Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия экономической региональной интеграции АТЭС. Богорские цели. Саммиты АТЭС.






В середине прошлого века в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) усилились тенденции регионализации, интеграции, раз­вития новых форм сотрудничества, что яви­лось основными предпосылками создания форума АТЭС.

Еще в 1965 г. японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона.

Создание в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения в 1967 г. Тихоокеанского эко­номического совета (ТЭС). Затем, в 1968 г., была создана Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД). Процесс взаимодействия активизиро­вался в 1980‑ е гг., когда страны АТР стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост. В 1980 г. появился Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС).

Все эти организации были непра­вительственными. Их создание отражало желание стран региона наладить тесное торгово‑ экономическое сотрудничество и заложило основу для появления АТЭС. По инициативе Австралии и при под­держке ведущих экономических держав региона на I Конференции министров эко­номики и иностранных дел 12 стран АТР в ноябре 1989 г. в Канберре было принято решение о создании АТЭС.

Первоначально в АТЭС вошли 12 госу­дарств: Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Респуб-лика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Япония. В 1991 г. к форуму АТЭС присоеди­нились Китайская Народная Республика, Сянган (Гонконг) (с 1997 г. — специальный административный район Китая) и остров Тайвань. Тайвань участвует в организа­ции под названием Китайский Тайбэй (Chinese Taipei). В 1993 г. в АТЭС вошли Мексика и Папуа - Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили.

Вплоть до 1996 г. форум АТЭС нахо­дился в стадии активного формирования собственной структуры и определения сво­его места в экономической жизни стран АТР и мира.

Россия подала официальную заявку на вступление в АТЭС 17 марта 1995 г. В том же году на встрече лидеров АТЭС в японском городе Осака было принято решение об участии России в рабочих группах. К маю 1996 г. Россия подала заявки на вступление в семь рабочих групп АТЭС. В августе 1996 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации была создана межведомствен­ная комиссия по делам АТЭС для изучения разрабатываемых в АТЭС режимов торговли и инвестиций, координации действий мини­стерств и ведомств в решении вопросов сотрудничества со странами АТР.

Решение о вступлении России в АТЭС было принято единогласно на 5‑ й встрече в канадском Ванкувере 25 ноября 1997 г. Официальное вступление России в АТЭС состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и экономики накануне очередного саммита. В 1998 г. членами АТЭС вместе с Россией стали также Вьетнам и Перу. В настоящее время участниками АТЭС является 21 страна. В 1998 г. было принято решение о введении 10‑ летнего моратория на даль­нейшее расширение членского состава форума, который был продлен до 2010 г. и действует до сих пор. Заинтересованность в присоединении к АТЭС по-прежнему проявляют Гватемала, Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масшта­бах планеты, ей предсказывают роль глав­ного лидера мировой экономики в XXI веке.

Хотя АТЭС является одним из самых молодых из крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важ­ным фактором содействия торговле и эко­номическому сотрудничеству в регионе.

Участники АТЭС существенно отлича­ются по уровню экономического развития, поэтому для их взаимодействия при соз­дании АТЭС были выработаны менее фор­мализованные механизмы, чем правила в таких региональных интеграционных объединениях, как, например, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др

Основные принципы деятельности АТЭС были определены на I‑ й Конференции министров экономики и иностранных дел в 1989 г.:

основная цель объединения состоит в поддержке экономического роста и развития региона; сотрудничество должно учи­тывать неоднородность регионов, включая различия социально-экономических систем и уровней их развития; сотрудничество предусматривает приверженность открытому диа­логу и консенсусу, уважение мнений всех участников; сотрудничество должно быть основано на неформальном обмене мнени­ями между всеми участниками АТЭС; сотрудничество должно осу­ществляться в тех областях экономики, где оно будет отвечать общим интересам и будет взаимовыгодным;

в интересах стран АТР сотрудни­чество должно быть направлено на усиление открытой многосторонней торговой системы; сотрудничество не должно вести к формированию торгового блока; сотрудничество должно быть нацелено на увеличение выгод от взаимоза­висимости как в рамках региональной, так и мировой экономики, в том числе посред­ством расширения потоков товаров, услуг, капиталов и технологий;

сотрудничество должно допол­нять, а не подменять деятельность суще­ствующих в регионе организаций, включая межгосударственные организации, такие как АСЕАН, и неформальные консультативные организации; участие стран в АТЭС должно оцениваться на основе интенсивности эко­номических связей с регионом и может быть расширено на базе консенсуса всех участвующих экономик.

Сотрудничество только в экономической сфере

С самого начала АТЭС рассматривало себя не как политически сплоченную груп­пировку стран, а как свободную совокуп­ность экономик.

Данный факт подчеркивает, что эта организация отдает приоритет экономиче­ским, а не политическим вопросам.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТЭС.

Главная долгосрочная цель органи­зации — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устране­ния препятствий в торгово‑ инвестиционном и технологическом взаимодействии.

В 1991 г. в Сеульской декларации были официально определены цели дея­тельности форума:

поддержание экономического роста стран региона; укрепление взаимной торговли;

ликвидация ограничений напередвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ВТО. Либерализация торговли и инвестиций. Для реализации этих целей постав­лена задача — добиться свободной торговли в зоне АТЭС к 2020 году.

Эта задача реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно согла­шается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. В рамках АТЭС разработан базовый инструмент решения этой задачи — инди­видуальные планы действий (ИПД). Все страны АТЭС готовят и регулярно обновляют свои планы, информируют об их содержании всех участников АТЭС.

Экономическое и техническое сотрудничество

Экономическое и техническое сотруд­ничество (ЭКОТЕК) направлено на сокра­щение экономических диспаритетов, повышение экономического и социального благосостояния людей.

На встрече в Маниле в 1996 г. лидеры стран АТЭС определили шесть приоритетных областей работы в сфере ЭКОТЕК: развитие человеческого ка-питала;

создание благоприятных усло­вий для безопасных и эффективных рынков капитала;

укрепление экономической инфраструктуры; использование современных технологий;

стимулирование деятельности мелких и средних предприятий.

В настоящее время в рамках АТЭС реализует более 250 проектов в сфере ЭКОТЕК.

Содействие торговле

Содействие развитию взаимной тор­говли нацелено на то, чтобы сделать веде­ние бизнеса в регионе более прозрачным, устранить административные барьеры и ограничения.

В этом направлении удалось достичь значительного прогресса, в том числе в таких сферах, как унификация техниче­ских регламентов, правил электронной тор­говли, таможенных процедур. Значительно упростился порядок оформления деловых поездок.

 

САММИТЫ АТЭС

Саммит-1993

Место и время проведения: 1993 г., Сиэтл, США.

Девиз: Стабильность, безопасность и процветание для наших народов.

Участники: на первом саммите присут­ствовали лидеры 14 стран - участниц АТЭС.

Итоговый документ: декларация «Заявление лидеров АТЭС об экономиче­ском видении сотрудничества».

Основные итоги саммита

В декларации лидеры экономик, встре­тившись в первый раз, определили свое видение будущего вновь созданной органи­зации, объединившей страны АТР.

Были сформулированы основные принципы и направления деятельности:

усиление духа открытости и партнерства, который позволяет находить совместные решения проблем, вызванных быстро меняющимися условиями регио­нальной и мировой экономики; поддержка открытой многосто­ронней торговой системы; сокращение барьеров на пути торговли и инвестиций; повышение благосостояния населения;

развитие образования и науки; развитие средств телекоммуни­каций и транспорта;

защита окружающей среды.

Саммит-1994

Место и время проведения: 1994 г., Богор, Индонезия.

Участники: присутствовали лидеры 18 стран -участниц АТЭС.

Итоговый документ: декларация «Общие намерения».

Основные итоги саммита

Главный из программных доку­ментов АТЭС был принят на саммите в 1994 г. — это Богорская декларация, кото­рая поставила цель формирования системы свободной, открытой торговли и инве­стиционной деятельности для развитых стран – к 2010 г., для развивающихся эко­номик – к 2020 г. (Богорские цели).

Саммит 1995 года

АТЭС начинало свою деятельность с программы переговоров о развитии взаим­ной торговли, и если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на 3‑ й встрече руководителей стран АТЭС, опреде­лила тактику организации, конкретизируя пути достижения Богорских целей. В Осакской программе действий были регламентированы важные принципы в области либерализации торговли и инве­стиций, включая применение недискри­минационных и гибких методов, взаимное уважение, равенство, взаимную выгоду и развитие конструктивного партнерства и поиск консенсуса путем консультаций.

В ней были обозначены основные принципы АТЭС, к которым относятся:

сотрудничество; прозрачность законов, правили административных процедур, регулирую­щих движение товаров, услуг и капиталов; недискриминационность;

многосторонность; одновременный старт, непре­рывный процесс и дифференцированные сроки вхождения в систему свободной и открытой торговли и инвестиций;

отказ от принятия мер, ведущих к протекционизму;

гибкость, учет уровня экономи­ческого развития каждого государства;

соответствие стандартам и пра­вилам ВТО.

Саммит 1996 года - Основные итоги саммита

В декларации, принятой на саммите лидерами участников форума, был одобрен Манильский план действий для АТЭС, состо­ящий из трех компонентов:

коллективные и индивидуаль­ные планы по достижению Богорских целей;

коллективные и индивидуальные планы по выполнению Осакской программы действий, которые должны пре­творяться в жизнь начиная с 1 января 1997 г.;

экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК)

Саммит 2005 - Основные итоги саммита

На саммите был подтвержден курс на достижение Богорских целей АТЭС посредством ряда мер, обозначенных в согласованной на саммите Пусанской дорожной карте.

Дорожная карта включала следующие мероприятия:

поддержка многосторонней тор­говой системы; усиление индивидуальных и коллективных действий; содействие заключению реги­ональных торговых соглашений и соглаше­ний о свободной торговле.

Чтобы противостоять террористиче­ским угрозам лидеры договорились:

объединить свои усилия по разоружению трансграничных террори­стических групп;

ликвидировать угрозу исполь­зования оружия массового уничтожения и средств его доставки; противостоять иным прямым средствам угрозы в регионе;

принимать надлежащие индиви­дуальные и совместные действия для реали­зации этих важных целей.

Для защиты региональных экономик от последствий природных катастроф участники саммита договорились предпри­нимать действия, способствующие сокра­щению влияния возможных чрезвычайных ситуаций в будущем.

Саммит 2006 года - Основные итоги саммита

Документ, названный «Ханойская про­грамма действий», был нацелен на дости­жение Богорских целей и был призван в дальнейшем реализовать Пусанскую дорожную карту и содействовать либерали­зации торговли. Лидеры стран АТЭС подтвердили глав­ную цель — создать в регионе зону свобод­ной торговли.

Приняли две директивы по борьбе с пиратством, одобрили план по противо­действию птичьему гриппу и подчеркнули важность защиты объектов энергетиче­ской инфраструктуры.

Саммит-2007

Место и время проведения: 2007 г., Сидней, Австралия.

Участники: присутствовали лидеры 21 страны - участницы АТЭС.

Итоговые документы:

сиднейская декларация глав государств и правительств АТЭС по пробле­мам изменения климата, энергетической безопасности и чистого развития;

заявление по многосторонним торговым переговорам в ВТО;

дополнение к Декларации «К укреплению нашего общества, к строи­тельству устойчивого будущего».

Основные итоги саммита

Итоговая декларация включила следу­ющие пункты:

изменение климата, энергетиче­ская безопасность и чистое развитие; приоритет многосторонней тор­говой системы; региональная экономическая интеграция;

обеспечение безопасности человека; укрепление роли АТЭС в гло­бальной экономике.

На этом саммите была принята декларация об изменения климата, энер­гетической безопасности и чистом разви­тии, намечающая план будущих действий, совместных акций и инициатив.

Лидеры АТЭС подтвердили привер­женность к более тесной региональной интеграции, включая инициативы по струк­турным реформам.

Саммит 2009 года - Основные итоги саммита

На сингапурском саммите лидеры АТЭС наметили новую модель экономиче­ской интеграции для выхода из мирового финансово-экономического кризиса и при­няли решение разработать в 2010 году «новую парадигму роста» для изменившейся посткризисной экономики.

В итоговой декларации и заяв­лении глав государств и правительств АТЭС были сформулированы основные принципы новой модели экономической интеграции

- сбалансированный рост

- всеобъемлющий рост

- устойчивое развитие

Саммит 2010 года - Основные итоги саммита

На саммите в Иокогаме Япония пред­ставила новую программу развития интегра­ции в регионе. Основные идеи, которые предложила Япония, были разработаны секретариатом АТЭС при Министерстве иностранных дел Японии.

В работе над этой программой уча­ствовало практически все научное сообще­ство Японии, которое занимается этими вопросами.

Программа состоит из четырех частей:

содействие развитию интеграции. новая экономика. развитие человеческих ресурсов. манифест мира.

Новые подходы к интеграционным процессам связаны с решением всех суще­ствующих территориальных конфликтов в регионе.

Такие подходы должны применяться и к конфликтам Японии с другими госу­дарствами (Россия, Республика Корея), и к территориальным конфликтам Вьетнама с Китаем, Китая и Индией и других стран.

o Саммит АТЭС 2011 (Гонолулу, США);

o Саммит АТЭС 2012 (Владивосток, Россия);

o Саммит АТЭС 2013 (Бали, Индонезия);

o Саммит АТЭС 2014 (Пекин, Китай).

Основные задачи саммита:

o развитие региональной экономической интеграции;

o продвижение реформы экономики;

o инновационное развитие и рост, а также форсирование инфраструктурного инвестирования и комплексной взаимосвязанности.

Саммит АТЭС 2015 (Манила, Филлипины)

Богорские цели АТЭС
Богорские цели (Bogor Goals) АТЭС были провозглашены в Декларации глав государств и правительств экономик-участниц по итогам их встречи в Богоре (Индонезия) в 1994 г. – одном из главных программных документов Форума. Цели устанавливают долгосрочный ориентир в деятельности АТЭС – формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования: для развитых экономик к 2010 г., для развивающихся – к 2020 г. Особо оговорен принцип добровольности – каждая страна индивидуально определяет темпы своего движения к указанным целям, а также приверженность идеям «открытого регионализма», т.е. устранения барьеров для торговли и инвестиций в отношении не только партнеров по АТЭС, но и в равной степени всех прочих стран.
В 2005 г. на основе индивидуальных планов действий экономик-участниц и с привлечением представителей делового и научного сообществ региона проведен т.н. среднесрочный обзор движения к Богорским целям. По его итогам подготовлен проект доклада старших должностных лиц АТЭС с рекомендациями министрам и главам государств/правительств.
Основной вывод обзора состоит в признании, с одной стороны, существенного вклада АТЭС в экономический рост и благополучие региона через либерализацию условий торговли и инвестирования и, с другой – необходимости продолжения согласованных усилий на этом направлении с учетом новых задач как глобального, так и регионального экономического развития.
Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

1. Либерализация торговли и инвестиций.
2. Содействие бизнесу.
3. Экономическое и техническое сотрудничество.

 

38. Роль АСЕАН в АТР. «Путь АСЕАН» и многостороннее сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

АСЕАН наряду с АТЭС является важнейшим региональным объединением АТР.

АСЕАН была создана 8 августа 1967 г. в Бангкоке, Таиланд. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. Подробнее

Целями и задачами объединения являются усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.

Сообщество АСЕАН

Видение АСЕАН 2020, принятое лидерами в 1997 г., рассматривает объединение как «концерт» стран Юго-Восточной Азии, заинтересованных в поддержании контактов с другими странами, существующих в условиях мира, стабильности и процветания, скрепленных партнерскими связями в целях динамичного развития и поддержания ответственных сообществ.

На саммите 2003 г. лидеры АСЕАН приняли решение об учреждении Сообщества АСЕАН.

В ходе саммита в январе 2007 г. лидеры подтвердили свое обязательство по ускорению создания Сообщества АСЕАН к 2015 г. и подписали соответствующую Декларацию.

Сообщество АСЕАН состоит из трех составляющих: Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. Каждое сообщество имеет свой собственный план действий, которые вместе со Стратегической рамкой Инициативы по интеграции в АСЕАН и рабочего плана второй фазы (на 2009-2015 гг.) составляют Дорожную карту Сообщества АСЕАН на 2009-2015 г.

Хартия АСЕАН служит в качестве основы для формирования Сообщества АСЕАН посредством обеспечения правового статуса и институциональной рамки АСЕАН. Она также определяет нормы, правила и ценности АСЕАН, устанавливает задачи АСЕАН, обеспечивает подотчетность и исполнение обязательств. Хартия АСЕАН вступила в силу 15 декабря 2008 г.

Структура АСЕАН

Структура АСЕАН включает саммиты лидеров, главный координирующий совет, советы сообществ АСЕАН, секторальные министерские органы, комитет постоянных представителей, национальные секретариаты, комитеты в других странах.

Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год.

АСЕАН имеет Секретариат, созданный в феврале 1976 г. в соответствии с решением министров иностранных дел АСЕАН. Секретариат располагается в Джакарте, Индонезия. Основная функция Секретариата – обеспечивать эффективную координацию органов и реализацию проектов и мероприятий АСЕАН.

Страны-председатели в АСЕАН

В соответствии со статьей 31 Хартии АСЕАН смена председательства в АСЕАН происходит ежегодно. Переход председательств осуществляется на основе алфавитного порядка стран на английском языке. В 2014 г. в качестве председателя выступала Мьянма, в 2015 г. – Малайзия.

Торгово-экономическое сотрудничество

Страны АСЕАН достигли значительного прогресса в устранении торговых барьеров в рамках объединения. С 2010 года в странах АСЕАН6 существуют нулевые торговые тарифы на 99% тарифных позиций.

Успешная реализация различных инициатив АСЕАН, таких как Соглашение в области торговли товарами (ASEAN Trade in Goods Agreement, ATIGA) и Комплексное инвестиционное соглашение (ASEAN Comprehensive Investment Agreement, ACIA) способствовала росту торговли и инвестиций и повышению конкурентоспособности. Доля торговли внутри АСЕАН в глобальной торговле возросла до 24, 2% в 2013 г. и составляет 25% общего ВВП региона.

Используемые сокращения

АСЕАН6 –Бруней-Даруссалам, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд

АСЕАН+3 – АСЕАН, Китай, Япония и Республика Корея

АСЕАН+6 - АСЕАН+3, Австралия, Новая Зеландия, Индия

Понятие «Путь АСЕАН» обозначает особый подход стран Юго-Восточной Азии к межгосударственным отношениям и основывается на принятии ими двух основных поведенческих норм, выраженных индонезийскими терминами «мушаварах» (консультации) и «муфакат» (консенсус). Такой подход не подразумевает создание механизма решения проблем, а направлен скорее на избежание конфликтных ситуаций как в отношениях между самими странами Ассоциации, так в отношениях Ассоциации с внешними игроками.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал