![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель процесса обучения как цепь Маркова
Рассмотрим еще один пример вероятностного моделирования информационного процесса. На рисунке 6.7 представлена цепь Маркова, моделирующая процесс прохождения обучаемым фрагмента некоторого учебного курса и содержащая десять узлов, соответствующих различным шагам процесса обучения [21 ]. В модели на рисунке 6.7 выделены следующие состояния: S1 – изучение первого раздела (модуля) теоретического материала; S2, S3 – ответы на вопросы по первому разделу; S4 – изучение материала второго раздела (по этому разделу не предусмотрен контроль); S5 - изучение теоретического материала третьего раздела; S6 – S9 - ответы на вопросы по третьему разделу; S10 – завершение изучения третьего раздела. Из рисунка видно, что состояния S1 – S9 относятся к множеству невозвратных состояний, S10 - поглощающее состояние.
Рисунок 6.7 Цепь Маркова, моделирующая процесс прохождения фрагмента учебного курса
Заданы оценки трудоемкостей прохождения каждого узла:
Матрица вероятностей переходов
Начальное распределение вероятностей Средние значения числа пребываний процесса в множестве невозвратных состояний, вычисленные по формуле (6.29), задаются следующей матрицей:
Средняя трудоемкость процесса:
Вычислив матрицу дисперсий D по формуле (6.31) и взяв значения элементов первой строки, соответствующей стартовому состоянию процесса, получим среднеквадратичное отклонение трудоемкости процесса от средней На рисунке 6.7 приведен график распределения вероятностей прохождения отдельных этапов курса, рассчитанный по формуле (6.29). Из него, в частности видны вероятности завершения процесса за заданное число шагов (переход в состояние S10). Из рисунка 6.6 видно, что минимальное число шагов, необходимое для завершения фрагмента курса, равно 5. Вероятность такого исхода, согласно рисунку 6.88, равна 0, 337, а достаточно надежное завершение курса наступает на 9 – 13 шагах.
6.7 Непрерывно-стохастические модели (Q – модели)
Как отмечалось в начале данной главы, наиболее известным классом Q –моделей являются модели массового обслуживания. Задачи массового обслуживания возникают в тех случаях, когда требования на выполнение работ поступают в случайные моменты времени, а осуществление этих работ, называемое обслуживанием, производится одним или несколькими обслуживающими устройствами. Длительность выполнения отдельных требований также является случайной величиной. Системы, осуществляющие обслуживание поступающих требований в указанном режиме, называют системами массового обслуживания. Устройство, способное в любой момент времени обслужить лишь одно требование, называют каналом обслуживания. При наличии нескольких каналов, способных одновременно обслужить ряд требований, говорят о многоканальной системе. Характерной особенностью задач массового обслуживания является возникновение несоответствия между скоростью поступления требований и скоростью обслуживания, в результате этого – либо некоторые устройства простаивают, либо возникают очереди на обслуживание. С подобными ситуациями приходится сталкиваться постоянно: люди стоят в очередях у касс и прилавков магазинов, в залах регистрации аэропортов; самолеты ждут, когда освободится взлетная полоса; владельцы автомобилей ждут обслуживания в автоцентрах и т.д. При этом принципиальный интерес представляют следующие характеристики системы массового обслуживания: · длина очереди в различные моменты времени и ее средняя длина, · общая продолжительность нахождения требования в системе обслуживания (ожидание в очереди и само обслуживание), · доля времени, в течение которого обслуживающие устройства не были заняты. Для получения математической модели системы массового обслуживания необходимо иметь: · описание входящего потока требований, · описание способа, каким выполняется обслуживание, · описание дисциплины очереди, то есть указание того, каким образом требования поступают из очереди на обслуживание (варианты: живая очередь – первым пришел, первым обслужился и ушел; обслуживание с учетом приоритетов; обслуживание с отказами, когда длина очереди ограничена, и если очередь заполнена, то новые требования не принимаются). Математическая теория систем массового обслуживания достаточно хорошо разработана, однако при исследовании реальных систем удобнее использовать специальные программные средства, позволяющие исследовать поведение систем при различных условиях. Одной из самых известных в мире универсальных сред моделирования является система моделирования общего назначения GPSS (GENERAL PURPOSE SIMULATING SYSTEM) [7, 8]. Она предназначена для построения статистических (имитационных, на основе метода Монте-Карло) моделей дискретных сложных систем различной физической природы. Общим для систем, исследование которых может проведено с помощью GPSS, является наличие различных случайных факторов, существенным образом влияющих на смену состояний в системе. При этом предполагается, что множество состояний исследуемой системы является дискретным (конечным или счетным); смена состояний происходит в некоторые моменты времени. Интервалы между моментами смены состояний могут быть как случайными, так и детерминированными величинами. В течение всего интервала времени между моментами смены состояний исследуемая система состояния не меняет. Существенной особенностью GPSS является ориентация на построение моделей таких систем, в которых возможно возникновение очередей различного рода. К таким системам относятся всевозможные системы массового обслуживания (СМО), вычислительные системы (ВС), транспортные - в том числе и железнодорожные - системы и т.д. С помощью средств GPSS экспериментатор имеет возможность описать как алгоритм функционирования исследуемой системы, так и воздействие случайных факторов на систему. Таким образом, GPSS может рассматриваться и как некоторый язык описания сложных систем. Составив описание, экспериментатор получает возможность постановки различных экспериментов, в ходе которых многократно воспроизводятся случайные ситуации, соответствующие возможным случаям воздействия внешних факторов на исследуемую систему, находящуюся в различных состояниях. В процессе моделирования с помощью ЭВМ случайных ситуаций накапливается информация о качестве функционирования исследуемой системы в виде конкретных реализаций численных значений показателей качества функционирования. Розыгрыш случайных ситуаций продолжается до тех пор, пока объем выборки не станет достаточным для вычисления статистически достоверных оценок показателей качества функционирования. На основании оценок качества функционирования системы, полученных в результате эксперимента с моделью, может быть проведен поиск как наилучших условий работы, так и наилучшей структуры исследуемой системы. Для решения задач оптимизации GPSS допускает стыковку с алгоритмическим языком FORTRAN-4; в этом случае программа задания начальных условий моделирования, определения направления движения в допустимой области варьирования изменяемых параметров системы пишется на языке FORTRAN, а модель системы строится на основе элементов (объектов) GPSS. Кроме того, с помощью FORTRAN-надстройки над GPSS-моделью удается существенно упростить, сделать более гибкой и саму GPSS-модель. Следует отметить, что система GPSS была создана достаточно давно и поэтому не обладает такими эргономическими свойствами, к которым привыкли современные пользователи. В частности отсутствует возможность визуальной разработки моделей, не очень удобно представление результатов моделирования. Тем не менее, освоив эту систему, можно получить достаточно мощный инструмент моделирования. Поэтому в настоящем курсе предусмотрено выполнение лабораторных работ с использованием программы GPSS. 6.8 Сетевые модели (N – модели)
Возможности сетевых моделей мы рассмотрим на примере раскрашенных сетей Петри (Coloured Petri Nets – CPN). Особенность этой методологии состоит в том, что она моделирует системы в терминах «условия – события», что позволяет исследовать динамику работы системы. Модели на основе CPN («событийные модели») в настоящее время встраиваются в универсальные системы моделирования информационных систем таких как ARIS, IDEF и другие. Для автономного использования методологии CPN разработан специальный язык моделирования – Coloured Petri Net Modeling Language (CPN ML) и созданы соответствующие программные средства [14, 15, 17, 18]. Методология CPN близка к структурным методам моделирования систем, однако в отличие от многих из них, она базируется на хорошо разработанном математическом аппарате и поэтому допускает проведение аналитических и имитационных исследований. В настоящем пособии дается и краткое и по возможности неформализованное описание этой методологии ориентированное на синтаксис языка Паскаль. Полное и строгое описание CPN содержится в трехтомной моно-графии Курта Йенсена [18]. Как следует из названия, модель динамической системы в методологии CPN представляет собой сеть – двудольный ориентированный мультиграф. Сеть содержит узлы двух типов – позиции и переходы, связанные дугами. При этом позиции моделируют наличие в системе определенных ресурсов, необходимых для наступления события. Различные виды ресурсов условно обозначаются разными «цветами», что объясняет название методологии. Переходы моделируют сами события. Наступление какого-либо события в системе изменяет условия, что может привести к новым событиям. Дуги моделируют причинно-следственные связи в системе. Последовательность условий и событий во времени и есть модель динамики системы. 6.8.1 Мультимножества Одним из важных понятий, используемых в теории CPN для описания ресурсов, является понятие мультимножества. Формально мультимножеством Иными словами, мультимножество
где Пример: пусть Рассмотрим операции над мультимножествами. 1. Сложение мультимножеств. Пусть Тогда 2. Умножение мультимножества на скаляр. Пусть Тогда 3. Сравнение мультимножеств. Мы будем говорить, что если 4. Вычитание мультимножеств. если
6.8.2 Формальное определение CPN раскрашенная сеть Петри CPN – это кортеж, состоящий из девяти элементов:
Рассмотрим элементы определения (6.38). 1. var teta: Integer; 2.
При описании переменных, используемых в сети, указывают их принадлежность к типу, например:
В последнем примере переменная 3.
а для работы с ним вводится переменная С каждой позицией может быть связана определенная маркировка, которая учитывает наличие в данной позиции различных типов ресурсов. Маркировка позиции
Здесь Совокупность маркировок всех позиций называется маркировкой сети:
В языке Паскаль мультимножество, определяющее маркировку позиции, может быть представлено, например, типом – множество, состоящим из записей вида
Операции над мультимножествами можно определить соответствующими процедурами. Аналогично определяется мультимножество, задающее маркировку сети. 4.
и соответствующей переменной:
5. В этих выражениях первый элемент указывает начало дуги, второй элемент – конец дуги. множество
Поскольку дуги имеют два вида: от позиции к переходу ( Элементы множеств
6.
означает, что цвета типа 7.
принимает истинное значение для перехода 8. Рассмотрим примеры задания функции
Отсутствие выражения для какой-либо дуги означает, что дуга не помечена. 9. Например,
6.8.3 Функционирование CPN Рассмотрим работу раскрашенных сетей Петри. Функционирование CPN состоит в срабатывании переходов и происходящих вследствие этого изменениях маркировок. Мы будем говорить, что переход
В первой скобке выражения (6.36) происходит поэлементное сравнение мультимножества, являющегося маркировкой позиции Во второй скобке записано условие отсутствия блокировки перехода Если условие срабатывания перехода Изменение маркировки узла
В выражении (6.43) все слагаемые являются мультимножествами, и вычисления производятся в соответствии с правилами сложения и вычитания мультимножеств. Знаки суммирования мультимножеств используются в формуле по причине, которая уже пояснена выше: каждая пара узлов может быть связана несколькими дугами, а каждая дуга Если на некотором шаге Формальное определение сети Петри, приведенное выше, полностью определяет ее функционирование. Однако при решении конкретных задач моделирования часто удобнее и нагляднее использовать графическое представление этих сетей. Теоретико-графовым представлением сети Петри является двудольный ориентированный мультиграф сети Петри. Этот граф в соответствии с приведенным выше определением содержит: - позиции (места), обозначаемые кружками, маркировка которых моделирует наличие определенных условий в системе; - переходы, обозначаемые планками, срабатывания которых моделируют события в системе; - ориентированные дуги (стрелки), соединяющие позиции с переходами и переходы с позициями. Кроме того, в дополнение к формальному описанию CPN на графе для наглядности могут быть указаны следующие элементы: - маркировка, условно обозначаемая количеством ресурсов (фишек) внутри позиций; - выражения на дугах; - выражения для блокировочных функций на переходах.
6.8.4 CPN с временным механизмом Существует ряд задач моделирования, в которых необходимо учитывать не только последовательность событий, но и время их наступления, а также продолжительность. Для этой цели предусмотрено расширение возможностей раскрашенных сетей Петри путем введения временного механизма (так называемых timed CPN [18]). В несколько упрощенном виде сущность такого расширения описана ниже. А. В модель системы вводятся часы, показывающие глобальное время Б. Ресурсы, перемещаемые в сети (фишки) могут получить временные метки. Такие ресурсы в общем виде задаются мультимножествами с временными метками (timed multi-sets), однако мы эту теорию не рассматриваем. Отметим лишь, что при описании множества цветов добавляются пометки timed, а переменные соответствующего типа снабжаются знаками @ (по-английски читается at, т.е. «во время»). Это означает, что переменная привязана к глобальному времени. После значка @ в квадратных скобках указывается значение глобального времени, в течение которого возможно использование данных фишек для срабатывания переходов, для которых они являются входными. При этом запись вида @[500] говорит о том, что фишка «включается» в момент Приведем пример:
Возможное значение мультимножества определяемого переменной x:
В. Каждый переход, на вход которого поступают фишки, имеющие временные метки, получает дополнительное условие срабатывания: он может сработать только в том случае, если системное время удовлетворяет всем условиям на входных фишках. В свою очередь, при срабатывании переход может увеличить временную метку фишки, т.е. смоделировать задержку в работе системы. Величина задержки определяется специальным выражением, связанным с переходом, и имеющим вид Пусть в сети на рисунке 6.9 начальная маркировка такова: Рисунок 6.9 Сеть Петри с временными метками. 6.8.5 Пример модели информационного процесса Проиллюстрируем возможности рассмотренной теории на примере модели процесса обучения. Рассмотрим процесс прохождения под управлением автоматизированной обучающей системы интерактивного одного модуля учебного курса. Процесс прохождения учащимся учебного модуля заключается в следующем. Из базы учебных модулей извлекается очередная порция теоретического материала, которую предлагается освоить обучаемому. После того, как обучаемый окончил изучения этого материала, система приступает к тестированию. Из базы тестов выбирается тестовый материал и предъявляется обучаемому, который готовит и вводит в систему ответы на тестовые задания. Эти ответы анализируются системой оценивания, которая принимает решение: · ответы верные, в этом случае изучение данного модуля завершается, и возможен переход к следующему модулю; · ответы неточные, в этом случае обучаемый должен изучить дополнительный материал и затем пройти повторное тестирование; · ответы абсурдные, в этом случае обучаемый должен изучить материал модуля с самого начала. Модель этого процесса в виде сети Петри представлена на рисунке 6.10. Эта сеть, в соответствии с приведенным выше описанием, содержит два множества узлов: множество позиций Маркировка позиций моделирует выполнение условий, а переходы при своем срабатывании – наступление событий. Рисунок 6.10. Сеть Петри, моделирующая изучение отдельного модуля Для простоты изложения ограничимся только одним видом ресурсов целочисленного типа, которому соответствует единственное цветовое множество: Color INT=intrger и соответствующей переменной var s: INT. Смысл введенного ресурса следующий: если в позиции pi имеется хотя бы одна фишка (т.е. маркировка В этом случае выражения на всех дугах имеют один и тот же вид: Рассмотрим смысл условий и событий, происходящих в системе. Условия, моделируемые позициями: p1 - изучение модуля возможно, p2 - основной материал модуля выбран, p3 - выбор теста возможен, p4 - тест выбран, p5 - оценивание ответа произведено, p6 - дополнительный материал модуля выбран, p7 - переход к следующему модулю возможен, pM - база основных учебных модулей, pD - база дополнительных материалов, pT - база тестовых материалов, pJ – журнал учета пройденных модулей. События, моделируемые переходами: t1 - изучение основного материала модуля начинается, t2 - изучение основного материала модуля завершается, t3 - тестирование начинается, t4 - тестирование завершается, t5 - изучение дополнительного материала начинается, t6 - изучение дополнительного материала завершается, t7 - повторное изучение модуля начинается, t8 - изучение модуля завершается. Начальная маркировка позиций, как показано на рисунке, выглядит следующим образом:
Здесь M - количество модулей в курсе, N - количество дополнительных разделов, L - количество тестов. Предполагается, что M< N< < L. Все остальные позиции в начальный момент не содержат ресурсов, т.е. имеют нулевую маркировку. Поясним работу сети. В соответствии с правилами функционирования сети Петри (п. 6.8.3) на первом шаге может сработать переход t1 (что соответствует событию: изучение основного материала модуля начинается). При этом будет изъято по одной фишке из позиций pM и p1 , и одна фишка будет помещена в позицию p2. Выполнится соответствующее условие, и появится возможность сработать переходу t2. Описанный процесс продолжится, аналогичным образом сработают переходы t2, t3 и t4. После выполнения условия p5 - оценивание ответа произведено, возможно разветвление процесса по трем направлениям, т.е. может произойти одно из трех описанных выше событий, которые моделируются переходами t5, t7, t8. При срабатывании перехода t8 и попадании фишки
6.8.6 Вложенные сети Петри Рассмотрим еще одно расширение сетей Петри, которое может оказаться полезным при моделировании процессов, в которых происходит взаимодействие отдельных подсистем с системой и между собой. Речь идет о так называемых вложенных сетях Петри (Nested Petri Nets – NPN) [19]. Появление указанной разновидности сетей Петри связано с желанием исследователей иметь инструмент для адекватного и удобного представления систем со сложной иерархической и мультиагентной структурой. Вложенные сети Петри представляют собой расширение стандартного формализма сетей Петри, в котором фишки, представляющие локальные ресурсы в позициях системной сети, сами могут быть сложными объектами с сетевой структурой и моделироваться сетями Петри нижнего