Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философские идеи французских просветителей.
Представители: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. XVIII в. - эпоха Просвещения. Просвещения сводился к: -уверенности в мощи человеческого разума, -прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества.: Французские материалисты XVIII века считали: -движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. -отстаивают детерминизм, т. е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий. Хотя человек — продукт внешних сил и физических условий, он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу -человек движим стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. -человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшие, а также ставить себе цели и изыскивать средства. -Физические удовольствия — самые сильные, но они непостоянны и при избытке приносят вред. -удовольствия умственные — более прочные, длительные и более зависящие от самого человека. -исходной точкой мудрости должно быть не наслаждение, а руководимое разумом познание человеческой природы. -люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и новые обязанности. Французский материализм — высшая форма материалистической мысли XVIII века. Выдающееся историческое значение французского материализма XVIII века заключается в его борьбе против религии и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло совершенно новую форму. Для философии французского Просвещения было характерно: - признание приоритета разума в решении всех проблем -критицизм и антиклерикальная направленность -деизм -материализм в понимании природы -сенсуализм и созерцательность в гносеологии -исторический оптимизм. Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. - разработка программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе -сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. -суть социального прогресса - в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. -развивали теории “естественного права” и общественного договора” (защита права народа на восстание, если власть нарушает условия договора и становится тиранической.)
|