Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производительность труда. Показатели ее измерения.






 

Производительность труда хар-т эффективность труда в мат-ом производстве. Страна с наивысшой произв-тью труда, имеет самый высокий уровень жизни.

Производительность труда — эк-я категория, выражающая степень плодотворности деятельности по производству мат-х и духовных благ.

Определяется кол-ом продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на произв-во единицы продукции (на выполнение определенной работы).

Различаются понятия производительности и интенсивности труда. При повышении интенсивности труда (физ-х и умственных усилий в ед. времени) увеличивается кол-во производимой в ед. времени продукции. Производительность труда повышается в результате изменения технологии, оборудования, новых приемов труда.

Произв-ть труда исчисляется через систему показателей выработки и трудоемкости. Выработка - частное от деления объема выполненных работ (выпущенной продукции) на численность работников (затраты труда). Трудоемкость — делением затрат труда (численности работников) на объем работ (прод-ии). Исчисляются в стоимостном выражении, в нормо-часах, в натуральном выражении и в условно-натуральном. Выработка хар-ет объем работ (продукции) на единицу численности, а трудоемкость — затраты труда на единицу продукции (работы).

Факторы Производительности труда:

Внешние факторы:

  • природные — в сложных природных усл-х (туман, жара, холод, влажность) производительность труда снижается;
  • политические — по воле государства происходит накопление капитала в руках немногих, что приводит к массовому охлаждению к труду;
  • общеэкономические — кредитная, налоговая политика, системы разрешений (лицензий) и квот, свобода предпринимательства и т. д.

Внутренние факторы:

  • изменение объема и структуры производства;
  • применение достижений науки и техники в производстве;
  • совершенствование организации произв-ва и управ-я на предприятии;
  • совершенствование организации и стимулирования труда.

Различают нормативную (затраты времени по действующим нормам); плановую (планируемые затраты на единицу продукции) и фактическую трудоемкость продукции (это действительные затраты времени).

В зависимости от круга работников, труд которых включается в трудоемкость, различают производственную (затраты труда основных рабочих), полную (основные + вспомогательные рабочие) и общую трудоемкость (все промышленно производственное предприятие).

Могут быть резервы роста производительности труда — неисп-ые возможности по интенсификации труда, по колич-му и каче-му наращиванию кадрового и производственного потенциала и т. д. Резервы подразделяются на текущие и перспективные.

Показатели:

Уровень производительности м. б. измерен показателями выработки и трудоемкости.

Выработка W=Q\T, где Q-объем произв-ой прод, T- затраты рабочего времени

Обратным показателем является трудоемкость (t): t=T\Q

выработка может быть вычислена как:

  • Средняя часовая выработка -отношение объема произведенной продукции к числу человеко-часов, отработанных в течение данного периода времени.(ср.час.выраб=объем произв.прод/число челов.-часов–часов, отработ-х в теч данного пер времени)
  • Средняя дневная выработка. - какой объем продукции был произведен каждый день в течение определенного периода времени. необходимо объем произведенной продукции разделить на число человеко-дней затраченных на производство данного объема .(ср.дн.выраб=об.произв прод/число чел-часов–дней, отраб-х всем рабочими)
  • Средняя месячная выработка. - отношение объема произведенной за месяц продукции к среднесписочной численности рабочих. Аналогично может быть вычислена выработка за квартал или год. (ср.мес. выраб=об.произв.прод/средн.списоч. число раб-х)

 

Виды планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование деятельности фирмы - процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:

-предвидеть перспективу фирмы; -более рационально использовать все ресурсы;

-избежать риска банкротства; -своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; -повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы.

План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Функции планир-я: производственная, коммерческая, инновационная, технологическая, организационная, социальная и др. Планирование способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов, устранению неопределенности.

Виды планов по различным признакам:

  1. Время реализации: Долгосрочные — 10- 25 лет; Среднесрочные — 3 - 10 лет; Краткосрочные — 1-3 лет; Оперативные — до 1 года
  2. Тип целей: Тактические; Оперативные; Стратегические; Нормативные
  3. Степень точности: Укрупненные; Уточненные
  4. Масштабность целей: Стратегические — предусматривают глобальные цели; Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки; Бизнес-операции
  5. Уровень управления (сфера применения): Корпоративные; Бригадные; Цеховые
  6. Конкретная установка: Функциональные —для внедрения управленческих функций; Единовременные —под конкретный проект или программу; Стабильные —свод правил, инструкций и рекомендаций
  7. Содержание: План произв-ва и реализации продукции; План по материально-техническому снабжению; План по труду и кадрам; План по издержкам произв-ва; План инвестиций; Фин. план; План по соц.развитию
  8. Метод обоснования: Рыночные (индикативные); Административные (централизованные)
  9. Стадия разработки: Предварительные; Окончательные
  10. О риентир планирования: Реактивные — на анализе предшествующего опыта; Инактивные —на существующее положение предприятия и не предусматривают возращение к прежнему состоянию, и движение вперед; Преактивные —на осущ-ие непрерывных изменений в разл. сферах деятельности фирмы; Интерактивные —на взаимодействие прошлого, настоящего и буд. фирмы

Текущая плановая работа на фирме предполагает разработку планов по направлениям: производство и реализация продукции, материально-техническое снабжение, кадры, издержки, финансы, инвестиции, социальное развитие.

В плане производства и реализации продукции уст-ся задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.

План материально-технического снабжения – система эк-ки обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании.

план по труду и кадрам -потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению произв-ти труда.

план по издержкам производства и реализации продукции - повышение эфф-ти произв-ва, рациональное использование мат-х, трудовых и фин-х ресурсов.

В финансовом плане уст-ся важнейшие фин-е показатели: прибыль, собственные оборотные сред-а и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кред. Орг-ми и др.

План инвестиций - капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию произв-х мощностей фирмы, фин. вложения.

План социального развития - мероприятия по решению наиболее актуальных соц. вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта.

Возможны и иные подходы к классификации планов.

 

 

Назначение и состав бизнес- плана.

Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.

Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.

Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

Бизнес-план служит трем основным целям:

-он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект; -служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект; -кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

  • четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;
  • определить конкретные направления деятельности фирмы,
  • целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.
  • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
  • оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;
  • организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.

Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:

  • бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
  • бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;
  • бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;
  • бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.

Бизнес-план должен отвечать ряду требований:

  • быть написанным простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;
  • его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;
  • носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;
  • опираться на реальные факты и обоснованные предложения;
  • иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;
  • обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;
  • иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;
  • обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;
  • иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.

Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании).

На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:

  1. Титульный лист.2.Резюме/Вводная часть.3.Анализ положения дел в отрасли.4.Сущность проекта.5.План маркетинга.6.Производственный план.7.Организационный план.8.Финансовый план.9.Оценка рисков.10.Приложения.

Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:

  • полное название фирмы;
  • сведения о владельцах или учредителях;
  • краткая характеристика сути предлагаемого проекта;
  • общая стоимость проекта;
  • указание на конфиденциальный характер данного документа.

Резюме/Вводная часть. Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну – четыре страницы. Раздел включает:

  • более подробную характеристику направления деятельности предприятия;
  • общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем;
  • обоснование перспективности проекта;
  • необходимый объем инвестиций для реализации проекта;
  • контрольные сроки по проекту.

К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана.

Анализ положения дел в отрасли. Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

  • динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
  • тенденции ценообразования;
  • всесторонняя характеристика конкурентов;
  • выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий;
  • характеристика потребителей;
  • оценка влияния научно-технических и социальных аспектов;
  • перспективные рыночные возможности.

Сущность проекта. В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:

  • основные цели;
  • характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;
  • подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка;
  • стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
  • характеристика предприятия;
  • общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления.

План маркетинга. Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:

  • программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;
  • общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;
  • направления совершенствования продукции;
  • требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;
  • обоснование ценовой политики;
  • планирование сбыта;
  • планирование товародвижения;
  • планирование рекламной кампании;
  • планирование сервиса;
  • система маркетингового контроля.

Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:

-производственные мощности; -описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам; -субподрядчики; -оборудование; -производственные площади; -сырье; -себестоимость.

Организационный план. Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий – с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:

  • организационно-правовая форма;
  • организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;
  • характеристика учредителей;
  • характеристика руководящего состава;
  • работа с персоналом;
  • материально-техническая обеспеченность управления;
  • местонахождение предприятия.

Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:

  • сводный баланс доходов и расходов;
  • план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;
  • балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;
  • план по источникам.

Оценка рисков. Назначение раздела – в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:

  • перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта;
  • определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;
  • разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
  • обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми, в силу этого, можно пренебречь.

Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д.

Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.

 

29. Понятие финансовой политики: содержание и виды.

Финансовая политика – составная часть эк-ой политики государства. В ней конкретизируется главное направление развития народного хозяйства, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования соц.-эк-их процессов.

Финансовая политика - совокупность гос-х мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения гос -м своих функций.

Звенья фин. политики:

- выработка научно-обоснованной концепции развития финансов.

- определение основных направлений использования финансов.

- осуществление практических действий, направленных на достижение целей.

Фин политика подразделяется:

- фин стратегия

- фин тактика

Фин стратегия – долговременный курс фин политики, на перспективу и решение крупномасштабных задач.

Фин тактика - решение задач текущего периода времени путем своевр-го изменения способов организации фин связей и перегруппировки фин ресурсов.

Цель фин политики - мобилизация фин ресурсов, для удовлетворения потребностей развития общества.

Фин механизм - система установленных гос-ом форм, видов и методов организации фин отношений (формы фин ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов; организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг).

Финансовый механизм:

- директивный(участвует гос-во, налоги, гос кредит, расходы бюджета, бюджетное фин-ие, бюджетн устройство и бюджетн процеса, фин планирование)

- регулирующий (государство устанавливает общий порядок исп-я фин ресурсов на опр.сегменте)

Задачи фин политики: 1. обеспечение условий формирования фин ресурсов; 2. распределение и использование фин ресурсов; 3. регулирование и стимулирование эк и соц процессов фин методами; 4. выработка фин механизма 5. система управления финансами.

фин политика связана с - кредитной, ценовой, денежной.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал