Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеалистическая диалектика И. Гегеля.
Заслуга Гегеля по сравнению с предшественниками в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона. Главное содержание диалектики выявляют три основных закона, сформулированные Гегелем: 1) закон единства и борьбы противоположностей (он характеризует двигательную силу процесса развития, усматривая ее в борьбе противоположностей, внутренне присущих объекту); В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет. 2) закон перехода количественных изменений в качественные, (говорит о скачкообразном характере развития). Один человек подчиняется одним законам, а толпа существует по иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. 3) закон отрицания отрицания, (показывает, что первоначальное превращение в противоположность (отрицание) и последующее превращение в противоположность (отрицание) не есть возвращение к прежнему состоянию, а представляет собой переход на более высокий уровень развития). Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития. Пример: Маркс отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля. -Познанные диалектические законы внешнего мира, рассматриваемые в их методологической функции, образуют диалектический метод – важнейший компонент диалектического мышления, который предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. -Законы диалектики применимы не только к природе, обществу, но и к процессу познания. -Среди законов диалектики центральное место занимает закон единства и борьбы противоположностей. Его называют «ядром» диалектики. В этом законе фиксируется и развертывается содержание категории противоречия. Почему диалектика Гегеля имеет идеалистическую форму: В первой части своей системы - в " Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь " абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в " Философии природы": - Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - " Философию духа". Здесь абсолютная идея становиться по Гегелю " абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. -позитивная особенность идеалистической философии Гегеля: абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. -Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. -Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. -Идеалистическое представление: источник всякого развития – как природы, общества, человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия и имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей – процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели – достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности. Источник развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии. Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том. что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода.
|