Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория познания канта
В творчестве Канта выделяют два периода: докритический -характерен вниманием философа, главным образом к онтологическим проблемам. Его прежде всего интересовали вопросы естествознания, в изучении которых ученый достиг высоких результатов. Кант разработал теорию возникновения солнечной системы из равномерно распределенных в пространстве атомов, которые под воздействием гравитационных сил сгруппипровались в «облачности» (будущие звезды). Также Кант обосновал зависимость процессов происходящих на Земле (приливное торможение) от воздействия на них Луны. Критический период творчества отличался его первостепенным вниманием к вопросам гносеологии, исследованием чистого разума. Как возможно познание? -основной вопрос, поставленный Кантом. Условиями познания являются: 1)сознание(познающего субъекта) 2)внешний по отношению к сознанию мир (познаваемый объект), что обеспечивает возможность опыта, получаемого субъектом в результате воздействия внешнего мира на созанние. -признается существование внешнего мира, его объективность, независимость от сознания. -информацию о внешнем мире возможно получить только через органы чувств, несовершенные и поэтому отражающие образы внешнего мира лишь поверхностно. Кант выделяет три познавательных уровня сознания: 1)чувственность, которая дает возможность ощущений (этому уровню соответствует математика, под которой Кант в данном случае понимал арифметику и геометрию. 2)рассудок, позволявший оперировать понятиями и суждениями (ему соответствуют естественные науки). 3)разум, которым обусловлена способность умозаключений(ему соответствует метафизика, т.е. философия). Все возможное знание выражено в суждениях: аналитические и синтетические, с другой- априорные и апостериорные. Аналитические суждения - в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях: все материальные объекты обладают массой, обладание массой содержится в понятии материального объекта. Синтетические суждения - в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии: некоторые материальные объекты могут быть прозрачными, здесь прозрачность как бы присоединяется к информации, уже содержащейся в понятии происходит синтез. Априорные суждения - предшествующие опыту. Апостериорные - получаемые в результате опыта. Исходное онтологическое основание Канта о существовании сознания (познающего субъекта) и внешнего мира (познаваемого объекта) дает повод исследователям причислять его к дуалистам. Однако Кант не сомневался в существовании Бога, творца всего сущего; в этом его убеждали «моральный закон в груди и звездное небо над головой». Исходя из этого, Кант деист и объективный идеалист.
|