Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление в области культуры






 

Административно-правовое регулирование в области культуры оформляет отношения органов публичной администрации с гражданами и организациями в этой основополагающей сфере общественных отношений.

В обществе неуклонно возрастает значение прав и свобод человека и гражданина, и особое внимание при этом уделяется их защите, охране и ликвидации нарушений. Конституция Российской Федерации провозгласила, «что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это положение определяет направления деятельности всех государственных органов.

Немаловажными элементами в конституционно-правовой защите права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям являются основания защиты. Во-первых, конституционные нормы - это юридические основания, и, во-вторых, фактические основания - это ограничения и конкретные нарушения прав и свобод, возникающие в результате неправомерных действий. Конституционно-правовые нормы, являющиеся основаниями защиты конституционного права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям, закреплены в законодательстве Российской Федерации и в международных правовых актах.

Следует особо выделить положения ст. 44 Конституции Российской Федерации, закрепившей за каждым гражданином то, что он имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры как одну из основ конституционного строя России. Помимо этого, п. «е», п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции России возлагает на Правительство Российской Федерации перечень полномочий по осуществлению мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» и обеспечению единой государственной политики в области культуры. Кроме того, в соответствии со ст. 72 Конституции России в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся охрана памятников истории и культуры, общие вопросы культуры.

Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закрепил наиболее общие принципы культурной деятельности, правовые нормы государственной поддержки культуры. Необходимость принятия данного Закона была обусловлена тем, что ранее общественные отношения в указанной сфере регулировались Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятом в 1978 г., положения которого устарели, и большим количеством постановлений, распоряжений Совета министров СССР, а также документами министерств и ведомств. Очевидно, что огромное количество этих нормативных правовых актов, их недоработанность и противоречивость не могли способствовать их эффективному применению.

Значительная роль в реализации государственной политики в области культуры и искусства принадлежит Президенту РФ. В целях более эффективной ее реализации Указом Президента РФ от 30 августа 2004 г. N 1132 утверждено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Данный орган является совещательным. Он создан для информирования Президента РФ о положении дел в области культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими союзами, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства.

Основными задачами Совета являются: выработка предложений главе государства по определению приоритетных направлений государственной политики в рассматриваемой области и мер по ее реализации; проведение по поручению Президента РФ экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам культуры и искусства, и по ее результатам подготовка соответствующих предложений; подготовка предложений Президенту РФ о взаимодействии с творческими союзами, организациями культуры и искусства, а также по вопросам социальной защиты работников культуры и искусства и др.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ, проведение единой государственной политики в области культуры; осуществляет регулирование и государственный контроль в области международного культурного сотрудничества и т.д.

Важное место в системе органов управления культурой занимает Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). Это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности[16].

Федеральное архивное агентство[17] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В содержание деятельности Федерального архивного агентства входит организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных фондов; исполнения запросов российских и иностранных граждан, связанных с реализацией их законных прав и свобод; оформления архивных справок, направляемых в иностранные государства. Оно также организует экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы РФ, для выдачи физическим и юридическим лицам заключений о возможности их вывоза; документов Архивного фонда РФ, заявленных к временному вывозу за пределы РФ, для выдачи физическим и юридическим лицам заключений о возможности их временного вывоза; документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы РФ, после их возвращения.

Таким образом, можно утверждать то, что в государстве значительное место занимают вопросы, касающиеся культуры. Большое внимание уделяется сохранности культурных памятником, исторических ценностей. В государстве есть огромный музейный фонд, большое количество памятников истории. Большое многообразие исторических обществ, которые в своей деятельности делают упор на привлечение молодежи и более старшего поколения к вопросам сохранения культурного наследия.

 


Заключение

Результатом проведенного исследования являются определенные выводы и предложения, которые сводятся к следующему.

Эффективность управления в любой из обозначенных сфер и на любом их уровне напрямую зависит от соответствия управленческих структур их функциям. Именно поэтому, прежде чем создавать тот или иной управленческий орган надо в первую очередь обозначить его функции, принципы его деятельности, совокупность выполняемых им задач. При этом, необходимо учесть имеющиеся для этого ресурсы. Далее, после создания определенной управленческой структуры происходит ее кадровое пополнение.

Аппарат управления и механизм его функционирования должен отвечать всем социально - культурным интересам личности, общества, государства, интересам государственных и негосударственных организаций.

В настоящее время на совещаниях главы государства поднимаются вопросы образования, культуры, науки, труда, медицины. По результат таких совещаний принимается множество решений для улучшения ситуации в государстве, создаются льготные программы, создаются и реализуются программы помощи отдельным категориям граждан, детям, семьям.

В статьях 71-73 Конституции РФ определено, что относится к предмету ведения государства, а что относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Так же периодически Правительство РФ, Президент РФ определяет конкретные цели и направления регулирования в тех или иных областях, как правило, это сферы образования, науки, культуры и медицины. В настоящий момент существует множество государственных органов, чья деятельность направлена на урегулирование и управление данными сферами. Это такие организации, как Рособрнадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и др. Их деятельность определена законодательно, отдельными нормативно-правовыми актами.

Однако следует отметить, что многие вопросы организационно-правового характера недостаточно регламентированы настоящим, действующим законодательством. Это, прежде всего, касается форм и методов взаимодействия центра и округов, федеральных, региональных и муниципальных органов. Отсутствует четкое разграничение их обязанностей и функций, полномочий и ответственности за результаты своей деятельности.


Библиографический список

 

Официальные документы, нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.

5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2900.

6. Положение о Федеральном архивном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2572.

7. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.

8. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. Ст. 3526.

9. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.

10. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 23. Ст. 2923.

11. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 29. Ст. 3971.

 

Научная и учебная литература, интернет - источники

12. Административное право. / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2014. - 698с.

13. Административное право. / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2013. - 726с.

14. Административное право России: учебник / под ред. А.П. Коренева, В.Я. Кикотя. – М.: Юрист, 2012.

15. Бахрах Д.Н. Административное право - М.: Норма, 2014. - 768с.

16. Ерохина Т.В. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья как предмет государственного контроля // Медицинское право. 2015. N 3. С. 10 - 14.

17. Заседание президиума Госсовета о повышении доступности и качества медицинской помощи в регионах // Сайт Президента России. URL: https://www.kremlin.ru/news/18973

18. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: комментарий статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Реформы и право. 2015. N 3. С. 18 - 32.

19. Мигачев Ю.И., Петручак Л.А. Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты) // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 2. С. 184 - 189.

20. Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 51-КГ14-4 // СПС Консультант плюс.

21. Путило Н.В., Дмитриев Ю.А., Волкова Н.С., Пуляева Е.В., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Кирилловых А.А., Павлушкин А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. С. 15 - 21.

22. Сурат И.Л., Тебекин А.В., Широкова Л.Н. Управление инновационными проектами. М.: Риалтекс, 2014. С. 79 - 85.

23. Шишов М.А. Правовые аспекты организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (с учетом судебной практики) // Медицинское право. 2014. N 1. С. 51 - 54.


[1] Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

[2] Путило Н.В., Дмитриев Ю.А., Волкова Н.С., Пуляева Е.В., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Кирилловых А.А., Павлушкин А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. С. 15 - 21.

[3] Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 51-КГ14-4 // СПС Консультант плюс.

[4] Сурат И.Л., Тебекин А.В., Широкова Л.Н. Управление инновационными проектами. М.: Риалтекс, 2014. С. 79 - 85.

[5] Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 23. Ст. 2923.

[6] Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 29. Ст. 3971.

[7] Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

[8] Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. Ст. 3526.

 

[9] Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.

 

[10] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.

[11] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2900.

 

[12] Заседание президиума Госсовета о повышении доступности и качества медицинской помощи в регионах // Сайт Президента России. URL: https://www.kremlin.ru/news/18973

[13] Заседание президиума Госсовета о повышении доступности и качества медицинской помощи в регионах // Сайт Президента России. URL: https://www.kremlin.ru/news/18973

[14] Шишов М.А. Правовые аспекты организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (с учетом судебной практики) // Медицинское право. 2014. N 1. С. 51 - 54.

[15] Ерохина Т.В. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья как предмет государственного контроля // Медицинское право. 2015. N 3. С. 10 - 14.

 

[16] Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.

[17] Положение о Федеральном архивном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 290 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2572.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал