Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегия экономической региональной интеграции АТЭС. Богорские цели. Саммиты АТЭС.
В середине прошлого века в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) усилились тенденции регионализации, интеграции, развития новых форм сотрудничества, что явилось основными предпосылками создания форума АТЭС. Еще в 1965 г. японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Создание в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения в 1967 г. Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). Затем, в 1968 г., была создана Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД). Процесс взаимодействия активизировался в 1980‑ е гг., когда страны АТР стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост. В 1980 г. появился Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). Все эти организации были неправительственными. Их создание отражало желание стран региона наладить тесное торгово‑ экономическое сотрудничество и заложило основу для появления АТЭС. По инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона на I Конференции министров экономики и иностранных дел 12 стран АТР в ноябре 1989 г. в Канберре было принято решение о создании АТЭС. Первоначально в АТЭС вошли 12 государств: Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Респуб-лика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Япония. В 1991 г. к форуму АТЭС присоединились Китайская Народная Республика, Сянган (Гонконг) (с 1997 г. — специальный административный район Китая) и остров Тайвань. Тайвань участвует в организации под названием Китайский Тайбэй (Chinese Taipei). В 1993 г. в АТЭС вошли Мексика и Папуа - Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили. Вплоть до 1996 г. форум АТЭС находился в стадии активного формирования собственной структуры и определения своего места в экономической жизни стран АТР и мира. Россия подала официальную заявку на вступление в АТЭС 17 марта 1995 г. В том же году на встрече лидеров АТЭС в японском городе Осака было принято решение об участии России в рабочих группах. К маю 1996 г. Россия подала заявки на вступление в семь рабочих групп АТЭС. В августе 1996 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации была создана межведомственная комиссия по делам АТЭС для изучения разрабатываемых в АТЭС режимов торговли и инвестиций, координации действий министерств и ведомств в решении вопросов сотрудничества со странами АТР. Решение о вступлении России в АТЭС было принято единогласно на 5‑ й встрече в канадском Ванкувере 25 ноября 1997 г. Официальное вступление России в АТЭС состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и экономики накануне очередного саммита. В 1998 г. членами АТЭС вместе с Россией стали также Вьетнам и Перу. В настоящее время участниками АТЭС является 21 страна. В 1998 г. было принято решение о введении 10‑ летнего моратория на дальнейшее расширение членского состава форума, который был продлен до 2010 г. и действует до сих пор. Заинтересованность в присоединении к АТЭС по-прежнему проявляют Гватемала, Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики в XXI веке. Хотя АТЭС является одним из самых молодых из крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным фактором содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Участники АТЭС существенно отличаются по уровню экономического развития, поэтому для их взаимодействия при создании АТЭС были выработаны менее формализованные механизмы, чем правила в таких региональных интеграционных объединениях, как, например, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др Основные принципы деятельности АТЭС были определены на I‑ й Конференции министров экономики и иностранных дел в 1989 г.: основная цель объединения состоит в поддержке экономического роста и развития региона; сотрудничество должно учитывать неоднородность регионов, включая различия социально-экономических систем и уровней их развития; сотрудничество предусматривает приверженность открытому диалогу и консенсусу, уважение мнений всех участников; сотрудничество должно быть основано на неформальном обмене мнениями между всеми участниками АТЭС; сотрудничество должно осуществляться в тех областях экономики, где оно будет отвечать общим интересам и будет взаимовыгодным; в интересах стран АТР сотрудничество должно быть направлено на усиление открытой многосторонней торговой системы; сотрудничество не должно вести к формированию торгового блока; сотрудничество должно быть нацелено на увеличение выгод от взаимозависимости как в рамках региональной, так и мировой экономики, в том числе посредством расширения потоков товаров, услуг, капиталов и технологий; сотрудничество должно дополнять, а не подменять деятельность существующих в регионе организаций, включая межгосударственные организации, такие как АСЕАН, и неформальные консультативные организации; участие стран в АТЭС должно оцениваться на основе интенсивности экономических связей с регионом и может быть расширено на базе консенсуса всех участвующих экономик. Сотрудничество только в экономической сфере С самого начала АТЭС рассматривало себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную совокупность экономик. Данный факт подчеркивает, что эта организация отдает приоритет экономическим, а не политическим вопросам. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТЭС. Главная долгосрочная цель организации — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово‑ инвестиционном и технологическом взаимодействии. В 1991 г. в Сеульской декларации были официально определены цели деятельности форума: поддержание экономического роста стран региона; укрепление взаимной торговли; ликвидация ограничений напередвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ВТО. Либерализация торговли и инвестиций. Для реализации этих целей поставлена задача — добиться свободной торговли в зоне АТЭС к 2020 году. Эта задача реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно соглашается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. В рамках АТЭС разработан базовый инструмент решения этой задачи — индивидуальные планы действий (ИПД). Все страны АТЭС готовят и регулярно обновляют свои планы, информируют об их содержании всех участников АТЭС. Экономическое и техническое сотрудничество Экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК) направлено на сокращение экономических диспаритетов, повышение экономического и социального благосостояния людей. На встрече в Маниле в 1996 г. лидеры стран АТЭС определили шесть приоритетных областей работы в сфере ЭКОТЕК: развитие человеческого ка-питала; создание благоприятных условий для безопасных и эффективных рынков капитала; укрепление экономической инфраструктуры; использование современных технологий; стимулирование деятельности мелких и средних предприятий. В настоящее время в рамках АТЭС реализует более 250 проектов в сфере ЭКОТЕК. Содействие торговле Содействие развитию взаимной торговли нацелено на то, чтобы сделать ведение бизнеса в регионе более прозрачным, устранить административные барьеры и ограничения. В этом направлении удалось достичь значительного прогресса, в том числе в таких сферах, как унификация технических регламентов, правил электронной торговли, таможенных процедур. Значительно упростился порядок оформления деловых поездок.
САММИТЫ АТЭС Саммит-1993 Место и время проведения: 1993 г., Сиэтл, США. Девиз: Стабильность, безопасность и процветание для наших народов. Участники: на первом саммите присутствовали лидеры 14 стран - участниц АТЭС. Итоговый документ: декларация «Заявление лидеров АТЭС об экономическом видении сотрудничества». Основные итоги саммита В декларации лидеры экономик, встретившись в первый раз, определили свое видение будущего вновь созданной организации, объединившей страны АТР. Были сформулированы основные принципы и направления деятельности: усиление духа открытости и партнерства, который позволяет находить совместные решения проблем, вызванных быстро меняющимися условиями региональной и мировой экономики; поддержка открытой многосторонней торговой системы; сокращение барьеров на пути торговли и инвестиций; повышение благосостояния населения; развитие образования и науки; развитие средств телекоммуникаций и транспорта; защита окружающей среды. Саммит-1994 Место и время проведения: 1994 г., Богор, Индонезия. Участники: присутствовали лидеры 18 стран -участниц АТЭС. Итоговый документ: декларация «Общие намерения». Основные итоги саммита Главный из программных документов АТЭС был принят на саммите в 1994 г. — это Богорская декларация, которая поставила цель формирования системы свободной, открытой торговли и инвестиционной деятельности для развитых стран – к 2010 г., для развивающихся экономик – к 2020 г. (Богорские цели). Саммит 1995 года АТЭС начинало свою деятельность с программы переговоров о развитии взаимной торговли, и если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на 3‑ й встрече руководителей стран АТЭС, определила тактику организации, конкретизируя пути достижения Богорских целей. В Осакской программе действий были регламентированы важные принципы в области либерализации торговли и инвестиций, включая применение недискриминационных и гибких методов, взаимное уважение, равенство, взаимную выгоду и развитие конструктивного партнерства и поиск консенсуса путем консультаций. В ней были обозначены основные принципы АТЭС, к которым относятся: сотрудничество; прозрачность законов, правили административных процедур, регулирующих движение товаров, услуг и капиталов; недискриминационность; многосторонность; одновременный старт, непрерывный процесс и дифференцированные сроки вхождения в систему свободной и открытой торговли и инвестиций; отказ от принятия мер, ведущих к протекционизму; гибкость, учет уровня экономического развития каждого государства; соответствие стандартам и правилам ВТО. Саммит 1996 года - Основные итоги саммита В декларации, принятой на саммите лидерами участников форума, был одобрен Манильский план действий для АТЭС, состоящий из трех компонентов: коллективные и индивидуальные планы по достижению Богорских целей; коллективные и индивидуальные планы по выполнению Осакской программы действий, которые должны претворяться в жизнь начиная с 1 января 1997 г.; экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК) Саммит 2005 - Основные итоги саммита На саммите был подтвержден курс на достижение Богорских целей АТЭС посредством ряда мер, обозначенных в согласованной на саммите Пусанской дорожной карте. Дорожная карта включала следующие мероприятия: поддержка многосторонней торговой системы; усиление индивидуальных и коллективных действий; содействие заключению региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле. Чтобы противостоять террористическим угрозам лидеры договорились: объединить свои усилия по разоружению трансграничных террористических групп; ликвидировать угрозу использования оружия массового уничтожения и средств его доставки; противостоять иным прямым средствам угрозы в регионе; принимать надлежащие индивидуальные и совместные действия для реализации этих важных целей. Для защиты региональных экономик от последствий природных катастроф участники саммита договорились предпринимать действия, способствующие сокращению влияния возможных чрезвычайных ситуаций в будущем. Саммит 2006 года - Основные итоги саммита Документ, названный «Ханойская программа действий», был нацелен на достижение Богорских целей и был призван в дальнейшем реализовать Пусанскую дорожную карту и содействовать либерализации торговли. Лидеры стран АТЭС подтвердили главную цель — создать в регионе зону свободной торговли. Приняли две директивы по борьбе с пиратством, одобрили план по противодействию птичьему гриппу и подчеркнули важность защиты объектов энергетической инфраструктуры. Саммит-2007 Место и время проведения: 2007 г., Сидней, Австралия. Участники: присутствовали лидеры 21 страны - участницы АТЭС. Итоговые документы: сиднейская декларация глав государств и правительств АТЭС по проблемам изменения климата, энергетической безопасности и чистого развития; заявление по многосторонним торговым переговорам в ВТО; дополнение к Декларации «К укреплению нашего общества, к строительству устойчивого будущего». Основные итоги саммита Итоговая декларация включила следующие пункты: изменение климата, энергетическая безопасность и чистое развитие; приоритет многосторонней торговой системы; региональная экономическая интеграция; обеспечение безопасности человека; укрепление роли АТЭС в глобальной экономике. На этом саммите была принята декларация об изменения климата, энергетической безопасности и чистом развитии, намечающая план будущих действий, совместных акций и инициатив. Лидеры АТЭС подтвердили приверженность к более тесной региональной интеграции, включая инициативы по структурным реформам. Саммит 2009 года - Основные итоги саммита На сингапурском саммите лидеры АТЭС наметили новую модель экономической интеграции для выхода из мирового финансово-экономического кризиса и приняли решение разработать в 2010 году «новую парадигму роста» для изменившейся посткризисной экономики. В итоговой декларации и заявлении глав государств и правительств АТЭС были сформулированы основные принципы новой модели экономической интеграции - сбалансированный рост - всеобъемлющий рост - устойчивое развитие Саммит 2010 года - Основные итоги саммита На саммите в Иокогаме Япония представила новую программу развития интеграции в регионе. Основные идеи, которые предложила Япония, были разработаны секретариатом АТЭС при Министерстве иностранных дел Японии. В работе над этой программой участвовало практически все научное сообщество Японии, которое занимается этими вопросами. Программа состоит из четырех частей: содействие развитию интеграции. новая экономика. развитие человеческих ресурсов. манифест мира. Новые подходы к интеграционным процессам связаны с решением всех существующих территориальных конфликтов в регионе. Такие подходы должны применяться и к конфликтам Японии с другими государствами (Россия, Республика Корея), и к территориальным конфликтам Вьетнама с Китаем, Китая и Индией и других стран. o Саммит АТЭС 2011 (Гонолулу, США); o Саммит АТЭС 2012 (Владивосток, Россия); o Саммит АТЭС 2013 (Бали, Индонезия); o Саммит АТЭС 2014 (Пекин, Китай). Основные задачи саммита: o развитие региональной экономической интеграции; o продвижение реформы экономики; o инновационное развитие и рост, а также форсирование инфраструктурного инвестирования и комплексной взаимосвязанности. Саммит АТЭС 2015 (Манила, Филлипины) Богорские цели АТЭС 1. Либерализация торговли и инвестиций.
38. Роль АСЕАН в АТР. «Путь АСЕАН» и многостороннее сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АСЕАН наряду с АТЭС является важнейшим региональным объединением АТР. АСЕАН была создана 8 августа 1967 г. в Бангкоке, Таиланд. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. Подробнее Целями и задачами объединения являются усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах. Сообщество АСЕАН Видение АСЕАН 2020, принятое лидерами в 1997 г., рассматривает объединение как «концерт» стран Юго-Восточной Азии, заинтересованных в поддержании контактов с другими странами, существующих в условиях мира, стабильности и процветания, скрепленных партнерскими связями в целях динамичного развития и поддержания ответственных сообществ. На саммите 2003 г. лидеры АСЕАН приняли решение об учреждении Сообщества АСЕАН. В ходе саммита в январе 2007 г. лидеры подтвердили свое обязательство по ускорению создания Сообщества АСЕАН к 2015 г. и подписали соответствующую Декларацию. Сообщество АСЕАН состоит из трех составляющих: Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. Каждое сообщество имеет свой собственный план действий, которые вместе со Стратегической рамкой Инициативы по интеграции в АСЕАН и рабочего плана второй фазы (на 2009-2015 гг.) составляют Дорожную карту Сообщества АСЕАН на 2009-2015 г. Хартия АСЕАН служит в качестве основы для формирования Сообщества АСЕАН посредством обеспечения правового статуса и институциональной рамки АСЕАН. Она также определяет нормы, правила и ценности АСЕАН, устанавливает задачи АСЕАН, обеспечивает подотчетность и исполнение обязательств. Хартия АСЕАН вступила в силу 15 декабря 2008 г. Структура АСЕАН Структура АСЕАН включает саммиты лидеров, главный координирующий совет, советы сообществ АСЕАН, секторальные министерские органы, комитет постоянных представителей, национальные секретариаты, комитеты в других странах. Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год. АСЕАН имеет Секретариат, созданный в феврале 1976 г. в соответствии с решением министров иностранных дел АСЕАН. Секретариат располагается в Джакарте, Индонезия. Основная функция Секретариата – обеспечивать эффективную координацию органов и реализацию проектов и мероприятий АСЕАН. Страны-председатели в АСЕАН В соответствии со статьей 31 Хартии АСЕАН смена председательства в АСЕАН происходит ежегодно. Переход председательств осуществляется на основе алфавитного порядка стран на английском языке. В 2014 г. в качестве председателя выступала Мьянма, в 2015 г. – Малайзия. Торгово-экономическое сотрудничество Страны АСЕАН достигли значительного прогресса в устранении торговых барьеров в рамках объединения. С 2010 года в странах АСЕАН6 существуют нулевые торговые тарифы на 99% тарифных позиций. Успешная реализация различных инициатив АСЕАН, таких как Соглашение в области торговли товарами (ASEAN Trade in Goods Agreement, ATIGA) и Комплексное инвестиционное соглашение (ASEAN Comprehensive Investment Agreement, ACIA) способствовала росту торговли и инвестиций и повышению конкурентоспособности. Доля торговли внутри АСЕАН в глобальной торговле возросла до 24, 2% в 2013 г. и составляет 25% общего ВВП региона. Используемые сокращения АСЕАН6 –Бруней-Даруссалам, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд АСЕАН+3 – АСЕАН, Китай, Япония и Республика Корея АСЕАН+6 - АСЕАН+3, Австралия, Новая Зеландия, Индия Понятие «Путь АСЕАН» обозначает особый подход стран Юго-Восточной Азии к межгосударственным отношениям и основывается на принятии ими двух основных поведенческих норм, выраженных индонезийскими терминами «мушаварах» (консультации) и «муфакат» (консенсус). Такой подход не подразумевает создание механизма решения проблем, а направлен скорее на избежание конфликтных ситуаций как в отношениях между самими странами Ассоциации, так в отношениях Ассоциации с внешними игроками.
|