Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное управление российской наукой
Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью (элементом) всех отраслей, сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Управление наукой сводится к созданию научных коллективов, подготовке для них научных кадров, оказанию материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, учету результатов научных исследований, внедрению их в производство и практику. Наука делится на фундаментальную, ведомственную (отраслевую), вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности. Научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. В том числе это и экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды (фундаментальные научные исследования), а также исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (прикладные научные исследования). Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется физическими лицами - гражданами РФ, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах их прав, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Так же научной и (или) научно-технической деятельностью могут заниматься юридические лица при условии, что подобная деятельность предусмотрена их учредительными документами. Согласно Конституции РФ (ст. 72) общие вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. В то же время Конституция (ст. 114) и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 17) возлагают на Правительство РФ обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области науки, разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Президент РФ, на основе специального доклада Правительства РФ, определяет направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. Государственные академии наук - некоммерческие организации, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» устанавливает, что Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нано технологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.[5] Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности входящих в его ведение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, и Федерального агентства по делам молодежи. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» содержит указание на то, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки[6]. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет свою деятельность непосредственно либо через подведомственные ей организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, стоит утверждать, что управление в сфере науки в РФ четко структурированно, и определено согласно законодательству РФ. Органы управления, а именно Минобрнауки России и Рособрнадзор, выполняют целый ряд задач и функций, которые на них возложены в сфере науки. Выполнение этой деятельности позволяет развиваться молодым ученым, делать инновационные открытия, развивать все сферы жизни общества.
|