Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производительность труда. Показатели ее измерения.
Производительность труда хар-т эффективность труда в мат-ом производстве. Страна с наивысшой произв-тью труда, имеет самый высокий уровень жизни. Производительность труда — эк-я категория, выражающая степень плодотворности деятельности по производству мат-х и духовных благ. Определяется кол-ом продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, квартал, год) или количеством времени, затраченным на произв-во единицы продукции (на выполнение определенной работы). Различаются понятия производительности и интенсивности труда. При повышении интенсивности труда (физ-х и умственных усилий в ед. времени) увеличивается кол-во производимой в ед. времени продукции. Производительность труда повышается в результате изменения технологии, оборудования, новых приемов труда. Произв-ть труда исчисляется через систему показателей выработки и трудоемкости. Выработка - частное от деления объема выполненных работ (выпущенной продукции) на численность работников (затраты труда). Трудоемкость — делением затрат труда (численности работников) на объем работ (прод-ии). Исчисляются в стоимостном выражении, в нормо-часах, в натуральном выражении и в условно-натуральном. Выработка хар-ет объем работ (продукции) на единицу численности, а трудоемкость — затраты труда на единицу продукции (работы). Факторы Производительности труда: Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Различают нормативную (затраты времени по действующим нормам); плановую (планируемые затраты на единицу продукции) и фактическую трудоемкость продукции (это действительные затраты времени). В зависимости от круга работников, труд которых включается в трудоемкость, различают производственную (затраты труда основных рабочих), полную (основные + вспомогательные рабочие) и общую трудоемкость (все промышленно производственное предприятие). Могут быть резервы роста производительности труда — неисп-ые возможности по интенсификации труда, по колич-му и каче-му наращиванию кадрового и производственного потенциала и т. д. Резервы подразделяются на текущие и перспективные. Показатели: Уровень производительности м. б. измерен показателями выработки и трудоемкости. Выработка W=Q\T, где Q-объем произв-ой прод, T- затраты рабочего времени Обратным показателем является трудоемкость (t): t=T\Q выработка может быть вычислена как:
Виды планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Планирование деятельности фирмы - процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет: -предвидеть перспективу фирмы; -более рационально использовать все ресурсы; -избежать риска банкротства; -своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; -повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы. План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Функции планир-я: производственная, коммерческая, инновационная, технологическая, организационная, социальная и др. Планирование способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов, устранению неопределенности. Виды планов по различным признакам:
Текущая плановая работа на фирме предполагает разработку планов по направлениям: производство и реализация продукции, материально-техническое снабжение, кадры, издержки, финансы, инвестиции, социальное развитие. В плане производства и реализации продукции уст-ся задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара. План материально-технического снабжения – система эк-ки обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании. план по труду и кадрам -потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению произв-ти труда. план по издержкам производства и реализации продукции - повышение эфф-ти произв-ва, рациональное использование мат-х, трудовых и фин-х ресурсов. В финансовом плане уст-ся важнейшие фин-е показатели: прибыль, собственные оборотные сред-а и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кред. Орг-ми и др. План инвестиций - капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию произв-х мощностей фирмы, фин. вложения. План социального развития - мероприятия по решению наиболее актуальных соц. вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта. Возможны и иные подходы к классификации планов.
Назначение и состав бизнес- плана. Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели. Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры). Бизнес-план служит трем основным целям: -он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект; -служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект; -кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:
Бизнес-план должен отвечать ряду требований:
Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:
Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:
Резюме/Вводная часть. Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну – четыре страницы. Раздел включает:
К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана. Анализ положения дел в отрасли. Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:
Сущность проекта. В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:
План маркетинга. Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:
Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты: -производственные мощности; -описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам; -субподрядчики; -оборудование; -производственные площади; -сырье; -себестоимость. Организационный план. Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий – с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:
Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:
Оценка рисков. Назначение раздела – в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:
Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д. Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.
29. Понятие финансовой политики: содержание и виды. Финансовая политика – составная часть эк-ой политики государства. В ней конкретизируется главное направление развития народного хозяйства, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования соц.-эк-их процессов. Финансовая политика - совокупность гос-х мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения гос -м своих функций. Звенья фин. политики: - выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. - определение основных направлений использования финансов. - осуществление практических действий, направленных на достижение целей. Фин политика подразделяется: - фин стратегия - фин тактика Фин стратегия – долговременный курс фин политики, на перспективу и решение крупномасштабных задач. Фин тактика - решение задач текущего периода времени путем своевр-го изменения способов организации фин связей и перегруппировки фин ресурсов. Цель фин политики - мобилизация фин ресурсов, для удовлетворения потребностей развития общества. Фин механизм - система установленных гос-ом форм, видов и методов организации фин отношений (формы фин ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов; организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг). Финансовый механизм: - директивный(участвует гос-во, налоги, гос кредит, расходы бюджета, бюджетное фин-ие, бюджетн устройство и бюджетн процеса, фин планирование) - регулирующий (государство устанавливает общий порядок исп-я фин ресурсов на опр.сегменте) Задачи фин политики: 1. обеспечение условий формирования фин ресурсов; 2. распределение и использование фин ресурсов; 3. регулирование и стимулирование эк и соц процессов фин методами; 4. выработка фин механизма 5. система управления финансами. фин политика связана с - кредитной, ценовой, денежной.
|