уровня – их мы также будем называть сателитными сетями. Структурно такая сеть состоит из системной сети SN и набором сетей-фишек (сателлитов) ENi, i=1,..., n. При этом между некоторыми переходами системной сети и переходами сетей-фишек может быть установлена связь, разрешающая только их совместное срабатывание. Такие переходы называются помеченными. Функционирование сетей, входящих в NPN, в значительной мере совпадает с функционированием ранее рассмотренных сетей Петри. Отличие составляют механизмы синхронизации работы сетей Петри различного уровня. В связи с этим в NPN различают следующие четыре вида шагов срабатывания. Системно-автономный шаг, который соответствует срабатывнию непомеченного перехода в системной сети SN. Сателитно-автономный шаг, который соответствует срабатыванию непомеченного перехода в сети-фишке ENi.. Шаг горизонтальной синхронизации, при котором одновременно срабатывают переходы в сетях-фишках ENi, помеченные одинаковыми метками. Шаг вертикальной синхронизации, при котором одновременно срабатывают переходы в системной сети SN и сетях-фишках ENi, имеющие одинаковые метки. Разумеется, при этом предполагается, что во всех сетях все участвующие в работе переходы являются активными, т.е. в их входных позициях имеются необходимые для срабатывания ресурсы. Проиллюстрируем возможности вложенных сетей Петри для получения модели процесса обучения. В предыдущем разделе была рассмотрена модель процесса интерактивного обучения, показанная на рисунке 6.8. В этой модели каждый обучаемый моделировался одной фишкой, обозначаемой переменной var s: STUDENT, которая соответствует целочисленному коду обучаемого. При этом информация об истории прохождении курса конкретным студениом теряется после того, как процесс обучения завершен. Кроме того, в модели на рисунке 6.8 не прослеживается процесс обучения в динамике, отсутсвует возможность дифференцированного оценивания успешности обучения. Также не предусмотрена возможность неудачного завершения курса, поскольку число попыток изучения материала и тестирования не ограничено Функциональность системы можно повысить, если моделировать поведение каждого обучаемого с помощью отдельной сети Петри. Тогда фишка, обозначаемая переменной s, станет сетью ENs, где s – код обучаемого, как принято в п. 6.8.5. При этом получится вложенная сеть Петри, которая состоит из системной сети SN (она изображена на рисунке 6.10) и набора сателлитных сетей ENs (s=1, 2, …). Один из возможных вариантов сети ENs представлен на рисунке 6.11. Кратко поясним работу вложенной сети. На рисунке 6.9 позиции обозначены буквами qi, i = 1, …, 10. Смысл позиций q1, …, q6 совпадает со смыслом позиций p11, …, p16 на рисунке 6.8, остальные позиции относятся к оценке успешности обучения. Переходы t1, t11, …, t17 на обоих рисунках имеют один и тот же смысл. При этом черта над обозначением перехода на рисунке 6.9 означает наличие вертикальной синхронизации: одноименные переходы могут сработать только одновременно. Это означает синхронизацию следующих действий: · приход обучаемого в систему (срабатывание перехода t1), создание в системной сети SN сателлитной сети ENs в виде фишки s; в свою очередь, в сателлитной сети переменная s относится к цветовому множеству STUDENT; · выбор учебного модуля и начало процесса обучения – срабатывание переходов t11; · завершение процесса обучения и выбор тестов – срабатывание переходов t13; · завершение процесса тестирования и переход к оцениванию – срабатывание переходов t14; · принятие решения по результатам тестирования – срабатывание переходов: t15 - изучение дополнительного материала, t16 - завершение изучения модуля, t17 – повторное изучение всего материала. Кроме описанных событий сеть ENs позволяет оценить количество баллов, набранных учащимся в процессе изучения модуля. Для этого введены дополнительные ресурсы, задаваемые цветовыми множествами: Color BALL = integer, Color FAILURE = boolean и соответствующие переменные: var β: BALL, var γ: FAILURE. Переменная Минимальное число баллов, при котором возможна положительная оценка, составляет b0 баллов. Если текущее значение величины В рассмотренном примере использована только вертикальная синхронизация, которая заключается в требовании одновременного срабатывания переходов в сетях SN и Es. Возможно предусмотреть и горизонтальную синхронизацию между сетями Es, что позволило бы моделировать совместную работу учащихся, например, при выполнении коллективного проекта. Однако в данном примере мы такой вариант модели не рассматриваем.
Рисунок 6.11. Вложенная сеть Es
|