Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование использования и охраны земель.






 

Правовыми основами соблюдения земельного законодательства являются:

Конституция РФ® (ст. ст. 9, 36); Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ©®.

Кроме того, источниками охраны и использования земель является целый ряд законов: ФЗ «О землеустройстве»; ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Градостроительный кодекс РФ®; Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ; ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и др.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ст. 36 Конституции РФ установлено свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении следующих трех условий:

1) ненасенение ущерба окружающей среде;

2) ненарушение прав и законных интересов иных лиц, к ним относятся и экологические права и интересы;

3) соблюдение условий и порядка пользования землей.

 

Цели охраны земель:

✓ предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нару­шения земель, других негативных (вредных) воздействий хо­зяйственной деятельности;

✓ обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергших­ся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

 

Земля является важным природным объектом и основой существования человека. С землей органически связаны и другие компоненты окружающей среды — недра, воды, леса, животный и растительный мир, которые не могут существовать без земли и вне земли.

Земля (в первую очередь ее плодородный слой — почва'?) рассматривается как объект охраны природы, а также в качестве поверхности, пространственно-территориального базиса для размещения городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта и т.д. В последнем случае земля выступает объектом различных юридических прав (собственности, пользования и др.).

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Общее управление землями возложено на Президента РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ. Специально уполномоченным государственным органом в области охраны земель на федеральном уровне является Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. При этом государственный кадастр недвижимости осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Минэкономразвития России.

В результате осуществления земельно-аграрных реформ в Российской Федерации сложилось несколько основных форм собственности на землю — государственная, муниципальная и частная.

Согласно п. 1. ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью® являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственная земельная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Федерации.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц, т.е. частой собственностью®, являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки могут принадлежать нескольким субъектам на праве общей собственности.

По общим правилам, собственниками земельных участков могут быть граждане (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица (в том числе с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица). Они вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками (использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, втом числе по отчуждению), но в той мере, в какой их оборот допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Помимо права собственности гл. IVЗемельного кодекса РФ предусматривает и другие виды вещных прав на землю:

• постоянное (бессрочное) пользование земельным участком (ст. 20);

• пожизненное наследуемое владение земельными участками (ст. 21);

• сервитут — ограниченное пользование чужими земельными участками (ст. 23);

• аренда земельных участков (ст. 22);

• безвозмездное срочное пользование земельными участками (ст. 24).

Граждане РФ могут использовать земельные участки для любых, не запрещенных законом, целей: ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, огородничества и животноводства, дачного строительства, строительства гаражей, предпринимательской деятельности и иных целей.

Существуют две формы платы за землю:

1) земельный налог;

2) арендная плата.

Земельный налог должны платить собственники, владельцы и пользователи земель (кроме арендаторов, которые вносят арендную плату за землю). Ставки земельного налога регулируются государством. Арендная плата определяется сторонами в договоре аренды (за исключением аренды государственных и муниципальных земель).

В процессе использования земель все субъекты обязаны соблюдать экологические требования по их охране. Эти требования (меры охраны) закреплены в земельном законодательстве и в совокупности образуют понятие правовой охраны земель. Они направлены на рациональное использование земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту земель от истощения и разрушения, защиту земель от загрязнения.

Так, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных(вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Основные правовые меры охраны земель реализуются через установление нормативов загрязнения земель, обязанностей землепользователей по их рациональному использованию и охране, проведение рекультивации и мелиорации и т.д. Важное значение имеет охрана сельскохозяйственных земель. Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности сельскохозяйственныхземлепользователей по сохранению и улучшению земель.

Невыполнение обязательных мероприятий по охране земель, нарушения земельного законодательства влекут за собой наступление юридической ответственности.

Особые санкции — в виде принудительного прекращения права на землю (изъятия земельного участка) — предусмотрены земельным законодательством в качестве меры ответственности за несоблюдение правил)рационального использования и охраны земель, использование земель не по целевому назначению и совершение других правонарушений.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал