Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Китай как региональная сверхдержава
В настоящее время Китай превратился в доминирующую региональную державу, и очевидны его усиливающиеся стремления к статусу мировой державы. По прогнозам некоторых экспертов, после завершения современного мирового экономического кризиса уже не США, а Китай будет претендовать на роль мирового гегемона. Оптимисты считают, что темпы экономического развития Китая и масштабы иностранных капиталовложений в КНР – и те, и другие в числе самых высоких в мире - обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза относительно того, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по показателям ВВП Китай может значительно обогнать Японию (в 2010 г. ВВП Китая стал выше ВВП Японии). Этот экономический импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, и вероятно даже для более удаленных географически противников. Еще более укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, в недалеком будущем политическому подчинению Тайваня, Великий Китай превратится не только в господствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга. Совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, уже сейчас составляют около 540 млрд. долл. США. Однако пессимисты полагают, что нельзя так однозначно использовать в прогнозах политического развития механическую зависимость от статистического анализа. Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соединенные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой геополитической сверхдержавой. Известно, что этот прогноз не осуществился, поскольку не были приняты во внимание факторы экономической уязвимости Японии от притока иностранных капиталов и рынков сбыта, а также отсутствие непрерывности в политическом развитии. Пессимисты указывают на ряд факторов, которые станут препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву мирового масштаба. Во-первых, КНР будет сложно сохранить бурные темпы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для сохранения этих темпов в течение исторически продолжительного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, политической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Ничто не может гарантировать Китаю сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени. Во-вторых, настоящей проблемой для Китая может стать вопрос о новых источниках сырья и энергии. Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превышают возможности внутреннего производства. Этот разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста КНР будут оставаться очень высокими. Наконец, еще одну сложность для Китая представляет продовольственная проблема. Даже с учетом снижения темпов демографического роста население Китая продолжает увеличиваться в абсолютном выражении, в связи с этим импорт продовольствия приобретает все более важное значение для внутреннего благополучия и политической стабильности КНР. Зависимость от импорта не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению. Помимо этого, международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной. Можно назвать несколько наиболее значимых взрывоопасных вопросов, каждый из которых так или иначе способен втянуть Китай в международные конфликты: — Парасельские острова и острова Спартли в Южно-Китайском море создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность; — острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем, при этом соперники — Тайвань и материковый Китай — яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу. Исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение; — раздел Кореи и нестабильность, присущая КНДР, которая приобретает — в число других скрытых территориально-этнических конфликтов входят русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы (этнические волнения в провинции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ). Все эти факторы позволяют предположить возможность наступления этапа политической нестабильности в КНР, о чем предупреждают как китайские, так и международные эксперты. В некоторых исследованиях даже содержатся выводы о том, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продвижение к мировому могуществу. Однако нельзя не отметить, что до сих пор китайскому руководству удается достаточно успешно справляться с политическими и экономическими трудностями. Уже сегодня Китай является доминирующей региональной державой в Восточной Азии, и его дальнейшему движению вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитические факторы. Для того чтобы стабилизировать ситуацию, Китай стремится расширять свои политические связи с США, Россией, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей. Политика Соединенных Штатов применительно к Восточной Азии при администрации Обамы уже начала и, скорее всего, будет и в дальнейшем подвергаться серьезной переоценке. При этом американо–китайские отношения все больше и больше выдвигаются на первый план - в июле 2009 г. китайско-американский диалог вырос до уровня 26 «стратегического и экономического», затрагивающего самый широкий круг вопросов. Конечно, в отношениях Соединенных Штатов с Китаем и Японией есть и будет существовать проблема сбалансированности взаимодействия Вашингтона с этими ведущими государствами Восточной Азии. Избегая острой конфронтации с США и продолжая расширять объемы торгово-экономических и финансовых связей с ними, Пекин не мог, тем не менее, не испытывать недоверия к стратегическим целям политики администрации Дж. Буша в тихоокеанском регионе и конкретным шагам по их достижению. Речь шла, в частности, о программе передислокации Вооруженных Сил США на Тихоокеанском театре. Все это воспринималось в Пекине как прямые или косвенные проявления стратегии окружения и сдерживания Китая. До какого-то времени Америка, как единственная сверхдержава, могла особенно не беспокоиться по поводу недовольства Китая подобными действиями и планами. Однако серьезные неудачи и растущие проблемы в Ираке, Афганистане и Пакистане, остающийся нерешенным вопрос ракетно-ядерного потенциала Северной Кореи и, наконец, глобальный финансово-экономический кризис привели Вашингтон (при Обаме) к пониманию необходимости смещения акцента с «односторонних» на многосторонние действия при сохранении мирового лидерства Соединенных Штатов. Одна из идей, широко обсуждавшихся в американском экспертном сообществе – сформулированный в январе 2009 г. Зб. Бжезинским призыв к выстраиванию особых отношений всеобъемлющего сотрудничества между США и Китаем в формате «большой двойки» (G-2 – «Чимерика»). По существу аналогичные мысли и предложения высказывались и Генри Киссинджером, имеющему большой опыт участия в поворотных решениях Соединенных Штатов в отношении Китая. Таким образом, такой подход имеет как бы двухпартийный характер, по крайней мере, на уровне высокопоставленных отставных бюрократов и видных экспертов. Вашингтон будет продолжать усилия по вовлечению Китая в сеть двусторонних стратегических контактов – экономических, политических, военных – для того, чтобы просто лучше понимать, куда движется Китай, и принимать меры, включая превентивные, по возможному контролю над этим движением. Т.е. возможно сочетание идеи G-2, американо-китайского кондоминиума, с фактически функционирующим треугольником США-Австралия-Япония для «мониторинга» роста экономической и военно-политической мощи Китая. Что касается Пекина, то он будет действовать крайне осмотрительно, в том числе по внутриполитическим и внутриэкономическим причинам, не втягиваясь в «кондоминиум», но и сотрудничая с Вашингтоном там, где требуют национальные интересы КНР и/или поддержание международной стабильности, в том числе в сфере экономики и финансов. Тайваньский вопрос остается раздражителем и потенциальным детонатором, который может «взорвать» китайско-американское взаимодействие. Существует проблема поставок вооружений Тайваню, из-за которой периодически возникает напряженность в отношениях США с Китаем. Например, на неопределенный срок время от времени прерываются двусторонние контакты по военной линии, которым американские военные придают очень большое значение. Сейчас в американской политике взаимодействия с КНР на первый план выдвинулись вопросы финансово-экономического характера. Таких вопросов немало. Например, практически ключевой, от которого стрелками расходятся многие другие, вопрос так называемых дисбалансов, выражающихся в крупном дефиците США в торговле с Китаем и накоплением последним американских казначейских обязательств в достаточно критических масштабах. При этом Соединенные Штаты приветствовали возрастающую роль «сильного, процветающего и успешного» Китая в мировых делах. Тем самым, отвечая на опасения Китая, что США будут проводит стратегию сдерживания, препятствия росту экономической мощи азиатского гиганта. В свою очередь, Пекин, реагируя на давно и часто высказываемые опасения, что наращивающий мощь Китай будет выдавливать Америку из региона, приветствовал роль Соединенных Штатов как азиатско-тихоокеанской державы, вносящей свой вклад в «мир, стабильность и процветание» в регионе. Все это, понятно, отнюдь не исключает соперничества двух держав, но устанавливает для него рамки, в которых есть место и для широкого сотрудничества.
|