Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2.1. Основы социально-нравственного развития ребенка.






Дошкольная педагогика.

Тема 2.1.1 Содержание и средства физического воспитания дошкольников. Формы организации активного отдыха.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные средства физического воспитания дошкольников.

Основными средствами физического воспитания дошкольников являются:

I) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

2. гигиенические условия, способствующие физическому развитию детей:

-организация сна и бодрствования;

Если полноценный, правильно организованный сон необходим ребенку для защиты нервных клеток от переутомления и восстановления работоспособности организма в целом, то период бодрствования — время, когда удовлетворяются его основные физиологические и психологические потребности. От того, как организовано бодрствование, в значительной степени зависит, насколько продуктивным будет ребенок в своей деятельности и насколько успешным будет его развитие. Важное значение имеют гигиенические условия среды, в которой находится ребенок во время бодрствования: достаточная освещенность, низкий уровень шума, свежий воздух, соответствие мебели, оборудования, игрушек его возрасту и уровню развития; не менее важен адекватный физиологическим потребностям ребенка ритм кормлений, чередование занятий и гигиенических процессов.

Важное условие бодрствования в любом возрасте — активность ребенка. Обеспечение достаточной двигательной активности — необходимое условие, повышающее эффективность обучения и оздоровления. Потребность ребенка в движениях при пребывании в детском коллективе не может быть обеспечена только занятиями гимнастикой, зарядкой и музыкальными занятиями.

Для движения необходимы простор, стимуляция со стороны взрослых. В группе обязательно должно быть предусмотрено место и для отдыха с подвижными играми, чтобы ребенок во время самостоятельной деятельности мог побегать, попрыгать, залезть куда-то, посидеть и даже полежать. Искусственное ограничение движений недопустимо. Наоборот, если ребенок не двигается достаточно активно, то у персонала должна возникать тревога за его самочувствие.

Очень существенна правильная организация занятий, их длительность. Занятия, помимо обучающей функции, вносят разнообразие в деятельность детей, развивают их любознательность, повышают эмоциональный настрой. Однако они могут вызвать утомление и негативную реакцию у ребенка. Поэтому обязательным условием проведения занятий должно быть строгое соблюдение их длительности, допустимой нагрузки, внимание к эмоциональной реакции ребенка. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности и жизненный опыт.

-требования к помещению и участку детского сада;

Гигиенические требования к дошкольным учреждениям регламентируются СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Проектирование и строительство детских организаций осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:

1) групповая изоляция в здании и на земельном участке организуется в связи с высокой восприимчивостью детей к инфекционным агентам. Согласно принципа групповой изоляции каждая группа должна иметь полный набор помещений в здании и групповую площадку на участке;

2) создание оптимального воздушно-теплового режима в помещениях необходимо в связи с относительно высокой скоростью обмена веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции;

3) обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции необходимо в целях профилактики заболеваний органов зрения, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика;

4) создание оптимальных условий для организации рационального питания;

5) рациональная планировка земельного участка позволяет удовлетворить большую потребность детей в движениях.

Здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, аэропортов. Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков и т.д. является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения. Уровень шума на участке для вновь строящихся детских учреждений не должен превышать 45 дБА.

Дошкольные организации должны располагаться на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, в пределах пешеходной доступности (в городах - не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах – не более 500 м) от места жительства. Допускается для сельских районов радиус пешеходной доступности до 1 км. Для районов Крайнего Севера, горных и южных районов радиус пешеходной доступности допускается снижать в 1, 5 раза.

От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м. При размещении зданий должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых территорий.

Здания дошкольных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к торцам жилых домов, встроенными в жилые дома и встроено-пристроенными к торцам жилых домов. Возможно совмещение дошкольных организаций с общеобразовательными учреждениями в единый комплекс (детский сад-школа).

