Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Написано отдельно. . . .⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
2.Заполнить таблицу «Планирование труда детей на неделю», отражающую формы организации труда детей в каждой возрастной группе.
3.Разработать содержание хозяйственно-бытового и ручного труда для детей подготовительной к школе группы с выделением ведущей воспитательной задачи. 4.Проанализировать программные требования по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста: -виды труда и их содержание по возрастным группам; По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее. -воспитательные задачи, реализуемые в процессе труда дошкольников; Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группавключает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду. Вторую группусоставляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Третья группазадач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Четвертую группусоставляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты. К пятой группеотносят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно -основные направления в усложнении программных требований по трудовому воспитанию детей. Выделяются следующие виды детского труда: -Самообслуживание (труд направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей); - Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка); - Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду); - Ручной труд (поддерживание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и др.) - Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости у детей. - Формировать устойчивое эмоционально - положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым. - Воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения. - Использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировозрения. - Воспитывать бережное отношение к результатам труда. - Приучать детей экономно расходовать материалы. - Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность. - Формировать у детей трудовые умения и навыки. При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия. - Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка. - Помнить, что выполняя ту или иную задачу каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде. - Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. - Обеспечить четкий и грамотный показ детям приемов работы. - Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых. - Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда. - Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы. - Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения). - Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями. - С наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей. - Помнить, что труд детей во второй половине дня д. б. содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственно-бытового труда. 5.Проанализировать статью А.Д. Шатовой в книге «Воспитание дошкольников в труде» и разработать содержание поручений для определенной возрастной группы по предложенной ею схеме. Дежурства. Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н.Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г. Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы к еде. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными. Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, например, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух столах, а Юле - на этих. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Но важно соблюдать эту последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу («Сегодня у Люды день рождения, поставьте ей эту красивую чашку», «Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей, - поставим цветы или разложим новые салфетки?», «Давайте сегодня расставим столы по-другому, чтобы все видели друг друга» и т.п.); поощряет желание дежурных придумать что- то интересное и приятное для всех. Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты (JI. Г. Нисканен). Если они выполнят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств (ее можно оформлять по-разному, в зависимости от фантазии и умений воспитателя и родителей), которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (на одно занятие), дневное, т. е. в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы, 2-3-дневное (в редких случаях). В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии и с участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в случаях особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими. ногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурства по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку и т.п. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основной смысл дежурств - забота о других. Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду. Эта форма организации труда исследовалась Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А.Козловой, JI. В. Крайневой и др. Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содержание общего труда то, что дети еще не умеют делать. Например, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для индивидуального обучения. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. А теперь разберемся в терминах. Что же такое общий, совместный, коллективный труд? Не являются ли эти определения синонимами? Что объединяет понятия «общий», «совместный», «коллективный» и чем они отличаются друг от друга? Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т.д. После окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.
|