Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональные интересы Индии в Южной Азии и реформы национальной экономики государства.
Южная Азия — это регион, который традиционно включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова. В Индии к нему относят также Афганистан и Мьянму (практически для всех других государств Афганистан считается частью Среднего Востока или Юго-Западной Азии, а Мьянма — частью Юго-Восточной Азии). Южная Азия отделена от сопредельных географических регионов естественными границами. Геостратегическое положение стран Южной Азии отличается большим своеобразием: в центре — Индия, а остальные государства расположены по краям субконтинента. Только Индия имеет со всеми другими странами региона общую сухопутную или морскую границу. Геополитические реалии играют огромную роль для системы межгосударственных отношений в регионе. Взаимодействие между Индией и странами АСЕАН имеет долгую историю в виду территориально близости(сухопутная граница с Мьянмой, морская граница с Таиландом, Малайзией и Индонезией). Однако, доначала 90-х гг. сотрудничество было весьма скудным и не имело под собой институциональной основы.Знаковыми событиями в изменении отношений между Индией и странами АСЕАН стали официальныйвнешнеполитический курс «Смотри на Восток»(‘Look East’ policy), принятый правительством Индии в 1992году (ориентирован на страны АСЕАН), и наделение Индии статусом полноправного партнера по диалогу сАСЕАН в декабре 1995, а потом в ноябре 2002 года создание механизма взаимодействия между АСЕАН иИндией в рамках диалога АСЕАН+1. Необходимо отметить, что все инициативы по налаживаниюсотрудничества (в том числе и в сфере упрочения энергетических связей) предпринимались и до 90х гг., но не Индией, а либо АСЕАН в целом, либо ее отдельными членами. Недостаточное внимание Индии к этомурегиону негативно сказалось на ее положении на региональной арене. Индия сейчас пытаетсякомпенсировать этот просчет за счет интенсификации сотрудничества, и здесь не последнюю роль играетфактор энергетической безопасности. Такие страны ЮгоВосточной Азии, как Индонезия, Малайзия, Бруней, Мьянма и Вьетнам имеют обширныеразведанные запасы энергоресурсов (нефти, газа и угля), которые согласно прогнозам в будущем будутувеличиваться. Бывший министр нефти Индии Мани Шанкар Айяр часто утверждал, что Бенгальский заливможет стать «азиатским Северным морем». Учитывая тот факт, что Индия испытывает острую нехваткуэнергоресурсов, экономики этих стран и индийская экономика становятся взаимодополняемыми вэнергетической сфере. Из этого следует, что долгосрочные контракты могли бы принести выгоду обеимсторонам. Индия является одним из основных импортеров энергоресурсов из стран ЮВА, в частности нефтииз Индонезии-единственной страны АСЕАН, входящей в ОПЕК. Вторым направлением взаимодействияявляется разведка и добыча энергоресурсов в странах Юго-Восточной Азии индийскими компаниями. Примечательно, что Вьетнам стал одной из первых стран, с которой Индией было создано совместное предприятие по добыче природного газа. Идея этого совместного проекта Индии (компания ONGC Videsh), Вьетнама (PetroVietnam) и компании British Petroleum была предложена 19 мая 1988 года, а в 2005 году он был пущен в строй. Согласно договору о разделе продукции индийская компания ONGC Videsh получила45 % активов в разведке газа. Предполагается, что за период с 2004 по 2019 год Индия получит по этомуконтракту 266 млн м3 газа. Сейчас индийские компании ONGC Videsh и Essar Oil проводят геологоразведкугаза на побережье Ракхин в Мьянме. Импорт угля из Юго-Восточной Азии, несмотря на достаточнообширные его запасы в самой Индии, также является важной составляющей экономических отношений состранами Юго-Восточной Азии. Это объясняется тем, в большинстве случаев импортировать уголь из стран Юго-Восточной Азии морским путем более экономично, чем транспортировать его по железной дороге впределах самой Индии из районов добычи (Бихар и Западная Бенгалия) в другие районы. Поэтому такиекрупные производители угля в ЮВА, как Индонезия, могут стать крупным поставщиком угля в Индию, чтопозволит еще более укрепить экономические связи между двумя странами. Еще одним важным шагом в установлении прочных и долгосрочных связей между Индией и ЮВА вжизненно важной энергетической сфере является проект газопровода из Мьянмы в Индию черезтерриторию Бангладеш. Трехсторонний договор о закладке газопровода был подписан в Янгоне еще вянваре 2005 года, однако его реализация натолкнулась на сильное сопротивление со стороны Бангладеш, воснове которых лежат политические мотивы противостояния Индии, так как Бангладеш очевидноотказывается от экономической выгоды (которая заключается не только в плате за транзит, но и ввозможности бесплатной транспортировки собственного газа из восточных районов страны, где ондобывается в западные). В случае реализации этого проекта он может послужить не только катализаторомэкономических отношений между Индией и Мьянмой, но и стать фактором стабилизации политическихотношений между Индией и Бангладеш, так как газопровод тесно свяжет экономики трех стран. Энергетический фактор в ЮВА все больше приобретает геополитическую составляющую, учитываястратегическое географическое положение, как Индии, так и государств Юго-Восточной Азии. Около 60 %мировых экспортных потоков нефти и газа проходит через Индийский океан. Один из маршрутов проходитчерез Ормузский пролив из Персидского залива в Аравийское море, потом через Баб-эль-Мандебскийпролив из Аравийского моря в Красное, затем через Суэцкий канал в Европу. Контрольными точкамивторого потока, направленного в Японию, Китай, Южную Корею и на западное побережье США, являетсяОрмузский и Баб-эль-Мандебский проливы, архипелаг Лакшадвип и Андамандские и Никобарские островов, принадлежащих Индии, а также Малаккский пролив из Индийского океана в Южно-Китайское море.Учитывая, что страны Персидского залива в обозримом будущем останутся основным источником энергиидля развивающихся стран Восточной Азии — Японии, Китая и Южной Кореи, доля второго маршрута будет вбудущем только увеличиваться. Подсчитано, что объем импортируемой нефти в Китае увеличится до 340млн т к 2010 и до 440 млн т к 2020 гг. Около половины всего нефтяного импорта поступает в Китай изПерсидского залива, а 25 % из Африки. Вся эта нефть, соответственно, доставляется в Китай на танкерахчерез водные пути стран Юго-Восточной Азии. В результате около 60 % всех судов, проходящих у береговСингапура, на сегодняшний день либо плывут под китайскими флагами, либо везут товары в Китай. Неудивительно поэтому, что проблема безопасности морских путей в Индийском океане будет волноватьКитай, Японию и Южную Корею даже при том, что они активно пытаются устанавливать долгосрочноесотрудничество в рамках АСЕАН+3 и АСЕАН+1. Необходимость сотрудничества в сфере защиты водныхпутей Индийского океана, вытекающая из потребности обеспечения безопасности поставок энергоресурсов, в будущем может стать основой роста значимости и влияния Индии и стран Юго-Восточной Азии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Благодаря своему географическому положению — она разделяет северную часть Индийского океанапополам на Арабское море на западе и Бенгальский залив на востоке — Индия занимает стратегическивыгодную позицию. В ближайшем будущем основные страны Восточной Азии, по-видимому, будутстремиться заключить соглашение о многостороннем сотрудничестве по обеспечению безопасностипоставок энергоресурсов, поступающих из Персидского залива через Арабское море и Бенгальский залив, через контрольный пункт в Малаккском проливе в Южно-Китайское море. Очевидно, что сотрудничествомежду Индией и странами ЮВА (которые контролируют Малаккский пролив) будет важным для достижениялюбого подобного соглашения. Безопасность энергопоставок волнует не только страны-потребители, но и страны-экспортеры, поэтомуИндия и страны ЮВА, являясь связующим звеном между Ближним Востоком и Восточной Азией, пытаютсяналаживать сотрудничество в обоих направлениях. В частности, в июне 2005 года по инициативе Сингапурабыл создан диалог Азии и стран Ближнего Востока (Asia-Middle East Dialogue — AMED), в котором принялиучастие страны Ближнего Востока, Северной Африки и Азии (в том числе и Индия). В рамках этого диалогастраны пытаются найти пути решения общих проблем, включая энергетическую. Эконом.реформы. Среди наиболее тяжелых проблем, с которыми столкнулось первое правительство независимой Индии, были социально-экономическая отсталость и массовая нищета. Первые реформы, нацеленные на либерализацию, были проведены кабинетом Раджива Ганди во второй половине 1980'х гг. В тот же период начался распад и крах советской экономической модели, а затем и политической системы, что оказало серьезное влияние на умонастроения индийских политиков, которые сделали вывод об уязвимости и незащищенности экономики командного типа. К началу 1990'х гг. экономическое положение Индии резко ухудшилось. С распадом СССР Индия потеряла крупнейшего торгово-экономического партнера. Война в Персидском заливе привела к росту цен на сырую нефть, что повлекло увеличение расходов правительства на закупку энергоносителей, а государственный бюджет лишился притока валюты от индийцев-нерезидентов, работающих в странах Персидского залива. Страну лихорадило от политической нестабильности в обществе, это негативно сказывалось на ее международном кредитном рейтинге, в результате чего международные финансовые организации сократили свои программы кредитования. Индия стояла на пороге банкротства и полного экономического краха. Бюджетный дефицит составлял 8, 5% ВВП, долги (и проценты по ним) доходили до двух третей всего объема экономики, золотовалютных запасов – 1, 2 млрд долл.1 – едва хватало на обеспечение трехнедельного импорта. В таких условиях в 1991 г. правительство Нарасимхи Рао приступило к реформам. Особая роль в этих событиях принадлежала министру финансов Манмохану Сингху (в 2004 г. занял пост премьер-министра), поскольку именно он убедил премьер-министра Н. Рао начать решительные реформы. Либеральные макроэкономические реформы проводились в два этапа. На первом этапе – с 1991 г. – основной целью реформ было ускорение экономического роста, а на втором этапе – с 1998 г. – интеграция Индии в мировую экономику. В течение нескольких лет реформ был открыт индийский рынок, государство начало приватизацию, тысячи бюрократических препон для развития бюджета были сняты, подверглась упрощению налоговая система, были отменены многие механизмы контроля и нормы, которые подавляли дух инноваций и предпринимательства и ограничивали масштабы конкуренции как внутри страны, так и на внешних рынках. Изменение условий национальный бизнес почувствовал почти сразу. Повсеместно стали возникать новые частные компании, инфляция снизилась, предприятия, пройдя реструктуризацию, повысили производительность, выросли объемы промышленного производства. Приватизация государственных предприятий привела к созданию корпораций и монополистических объединений. В Индию стали возвращаться иностранные компании и инвесторы. В 2002 г. размер иностранных инвестиций, привлеченных в период реформ, превысил 45 млрд долл. Реформы сопровождались высокими темпами роста ВВП – порядка 7% в минувшее десятилетие. Возник процветающий средний класс, который сегодня составляет около 25% населения. В начале 2000'х гг. приоритетные направления включали ускорение приватизации предприятий, реформы в банковской сфере, реформу трудового законодательства. Особое внимание уделялось реализации долгосрочных государственных программ по развитию инфраструктурных отраслей экономики – энергетической, нефтегазовой и транспортной. За годы реформ в национальной экономике были созданы новые современные отрасли, в числе которых отрасль производства информационных технологий и ИТ'услуг. Индия превратилась в мирового лидера по объему экспорта ИТ отрасли. Доля национального сектора ИТ в ВВП составила в 2005 г. 5, 8%, число занятых в отрасли и смежных отраслях оценивалось в 3 млн человек. Тем не менее, мировая специализация Индии исключительно на данном высокотехнологичном секторе производства не позволяет решить многие болезненные проблемы современной национальной экономики. Основная проблема остается прежней – армия бедняков, которая насчитывает сотни миллионов человек. В 2000 г. число живущих за чертой бедности составляло 26% всего населения. Душевой ВВП по прежнему находится на уровне показателей бедных государств региона и мира – 3800 долл. по ППС валют в 2006 г. Две трети рабочей силы занято в аграрном секторе экономики. В последние годы правительство начало принимать меры по развитию производственной сферы и привлечению иностранных инвестиций. В 2006 г. объем прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investments – FDI) в экономику Индии составил 7, 5 млрд долл. (рост на 40% по сравнению с предыдущим годом). В результате усилий правительства Индии в 2006 г. были сняты ограничения на инвестирование в большинство секторов экономики, зарубежные инвесторы получили доступ к таким стратегическим секторам рынка, как теле' коммуникации, банковский и медиабизнес. В 2005 г. в Индии было разрешено создание специальных экономических зон (СЭЗ). На фоне жесткой конкуренции индийских штатов по всей стране возникло примерно 300 специальных экономических зон, большая часть которых сосредоточена вокруг Ченнаи, Мумбаи и Нью-Дели. По оценке консалтинговой компании Capgemini, к 2012 г. 40% обследованных ею крупнейших международных компаний намерены иметь производственные мощности в Индии. 34. Ведущие интеграционные системы АТР: основные черты, общие характеристики и различия. Особенность интеграционной ситуации в АТР состоит в том, что здесь отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. В данном случае присутствует разделение региона на нескольких уровнях – в первую очередь, это страны азиатского региона и Северная Америка. Интеграционное взаимодействие азиатских стран происходит на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC – Asia-Pacific Economic Cooperation). Во-вторых, на уровне субрегиональных интеграционных группировок – например АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ASEAN – Association of Southeast Asian Nations), третий уровень интеграции – это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является форумом, включающим 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который стремится содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству во всем АТР. АТЭС было создано в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость Азиатско-Тихоокеанского региона и появление региональных торговых блоков в других частях мира; в связи с опасениями, что промышленно развитая Япония (член G8) будет доминировать в экономической деятельности в АТР а также для организации новых рынков для сельскохозяйственной продукции и сырья за пределами Европы (где спрос снижается). АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций. Участники составляют приблизительно 40% населения в мире, примерно 54% мирового валового внутреннего продукта и около 44% мировой торговли. В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны. В АТЭС в настоящее время входит 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член организации является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совет экономического сотрудничества. Страны-участницы АТЭС: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии Восточного Тимора в полноправные члены Ассоциации, создана соответствующая рабочая комиссия. 15 декабря 2008 г. вступил в силу Устав АСЕАН. Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия. АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Вокруг нее концентрируется ряд механизмов и структур, в основе которых лежит система т.н. «диалогов» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 70-е гг. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. «Секторальный» партнер Ассоциации по диалогу – Пакистан. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к совещаниям министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. Постминистерских конференций в формате «10 плюс 1». Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН – КНР, Япония, РК – регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 г. созываются саммиты АСЕАН–Индия. В ноябре 2011 г. подписана Декларация о всеобъемлющем партнерстве АСЕАН–ООН, принято решение о проведении ежегодных встреч в верах. На разовой основе организовывались саммиты Ассоциации с Австралией, Новой Зеландией и Евросоюзом. Состоялись два российско-асеановских саммита, и три встречи на высшем уровне АСЕАН–США. В апреле 2010 г. по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию («СМОА плюс»), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 г. в Ханое. По ее итогам принята Совместная декларация, в которой «СМОА плюс» определяется в качестве ключевого компонента региональной архитектуры безопасности. Практическая работа ведется на уровне старших должностных лиц оборонных ведомств, рабочих групп военных экспертов, а также в рамках пяти профильных рабочих групп – в сферах чрезвычайного реагирования, морской безопасности, военной медицины, борьбы с терроризмом и миротворчества. С 1994 г. действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности, в котором участвуют 27 стран – государства-члены «десятки», ее диалоговые партнеры и ряд других государств АТР, а также ЕС. Сессии АРФ на уровне министров иностранных дел проводятся ежегодно (как правило, в конце июля – начале августа) встык с совещаниями министров иностранных дел Ассоциации и Постминистерскими конференциями. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - постоянно действующая региональная международная организация, основанная в июне 2001 года лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. До этого все страны, за исключением Узбекистана, были участницами " шанхайской пятерки", политического объединения, основанного на " Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы" (Шанхай, 1996) и " Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы" (Москва, 1997). Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001 г.) " пятерка" стала " шестеркой" и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время пять стран - Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют в организации статус наблюдателя, а три - Белоруссия, Турция и Шри-Ланка - партнера по диалогу. Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года, на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества (вступила в силу 19 сентября 2003 г.). Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году Организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008-м - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане. Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе – активизировать процесс создания благоприятных условий в области торговли и инвестиции. Сегодня сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики. Широко взаимодействуют входящие в нее страны и в научно-технической, культурной, образовательной, туристической, гуманитарной сферах. В отношениях внутри Организации государства-члены ШОС исходят из идеи " шанхайского духа", придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, уважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию. Во внешних сношениях ШОС исходит из принципов открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности против третьих стран. Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов, который собирается раз в год. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом. ШОС имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Важнейшие экономические инструменты - Деловой Совет и Межбанковское объединение ШОС.
|