Земельный участок используется для разнообразной деятельности детей на протяжении 3 ½ - 4 часов в холодное и 7-8 часов в теплое время года. Он предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению здоровья, нормальному росту и развитию. Особенности реактивности детей дошкольного возраста, недостаточная регуляция в системе гипоталамус – аденогипофиз - кора надпочечников, заинтересованной в реакциях адаптации, относительно низкая сопротивляемость организма и вследствие этого повышенная заболеваемость диктуют необходимость обеспечения изоляции каждой группы. В связи с этим организация земельного участка подчиняется принципу групповой изоляции.

-одежда детей, гигиенические и эстетические требования.

В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое — не препятствовать наибольшей теплопотери. Поэтому верхняя зимняя одежда должна достаточно плотно прилегать, иметь более замкнутую конструкцию, препятствующую проникновению холодного воздуха под одежду. Ткани для такой одежды должны иметь низкие показатели воздухопроницаемости. Гигроскопичность тканей также должна быть небольшой, чтобы меньше адсорбировать водяные пары из воздуха.

Летняя одежда, особенно для жаркой и сухой погоды, должна быть максимально открытой и свободной, обеспечивающей хорошую вентиляцию пододежного пространства.

Известно, что кожа принимает активное участие в обменных процессах организма с окружающей средой: поглощает кислород, выделяет жидкие и газообразные продукты обмена. Поэтому одежда не должна препятствовать свободному доступу воздуха к телу, обеспечивая нормальный процесс кожного дыхания. В первую очередь это относится к одежде, прилегающей к телу: белье, легкое летнее платье и т. п. Ткани для таких изделий должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью, хорошей гигроскопичностью.

Общими для любой одежды являются следующие гигиенические требования: мягкость, легкость, удобный покрой и красивый фасон, соответствие возрасту и размерам тела детей. Все эти требования направлены на обеспечение свободы движений ребенка. Движения, особенно на свежем воздухе, являются сильнейшим стимулом нормального роста и развития организма. Детям свойственна большая естественная подвижность, и одежда не должна ей препятствовать.

Одежда не должна быть слишком длинной и широкой, а также тесной, затрудняющей свободные движения ребенка. Кроме того, грубая и тесная одежда сдавливает кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, тем самым нарушая нормальное функционирование внутренних органов и систем организма. В младшем возрасте, когда скелет очень податлив механическим воздействиям, такая тесная и узкая одежда может способствовать нарушению правильной осанки и развитию различных искривлений позвоночника. Тугие пояса, лифы, резинки, высокие тесные воротнички, стягивающие манжеты и т. п. из ассортимента детской одежды должны исключаться.

Кроме того, одежда должна быстро и легко надеваться и сниматься, быть красивой, воспитывать эстетический вкус у ребенка. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими.

3. воспитание у дошкольников основ гигиенической культуры:

-социальные представления (ориентации детей);

Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

-практические умения.

Формирование представлений о гигиенических основах ор­ганизации деятельности (необходимость достаточной освещен­ности, свежего воздуха, правильной позы и пр.).

Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха), о некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых пра­вилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, пред­ложить чай, подать грелку, градусник и пр.).

Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волоса­ми, приемы поддержания опрятности одежды, обуви), о пра­вилах культуры поведения за столом, в общественных местах.

Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене, культуре еды.

Практические умения. Самостоятельно выполнять культур­но-гигиенические процессы (культура еды, умывание), осваи­вать приемы чистки обуви, одежды, умение пришить пуговицу. Самостоятельно замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо, причесать волосы. Показывать младшим детям, как вы­полнять гигиенические процессы, помогать малышам в уходе за одеждой, прической. Осваивать приемы элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину йодом, перевязать палец, приложить холодное к ушибу и пр.). Выполнять зака­ливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.

4. реализация потребности каждого ребенка в двигательной активности.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

- Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом - содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;

- Определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

- каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно. - Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности.

- Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

- Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки

5. содержание и структура физкультурных досугов.

Содержание физического развития и воспитания детей дошкольного возраста составляет та часть социально-исторического опыта, которая включает знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека, а также двигательную культуру.

Задачи физического воспитания обусловлены специфическими особенностями детей: интенсивным ростом и развитием, высокой ранимостью организма, величайшей пластичностью, реактивностью всех тканей, интенсивностью обменных процессов, высокими приспособительными возможностями, высокой восприимчивостью к усвоению нового, гетерохронностью развития.

Приоритетными направлениями в физическом воспитании дошкольников являются охрана жизни, борьба с заболеваемостью, повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды, повышение общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям, правильное и своевременное развитие всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, развитие мелкой моторики, гармоничное физическое развитие. Наряду с этим в процессе физического воспитания решаются задачи по формированию первоначальных знаний, связанных с занятиями физическими упражнениями и освоением культурно-гигиенических навыков, формированием навыков личной и общественной гигиены, обеспечением целостного развития ребенка.

6. реализация личностно-ориентированного взаимодействия между воспитателем и детьми на спортивном празднике.

Личностно - ориентированная технология предлагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям должна включать проявление уважения к личности каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему:
- обращаться с детьми ласково с улыбкой:
утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т.д.;
- стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент);
- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;
- слушать детей внимательно, с уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта;
- в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым ребёнком индивидуально.
Замысел личностно - ориентированного взаимодействия это создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. В процессе личностно - ориентированного взаимодействия ребёнку предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности).
Отличительные особенности деятельности - это творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоционального подъема.
Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие виды деятельности.
Учебно-исследовательское задание.

1.Статья Фертик: проанализировать предложенный вариант организации двигательной среды.

Педагогические условия включают:

•создание предметно-развивающей среды. Так, в группе должны быть «дорожки здоровья», стационарные спортивные комплексы и тренажеры (если позволяет площадь), министадионы. Физкультурный зал представляет собой центр здоровья, где есть гимнастические стенки, разновысотные бумы и скамейки, фитнес-мячи, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Здесь могут быть надувные батуты, тренажеры. Многие ДОУ имеют бассейны, водяные души.

На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п. В ДОУ можно оборудовать мини-поликлиники, где с детьми проводится лечебно-профилактическая работа. Варианты организации двигательной среды раскрыты в статье 3.Фертик (см. Фертик 3. Организация двигательной среды в дошкольных учреждениях и начальных классах. //Дошкольное воспитание. 1995.- №2.);

•создание благоприятного уклада жизни ребенка в детском саду, положительного микроклимата;

•владение педагогами различными технологиями организации жизнедеятельности ребенка.

2. Обосновать точку зрения автора на проблему организации двигательной активности дошкольника: Рунова М. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке…

Многими учеными (Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, М.А. Рунова, В.А. Шишкина) установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от внешних условий - гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.д.

В исследованиях М.А. Руновой по проблеме оптимизации двигательной активности детей в ДОУ с учетом индивидуального уровня их развития, отмечается: «Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния «здоровья и гармоническому физическому развитию». На основе комплексной оценки основных показателей двигательной активности - объема, продолжительности и интенсивности, М.А. Рунова распределила детей на три подгруппы, по уровням развития ДА (высокий, средний и низкий уровни). По мнению автора, это даст возможность воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход.

По мнению М.А. Руновой основным средством развития двигательной активности являются физические упражнения и игры. Физическим упражнениемназывается двигательноедействие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека. Понятие «физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека Автор выделяет несколько отличительных признаков физических упражнений:

1. Физическим упражнением решается педагогическая задача
(образно говоря, физическое упражнение направлено «на себя»,
на свое личное физическое совершенствование).

2. Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания.

3. Только системы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним, по мнению М.А. Руновой, относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

Словесный метод помогает осмысливанию детьми поставленной перед ними задачи и в связи с этим способствует сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

3. Составить микровыступление на тему «Традиционные подходы в воспитании и оздоровлении дошкольников».

Одним из традиционных способов достижения цели являются закаливание и профилактика простудных заболеваний. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчив не только к резким изменениям температуры, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы – солнце, воздух и вода в сочетании с достаточным двигательным режимом. Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику проводит инструктор по физической культуре. У всех без исключения, детей, есть спортивная форма, это – трикотажные шорты и майка. На зарядку дети идут босиком. С этого (помимо физического развития) уже начинается закаливание. Облегченная одежда, босые ноги и, что важно, это ни кому не противопоказано (в отличие от закаливания обливанием холодной водой), но укрепляет организм. После зарядки в этой же форме дети проходят в умывальную комнату, где есть все необходимое для проведения процедуры обливания водой: поддон, резиновые коврики, ведро для воды, пластмассовый ковш, фланелевые дорожки, по которым дети с мокрыми ногами идут в группу на ковер. Пока дети на зарядке, младший воспитатель готовит все для обливания ног. Ноги обливаются холодной водой (начальная температура воды 35–33 градуса, постепенно температура воды снижается до 25–20 градусов) и дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются произвольно под веселую музыку до полного согревания и высыхания ног (танцы, прыжки, бег). Обливание ног холодной водой – серьезное закаливание, и у некоторых детей есть противопоказания (период адаптации, в также после перенесенного заболевания). Для контроля за этим ведется специальная тетрадь, в кото‑ рой помечается, при согласовании с врачом, кому показано полное закаливание, а кому закаливание показано щадящее. При этом, важно отметить, что даже если ребенку в данный момент нельзя обливать ноги водой, он вместе со всеми проходит в умывальную комнату, как все проходит всю процедуру, кроме обливания водой. То есть, заходит в поддон и выходит в группу, где вместе со всеми детьми двигается под музыку. Это делается для того, чтобы организм реагировал на процедуру на рефлекторном уровне. То есть ребенок не получил ковш воды, а организм помнит и реагирует – возникает условный рефлекс, и когда ограничения снимаются, организм не получает стресса. После занятий и прогулки проводится второй блок оздоравливающих процедур. Придя с улицы, дети моют руки, пьют отвар из целебных трав (ромашка, крапива), затем усаживаются на ковер и проводится несколько упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.  Н., упражнений Су-Джок. Для этого используются вспомогательное оборудование: ленточки, шарики, летающие перышки, бабочки на ниточках для дыхательной гимнастики, колючие шарики и пружинки для Су-Джок терапии. Следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в кроватках, далее небольшую гимнастику на ковре в спальне, затем проходят по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры, разделившись на две колонны. В специальных, промаркированных ведрах младший воспитатель готовит воду. Замеряет температуру. Конечная температура холод‑ ной воды 18 градусов, горячей 40. На каждой дорожке два таза с холодной водой, а между ними таз с горячей водой. Дети по два человека, по сигналу воспитателя становятся в холодную воду (2–3 секунды), затем по сигналу становятся в горячую воду (8–10 секунд), далее (2–3 секунды) в холодную и по фланелевым дорожкам проходят на ковер и выполняют движения до тех пор, пока все дети не пройдут по тазам. Если есть дети, которым прописан щадящий режим, они становятся в конце колонн, и когда по тазам пройдут все здоровые дети, младший воспитатель уменьшает контраст температуры воды, добавляя в холодную воду горячую, в горячую – холодную. Затем сразу же все дети выходят в коридор на пробежку без препятствий или с препятствиями. Дети под музыку бегут змейкой, идут по канату, прыгают с кочки на кочку, подлезают под дугу, перепрыгивают через кубы. Для этого используются традиционное и нетрадиционное оборудование. Эта пробежка очень нравится детям. Они с удовольствием бегут, у них поднимается настроение, они окончательно просыпаются. Возвращаясь в группу, дети садятся на ковер «по-турецки», где воспитатель проводит комплекс дыхательной гимнастики, точечного массажа, ауриколотерапии, лечение голо‑ сом, звуком, пальчиковой гимнастики и Су-Джока. Основным принципом системы закаливания является постепенное расширение зоны действия и увеличение времени проведения процедуры.

4. Проанализировать программу Т.С. Казаковцевой по валеологии и физической культуре для дошкольных учреждений: Казаковцева, Т.С. «Здоровье с детства» по следующим моментам:

а).реализация принципа гуманизации педагогического процесса;

Курс " валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию следующих задач:

· воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

· установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

· формирование личности ребенка;

· воспитание привычек личной гигиены;

· закаливание ребенка и его двигательная активность;

· профилактика и устранения вредных привычек;

· осуществление валеологического мониторинга.

б).задачи укрепления и охраны здоровья детей, развития физических качеств и способностей;

Основное направление по физическому воспитанию в детском саду это охрана и укрепление здоровья детей. Каждый учебный год ставятся задачи по развитию физических качеств и оздоровлению дошкольников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

В связи с этими и другими проблемами физического развития, оздоровления дошкольников, возникающими в процессе воспитания и обучения, выявилась необходимость в организации ряда специальных консультаций. Т.к. при планировании и наполнении содержанием мероприятий физкультурно-оздоровительной работы воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности детей, подбирать материал с учетом программных требований и ориентировкой на зоны ближайшего и перспективного развития ребенка.

в).основные направления программы;

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

г).осуществление диагностико-коррекционной работы с детьми.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

 

Тема 2.2.1. Основы социально-нравственного развития ребенка.

Вопросы для обсуждения.

1.Общечеловеческие ценности в системе нравственного воспитания дошкольников.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества.

Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

2.Педагогические условия, необходимые для успешного осуществления нравственного воспитания детей.

Нравственное развитие ребенка нельзя представить без воспитания культуры общения и поведения. Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив. Здесь они приобретают первые навыки совместно играть, приобщаться к труду, помогать друг другу. Узнают, что значит быть дисциплинированным и ответственным. Задачей воспитания является привить ребенку устойчивые формы повседневного поведения в быту в свете норм и правил, принятых в обществе.

Формальное соблюдение этикета не говорит о культуре поведения. Нравственные чувства и представления неразрывно входят в культуру поведения. Душа ребенка многогранна. В ней есть место любви и ненависти, симпатии и антипатии, сочувствию и равнодушию, справедливости и зависти по отношению к окружающим. В нем может проявляться чувство собственного «я» или неуверенность в себе. В настоящее время общественная мораль как бы противопоставляется эгоистическим чувствам, отражающим личные интересы. Нравственным чувствам отводится особая роль в воспитании детей и в культуре поведения тоже. Формы нравственного поведения необходимо закреплять, превращать их в привычку и потребность. Все действия взрослых по отношению к ребенку должны строиться на основе положительных эмоций и это будет побудительным мотивом ответного доброжелательного отношения ребенка к окружающим его людям. Уважение к воспитателю, любовь к родным и близким, добрые отношения со своими маленькими приятелями проявляются у дошкольников ярко, эмоционально искренне и непосредственно.

Действенным примером при воспитании культуры поведения у детей является пример самого воспитателя. Здесь важно все – как он выглядит внешне, тон его разговора, как поступает и рассуждает, справедлив или нет к окружающим, особенно к детям. Дети – первые наши свидетели и судьи. И станет ли воспитатель примером для подражания, будет зависеть только от него. Но не все задачи воспитания культуры поведения решаются личным примером. Педагог внимательно отслеживает поведение своих воспитанников, определяя глубину личного воздействия и влияния. И если возникают проблемы в освоении положительных навыков поведения, можно своевременно скорректировать этот процесс. Во время наблюдения важно определить, как часто ребенок повторяет неблаговидный проступок – грубо разговаривает, небрежно кушает, отказывается убрать игрушки и т.д., а также заметить, что нового и правильного приобрел он.

3. Определение понятий «совесть», «справедливость», «эмпатия», «честность», «милосердие», «человеческое достоинство», «доброта».

Совесть этоспособность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своенесоответствие должному как собственное несовершенство.

Справедливость

1значение, следует выделять" процессуальную" справедливость. В этом смысле справедливость относится к результату или решению, достигнутому благодаря правильно функционирующему механизму отправления закона. Считается, чтоприменение закона, относящегося к сфере статутного или обычного права, к тому или иному конкретномуслучаю имеет целью достижение справедливости. Именно это понимание справедливости традиционносимволизирует фигура с мечом, весами и повязкой на глазах. В такой интерпретации справедливость - этологическая, почти механическая оценка действия согласно критериям, зафиксированным в общепринятой иобязательной нормативной системе - законе.

Во2 значении справедливость - это апелляция кнекоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашливоплощение в законе. В принципе, именно это обычно имеют в виду, когда говорят о " праве справедливости".

Эмпатия- осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности.

Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие и так далее.

Милосе́ рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел.Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу.

Человеческое достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.

Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том, человека.

Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

4.Средства и методы воспитания у дошкольников гуманных отношений к окружающим.

Гуманное воспитание - это:

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой гуманного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе..

Гуманное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности.

Гуманное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Цели гуманного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

- гуманности;

- трудолюбия;

- патриотизма;

- гражданственности;

- коллективизма.

Идеальная цель гуманного воспитания - воспитание счастливого человека.

Гуманное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством гуманного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3 Средством гуманного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4 Средством гуманного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм воспитания и влияет на формирование определенных гуманных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

- соответствие метода цели и задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

- подготовленность условий и средств для использования метода;

- избирательность отбора метода;

- тактичность применения метода;

- планирование возможного результата воздействия метода;

- терпение и терпимость педагога при использовании метода;

- преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, ав комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

5.Особенности восприятия детьми дошкольного возраста явлений общественной жизни. Воспитание эмоционального отношения и интереса к этим явлениям.

Уже в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы, отношения к общественной жизни. Эти основы представлены следующими ценностями:

Познавательные ценности: формирование интереса к событиям в родном городе, в общественной жизни и стране;

Ценности преобразования: ребёнок стремится воздействовать на окружающих;

Ценности переживания: у ребёнка складывается эмоциональное отношение к явлениям общественной жизни.

При формировании интереса к явлениям общественной жизни большое внимание уделяется воспитанию и развитию чувств у детей. Их формирование происходит через:

Формирование любви к родителям и близким;

Привязанность к воспитателю, симпатия и уважение к сверстникам, любви к детскому саду (вторая семья);

Ознакомление с родными местами;

Неповторимость природы;

Достопримечательности, гордость за известность всему миру.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:

Детей привлекает наглядно – образная сторона общественных явлений (яркость событий):

Быстрая смена впечатлений. Не способность ребёнка устанавливать связь между этими впечатлениями, приводит к поверхностному восприятию;

Впечатления без руководства не достигают знаний.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ К БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ

Ведущая роль в формировании чувства любви и привязанности к близким людям отводится практическим методам:

Пример взрослых;

Специально – организованные ситуации;

Игровые ситуации («Уронили мишку на пол»);

Упражнения в выполнении действий (сначала вместе со взрослым («пойдём бабушку встречать», потом по побуждению «сейчас бабушка придёт, я её в окошко увидела»);

В основе формирования чувств детей 5-го года жизни лежат знания, которые они получают в процессе:

Наблюдений, экскурсий;

Чтение художественной литературы;

Иллюстрации, видеофильмы, предметы декоративно – прикладного искусства;

Музыка;

Беседы;

Продуктивная деятельность (живопись, лепка, аппликация);

Совместная деятельность детей и взрослых (труд, прогулки, досуг, занятия спортом).

УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НАДО ПРИОБЩАТЬ ДЕТЕЙ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.

Основные направления в этой работе:

Уважительное отношение к детям разных национальностей;

Ознакомление с трудом, бытом, искусством как своего, так и других народов;

Подведение детей уже к осознанию интернациональных связей и взаимопомощи между народами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.041 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал