление и координацию. 2. Приход к власти в Мексике администрации Салинаса, которая под руководством МВФ проводила (с 1986 г.) реформы по либерализации торговли, дерегуляции и приватизации. Эта часть мексиканской элиты считала, что членство в НАФТА гарантирует необратимость неолиберальных реформ. В основном эти люди были связаны не с национальной экономикой, а с транснациональными секторами региональной экономики. В Канаде с 1984 г. находилось у власти консервативное правительство Малруни, также заинтересованное в неолиберальной экономической политике. Первоначально политика Салинаса привела к определенным экономическим достижениям. Однако преобладание иностранных товаров способствовало разорению местных предпринимателей. Мексиканский экспорт на мировом рынке столкнулся с протекционистскими мерами стран Запада. В 1994 г. неолиберальная политика привела Мексику к экономическому кризису и краху финансовой системы. Для спасения мексиканской экономики США и международные финансовые организации предоставили ей кредит более чем в 50 млрд долларов. 3. Ощущение нарастающей экономической угрозы со стороны ЕС и Восточной Азии, пример европейской интеграции. Члены НАФТА обеспечивают едва ли не все производство и торговлю обеих Америк, их общий ВНП составляет 97 % от неамериканского. Создание НАФТА вызвало противодействие общества не только в Мексике и Канаде, но и в самих США. Против НАФТА выступили крупнейшие американские профсоюзы, организации потребителей, экологические организации, а также националисты, которые вообще против членства США в международных организациях. Отрицательную позицию по отношению к НАФТА занял Росс Перо, миллиардер из Техаса, ставший третьим кандидатом на президентских выборах 1992 г. Перо утверждал, что НАФТА будет способствовать распространению наркотиков в США. НАФТА почти не имеет наднациональных институтов, что отражает неолиберальное представление об управляющей социальными процессами «невидимой руке». Так называемый «Секретариат НАФТА» не является единым органом. Он состоит из трех национальных секций. Помимо этого в НАФТА создано две комиссии: по сотрудничеству в сфере трудовых ресурсов и по экологическому сотрудничеству. Полномочия комиссий минимальны. Строго экономическая направленность НАФТА объясняется позицией Соединенных Штатов, которые являются сверхдержавой и не стремятся к созданию региональных блоков. НАФТА — результат стремления США организовать свою периферию наиболее удобным образом. США не заинтересованы в появлении региональных многосторонних политических институтов, а тем более — наднациональных институтов управления. США имеют далеко идущие планы по распространению принципов НАФТА на всю Латинскую Америку. В этом смысл выдвинутой администрацией Буша-старшего «Инициативы двух Америки» (1990) и плана перерастания НАФТА в Зону свободной торговли обеих Америк. Проблема создания межамериканской зоны свободной торговли: США рассматривали НАФТА как ядро, вокруг которого под их руководством развивался бы процесс создания всеамериканской ЗСТ. Мексика в этом случае должна была проводить необходимый США курс и препятствовать попыткам других государств выработать единый подход к формированию АЛКА. Особое неприятие у стран ЛКА вызывало предложение США и Канады о формировании АЛКА через присоединение к НАФТА каждой латиноамериканской страны в отдельности. По сути, речь шла о распространении норм и правил НАФТА на все государства региона и, как следствие, роспуске субрегиональных группировок. Ведущие страны Юга настаивали на первоочередном развитии именно латиноамериканской интеграции, предлагая создать панамериканскую зону свободной торговли. Полным провалом завершился Чрезвычайный саммит Америк в январе 2004 г.: президенты Бразилии и Венесуэлы заявили об отказе обсуждать какие-либо окончательные сроки подписания договора об АЛКА.
|