Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рационализм Р.Декарта и Б. Спинозы
Рене Декарт (Картезий)-Картезианство. Рационализм – это гносеологическая позиция обосновывающая главенствующую роль или большую значимость логического обоснования истинности знания. (первичность разума). Рационализм Декарта опирается на эмпирический опыт, но рассматривает его как относительный опыт могущий вести к ошибкам познания. Аргументы Декарта в пользу обоснования истины (рационализма) является следующий фактор – Разум обладает творческой способностью, а именно создавать чистые идеи о скрытых сущностях, о тайном, глубинном и т.д. А) Разум объясняет содержательность объекта или его сущность. Б) Мысли, Разум объясняют закономерности объекта, то есть его причинно-следственные связи, отношения. В) Разум открывает возможность возможного будущего развития объекта. Мышление человека всегда актуально. Импульсом активности разума является сомнение. В работах «Правила для руководства ума» и в «рассуждении о методе» Декарт обосновывает философию субстанционализма показывая, что наука опирается на объективные материальные основания и описывает физические свойства природы.: -величину, форму, положение в пространстве, порядок и отношение объектов с другими. Такими науками, которые обосновывают протяженность субстанции, Декард считает физику, механику, математику. Протяженная субстанция познается разумом, но она вбирает в себя эмпирический опыт науки. Наиболее плодотворным методом логического мышления по мнению Декарда является Дедукция – это способ или метод обобщения частных начал и обоснование его научной значимости. Дедукция – это мысленное выведение общих свойств из частных фактов науки. Протяженная субстанция – это понятие, в котором органически соотноситься физическая природа явлений, а это понятие является следствием, результатом взаимодействия эмпирического базиса научного знания и логического мышления ученого. (Результаты теоретического и эмпирического знания о природе, физические свойства природы). Познание человека начинается с сомнения. Сомнение – чистый акт мышления, который становится импульсом познания (сталкиваются 2 противоположности): -направленность на объяснение - закрытость, неясность объекта объяснения Мы приходим к заключению, что сомневаться можно во всем. Вывод Декарта – Всегда и во всем (во всех актах познания) на ряду с протяженной субстанцией наличествует, живет мыслящая субстанция. Она абсолютна в пределах человеческого познания (в пределах субъективного познания) Мыслящая субстанция (мышление) – это акт, которым человек открывает самому себя. Cogito – активность мышления Cogito ergo sum-«Мыслю, следовательно, существую»/ (синоним самосознания) Философия Декарта открывает человеку его глубинное я. Я, самосознание – первопричина всех других актов разумности человека. Итог рационализма Декарта: Бытие – есть двуначалие, двуединство протяженной субстанции и мыслящей субстанции. Протяженная субстанция – объект научного знания. Мыслящая субстанция – объект философского обоснования. Философия Декарта – это классический дуализм, но при ведущей роли мыслящей субстанции которая организует мир знания и тем самым открывает законы протяженной субстанции.
|