Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когда гребешь, сидя в чужой лодке
Нет ничего плохого в том, чтобы босс, организация или люди, на которых вы равняетесь, разделяли ваши цели и работали вместе с вами в направлении их достижения. Но одним из пережитков индустриальной эры является обязательное условие: браться прежде всего за то, что считали важным наши «надзиратели». Если вы оставляете на усмотрение других решать, что важно для вас, значит, добровольно отказываетесь от чего‑ то действительно ценного. Да, все мы находимся под контролем. Банки, менеджеры и боссы. Публика, критики и сварливые домочадцы. И всякий раз, когда мы сдаемся и передаем свой внутренний компас кому‑ то другому в обмен на согласие удовлетворить нашу потребность следовать за лидером, то получаем «надзирателя». Деньги, положение, власть начальника над теми, кто его окружает, – это то, чего вы действительно хотите? Или вы предпочли бы, чтобы в этом вас подменил кто‑ то другой? В школе мы учим детей получать хорошие отметки, соблюдая те правила, которые устанавливают учителя и родители. Но что делать, если все это не является частью вашей повестки дня? Сейчас, когда стремительно изменяется экономика и рушатся установленные с давних времен преграды, когда другими становятся правила и законы, люди начинают пробуждаться от вековой спячки и понимать, что им вовсе не обязательно желать того, чего хочет от них система.
Музыканты и «лодка»
В какой‑ то момент известный музыкант Дэвид Бирн решил уйти из группы «Говорящая голова». Он отказался от положения рок‑ звезды, от аншлагов, от строчек в хит‑ парадах. Ведь все это были чужие мечты, а он решил больше не жить чужой жизнью. При этом Бирн не порвал с творчеством. Как раз наоборот, он вернулся к нему, чтобы заниматься своим творчеством, создать что‑ то свое, а не участвовать в тех шоу, которые навязывал ему рынок. Он стал писать книги о путешествиях на велосипеде, эссе об архитектуре города Атланты и выпустил серию пластинок бразильской музыки, которые имели большой успех. Это было творчество, не рассчитанное на его личную популярность, а важное для людей. Питер Габриэл тоже поднялся до уровня звезд эстрады, выпуская один «золотой альбом» за другим. Но и для него выпуск очередного поп‑ гимна перестал восприниматься как проявление доблести или дело, приносящее хоть какую‑ то пользу человечеству. И он перестал этим заниматься. Вместо этого Габриэл стал сотрудничать с «Amnesty International», а затем основал совершенно новую по своей сути правозащитную организацию «WITNESS». Цель этих музыкантов не сводилась к тому, чтобы еще выше подняться в табличке хит‑ парадов или лишний раз взбудоражить своих фанатов, людей совершенно чуждых. Они хотели другого: продолжать раскрывать свои способности, расширять сферу своих интересов и делать что‑ то такое, чего раньше им делать не доводилось. Прозрачность постиндустриального общества, рычаги, которые мы получаем, если сможем установить контакт с теми, кто имеет цели, близкие к нашим, и, главное, ценности, которые создает настоящее творчество, – все это работает в одном направлении: дать нам свободу идти своим путем и поднимать как можно выше наши собственные ценности, какое бы направление мы ни выбрали. Если вы видите свою работу в том, чтобы создавать и укреплять связи с людьми, то перед вами открывается много путей. Если бы вы начали делать это прямо сейчас, то какой была бы ваша цель? Такой же, как у маклеров на бирже, то есть любой ценой получить прибыль? Или она была бы другой? Оцениваете ли вы свою работу с позиции, сколько денег смогли заработать, или с позиции, сколько людей привлекли к себе? Телешоу предлагают нам мечты о славе в обмен на отказ от чувства собственного достоинства. Старшеклассники‑ модники судят о вас по тому, как вы одеты, а скептики, которые обсуждают ваше творчество, интересуются лишь тем, престижный ли вы закончили колледж. Наплевать! Не им решать, что представляет собой ваше творчество.
|