Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АБУ АД-ДАРДА






 

Абу ад-Дарда отталкивал от себя всѐ мирское руками и сердцем.

 

Абдуррахман ибн Ауф

 

Уваймир ибн Малик аль-Хазраджи, прозванный в народе Абу ад-Дарда, встал рано поутру и сразу направился к своему идолу, которого он установил в самом почѐ тном


месте своего дома. Там он тщательно умастил его самыми лучшими и изысканными благовониями из тех, которые были в его большой лавке. Затем он обрядил идола в новые одежды, изготовленные из лучшего шѐ лка, которые накануне преподнѐ с ему в дар один из купцов, прибывший из Йемена.

 

Когда солнце поднялось, Абу ад-Дарда вышел из дома, направляясь в лавку.

 

Все улицы и переулки Йасриба были переполнены последователями Мухаммада, которые возвращались после битвы при Бадре. Впереди победителей двигались огромные толпы пленных курайшитов. Увидев их, ад-Дарда устремился к возвращающимся мусульманам и, подойдя к одному юноше из племени Хазрадж, спросил его о судьбе Абдуллы ибн Равахи. Юноша-хазраджит ответил ему:

 

— Он проявил в битве чудеса героизма и вернулся невредимым с большой добычей. Юноша, тем самым, успокоил ад-Дарду и нисколько не удивился его вопросу об

 

Абдулле ибн Равахе. Всем людям были известны связывающие их узы братства. Абу ад-Дарда побратался с Абдуллой ибн Равахой ещѐ в период джахилийи. Когда пришѐ л Ислам, ибн Раваха принял его, а Абу ад-Дарда отказался от новой религии.

 

Однако это разногласие не разорвало тесные узы, которые связывали этих двух людей. Абдулла ибн Раваха продолжал регулярно навешать Абу ад-Дарду, увещевал его, призывая принять Ислам, и очень сожалел о каждом дне, прожитом ад-Дардой язычником.

 

* * *

 

Абу ад-Дарда пришѐ л в лавку, расположился на высоком сиденье, и занялся торговлей, подгоняя своих приказчиков...

 

Он ничего не знал о том, что в это время происходило у него дома... В этот момент Абдулла ибн Раваха шѐ л к дому своего товарища, твѐ рдо решив воплотить в жизнь один свой замысел...

 

Подойдя к дому ад-Дарды, Абдулла увидел, что входная дверь была открыта, а во дворе находилась Умм ад-Дарда (жена Абу ад-Дарды)30. Он обратился к ней:

— Мир тебе, о Умм ад-Дарда!

— И тебе мир, о брат Абу ад-Дарды! — ответила она.

— А где Абу ад-Дарда?

— Он ушѐ л в лавку и должен скоро вернуться.

— Разрешишь войти? — осведомился Абдулла.

— Добро пожаловать, — ответила Умм ад-Дарда и впустила его.

Затем она ушла в свою комнату и занялась там домашними делами и детьми.

* * *

 

Абдулла ибн Раваха вошѐ л в комнату, где Абу ад-Дарда установил своего идола, достал молоток, который он принѐ с с собой, и, наклонившись над идолом, начал разбивать его, приговаривая:

 

— Истинно, всѐ, что приобщают к Аллаху, — ложь! Истинно, всѐ, что приобщают к Аллаху, — ложь...

 

Разбив на куски идола, он ушѐ л из дома ад-Дарды.

* * *

 

Войдя в комнату, где стоял идол, Умм ад-Дарда была ошеломлена, увидев идола, превратившегося в груду осколков, разбросанных на полу... Она начала горестно хлопать себя по щекам, восклицая:

— Ты погубил меня, о ибн Раваха... Ты погубил меня, о ибн Раваха...

* * *

 

Вскоре Абу ад-Дарда вернулся домой и застал свою жену, сидящей у двери комнаты, где стоял идол. Она с испугом взирала на него.

 

— В чѐ м дело? — спросила Абу ад-Дарда.


 

 

30 У арабов принято называть людей по отношению к их первенцу: Абу ад-Дарда – отец ад-Дарды, Умм ад-Дарда – мать ад-Дарды.


— В твоѐ отсутствие приходил твой брат Абдулла ибн Раваха, — сказала она, — и вот что натворил с идолом. Можешь сам посмотреть.

 

Взглянув на идола, Абу ад-Дарда увидел, что он превратился в груду камней. Страшно разгневавшись, он решил отомстить Абдулле. Однако очень скоро он успокоился, и его гнев утих. Поразмыслив над тем, что произошло, он сказал: ― Если бы в этом идоле было добро, то он обязательно защитил бы себя и отвѐ л зло‖.

 

Он тут же направился к Абдулле ибн Равахе, а затем они вместе пошли к Посланнику Аллаха. Там Абу ад-Дарда объявил о своѐ м принятии религии Аллаха. Это был последний язычник в округе, принявший Ислам.

 

* * *

 

С самого начала Абу ад-Дарда искренне уверовал в Аллаха и Его Посланника каждой частицей своего тела и души.

 

Он очень сожалел о том, сколько добра он упустил в прошлом, когда понял, насколько опередили его товарищи в познании религии Аллаха, изучении Книги Аллаха, религиозных обрядов поклонения и обретении праведности во имя приобщения своих душ к Аллаху и собственного спасения.

 

Абу ад-Дарда решил непрестанным и упорным трудом днѐ м и ночью нагнать все упущенное им из знаний, с тем, чтобы догнать и превзойти своих товарищей.

 

В своѐ м поклонении он абсолютно отрешился от всего земного, жадно устремившись

 

к знаниям. Абу ад-Дарда упорно читал и изучал Книгу Аллаха, запоминая аяты наизусть и глубоко вдумываясь в их смысл.

 

Заметив, что коммерция лишает его радости поклонения и мешает ему посещать все образовательные собрания, он без малейшего колебания и сожаления оставил торговлю.

Когда кто-то задал ему вопрос, почему он это сделал, он ответил:

 

— До моего обета Посланнику Аллаха, я был купцом. Приняв исламскую веру, я хотел одновременно заниматься коммерцией и поклонением, но когда мне это не удалось, я оставил торговлю и полностью посвятил себя поклонению. Клянусь Аллахом, мне хотелось бы сейчас, чтобы у меня была лавка у входа в мечеть. Тогда бы я не пропускал бы общий намаз, а затем занимался бы торговлей, имея ежедневный доход в триста динаров.

 

Взглянув на задавшего вопрос, он продолжал:

 

— Я не говорю, что Всевышний и Всемогущий Аллах запрещает торговлю, но мне хотелось бы быть среди тех, кого коммерция не отвлекает от поминания Аллаха.

 

Абу ад-Дарда не только оставил торговлю, но и отрешился от всего мирского. Ему претили блеск и мишура всего земного. Он довольствовался чѐ рствым куском хлеба и грубой одеждой, чтобы только прикрыть свою наготу.

 

Как-то очень холодной ночью к нему зашла группа людей. Угостив их горячей пищей и пригласив переночевать, Абу ад-Дарда не дал им одеял. Укладываясь спать, люди заговорили между собой по этому поводу, и один из них сказал:

— Я пойду к нему и скажу об этом.

 

Второй сказал ему: ― Не делай этого‖. Но первый всѐ -таки решил пойти к Абу ад-Дарде. Подойдя к двери его комнаты, он увидел Абу ад-Дарду лежащим, а его жена сидела рядом с ним. На них обоих была лѐ гкая одежда, которая не могла защитить от жары или спасти от холода.

 

Человек сказал Абу ад-Дарде:

 

— Я вижу, что ты спишь в таких же условиях, как и мы! А где же ваши вещи? Абу ад-Дарда ответил:

 

— Наш дом там, и мы сразу же отправляем туда все вещи, как только их приобретаем. Если бы в этом доме у нас что-нибудь было, то мы обязательно отдали бы это вам. На нашем пути, которым мы пойдѐ м к другому дому, есть серьѐ зное препятствие, которое можно преодолеть только налегке, не быть отягощѐ нным ничем. Поэтому мы не


хотим иметь ничего тяжѐ лого, чтобы успешно преодолеть это препятствие. Ты понял? — спросил он человека.

 

— Да, понял, — ответил тот. — Да воздаѐ тся тебе добром.

* * *

 

Халиф аль-Фарук хотел отправить Абу ад-Дарду наместником в аш-Шам, но он отказался. Умар продолжал настаивать, и Абу ад-Дарда сказал:

 

— Если ты хочешь от меня, чтобы я отправился к ним учить их Книге их Господа и Сунне их Пророка, а также молиться с ними, то я готов.

 

Эти слова очень обрадовали Умара, и Абу ад-Дарда направился в Дамаск. Прибыв туда, он обнаружил, что многие люди погрязли в роскоши и мирских утехах. Это ужаснуло Абу ад-Дарду, и он призвал людей в мечеть. Когда все собрались, Абу ад-Дарда встал перед ними и сказал:

 

— О жители Дамаска, вы наши братья по религии и соседи по дому. Вы наш союзники в борьбе с врагами. О жители Дамаска! Что же мешает вам отнестись дружелюбно ко мне и внять моему совету? Мне ничего не нужно от вас. Я даю вам совет,

 

а мои расходы оплачивают другие. Я вижу, как смерть постепенно забирает у вас ваших учѐ ных мужей, а ваши невежественные люди не учатся! Я вижу, как вы охотно принимаете то, что гарантировал вам Всевышний и Всемогущий Аллах, но в то же время игнорируете то, что Он повелел делать вам! Разве я не вижу, что вы накапливаете то, что не в силах проглотить! Вы строите то, где не живѐ те! Вы надеетесь на то, чего не достигнете! До вас были народы, которые надеялись, а прошло немного времени, и все они обратились в прах... Все их надежды были тщеславием и самообольщением... И дома их стали могилами... Вы помните, о жители Дамаска, что стало с народом ада. Сколько у них было денег и детей! А кто сегодня купит у меня их наследство хотя бы за два дирхема?

 

Все присутствующие так разрыдались, что их плач был слышен даже за стенами мечети.

 

* * *

 

С того дня Абу ад-Дарда начал активно посещать собрания людей в Дамаске и объезжать рынки. Он отвечал на вопросы, учил невежественных, приструнивал отлынивающих, используя любую удобную возможность или подвернувшийся случай.

 

* * *

 

Как-то на улице Абу ад-Дарда заметил толпу людей, которая, окружив одного человека, начала с ругательствами избивать его. Подойдя к людям, Абу ад-Дарда осведомился: ― В чѐ м дело? ‖

Люди ответили:

 

— Этот человек совершил большой грех. Абу ад-Дарда спросил:

 

— А если бы этот человек упал в колодец, вытащили бы вы его оттуда?

— Да, конечно, — ответили люди.

 

— Не ругайте и не бейте его, — сказал им Абу ад-Дарда, — а увещевайте и наставляйте. Воздавайте хвалу Аллаху, который не позволил вам совершить такой же грех.

 

— Разве ты не ненавидишь его? — спросили люди.

Абу ад-Дарда ответил:

 

— Мне ненавистно то, что он совершил. А если он прекратит свои греховные действия, то станет моим братом.

 

Человек, совершивший грех, разрыдался и заявил о своѐ м покаянии.

* * *

 

Однажды какой-то юноша обратился к Абу ад-Дарде: ― Наставь меня, о сподвижник Посланника Аллаха! ‖ Абу ад-Дарда сказал ему:


— О сын мой! Поминай Аллаха в добре, и Он помянет тебя в беде. О, сын мой! Набирайся знаний, учись, больше слушай, что говорят тебе. Старайся не быть невежественным, ибо иначе тебя ждѐ т гибель. О сын мой! Пусть мечеть станет твоим домом. Я сам лично слышал, как Посланник Аллаха говорил: “Мечети — дом каждого праведного человека”. Всевышний и Всемогущий Аллах обеспечил тем, чьим домом сталамечеть, спокойствие, милость и возможность идти по пути Его благосклонности.

 

* * *

 

Как-то группа молодых людей сидела у дороги. Они весело болтали и разглядывали прохожих. Подойдя к ним, Абу ад-Дарда сказал:

 

— О, дети мои! Дом мусульманина — это его келья, где он усмиряет душу и взор. Не сидите без дела на рынках ради пустого времяпровождения.

 

* * *

 

Однажды, когда Абу ад-Дарда был в Дамаске, Муавия ибн Абу Суфьян посватал своего сына Йазида к его дочери. Однако Абу ад-Дарда отказался выдать свою дочь за сына Муавийи и отдал свою дочь за простого юношу-мусульманина, который отличался праведностью и благонравием.

 

Людям стало это известно, и среди них пошли разговоры о том, что Йазид ибн Муавийа посватался к дочери Абу ад-Дарды, но он отказал ему и выдал свою дочь за простого мусульманина.

Когда Абу ад-Дарду спросили о причине этого, он ответил:

— Тем, что я сделал, я хотел добра для своей дочери.

 

— Как это? — спросили люди. Абу ад-Дарда ответил:

 

— Представьте себе мою дочь в окружении рабов, которые прислуживают ей, а она сама будет находиться в роскошных чертогах. Что же в таком случае станется с ее религией?!

 

* * *

 

Когда Абу ад-Дарда находился в аш-Шаме, туда с ознакомительным визитов прибыл вождь правоверных Умар ибн аль-Хаттаб. Вечером он пришѐ л навестить своего приятеля Абу ад-Дарду в его доме. Толкнув дверь, он заметил, что на ней не было никакого запора. Когда Умар вошѐ л в абсолютно тѐ мный дом, Абу ад-Дарда услышал его шаги, поднялся ему навстречу, поприветствовал и усадил рядом с собой. В кромешной тьме, не видя друг друга, друзья начали неторопливую беседу. Ощупав изголовье постели Абу ад-Дарды, Умар обнаружил, что вместо подушки у него была конская попона, матрас набит мелкими камнями, а одеяло было таким тонким, что совершенно не защищало от дамасских холодов.

 

Умар воскликнул:

 

— Да смилостивится над тобой Аллах! Разве я тебе не помогал?! Разве я тебе не посылал средства?!

 

Абу ад-Дарда ответил:

 

— А помнишь ли ты, о Умар, хадис, который рассказал нам Посланник Аллаха?

— А какой именно? — спросил Умар.

Абу ад-Дарда сказал:

 

— Разве не он сказал: “Пусть будет у каждого из вас мирских благ столько же, сколько есть поклажи у всадника? ”

 

— Да, он говорил так, — ответил Умар.

— А что мы сделали после него, о Умар?! — воскликнул Абу ад-Дарда.

Умар и Абу ад-Дарда разрыдались. Они плакали до тех пор, пока не наступило утро.

* * *

 

Находясь в Дамаске, Абу ад-Дарда продолжал увещевать его жителей, читать им и учить их Книге Аллаха и мудрости, пока не пришла ему пора умирать. Когда он смертельно заболел, к нему пришли его соратники и спросили:


— На что ты жалуешься?

— На свои грехи, — ответил Абу ад-Дарда.

— А чего ты хочешь? — спросили его.

— Чтобы мой Владыка простил меня, — ответил он.

 

Затем он сказал окружающим: ― Внушайте мне: ― Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха‖ ‖. Он продолжал повторять это, пока не испустил дух.

 

* * *

 

Когда Абу ад-Дарда предстал пред своим Владыкой, Ауф ибн Малик аль-Ашджаи увидел во сне обширную зелѐ ную и тенистую лужайку, на которой стояла большая кожаная палатка, а вокруг паслось огромное стадо овец.

— Кому принадлежит всѐ это? — спросил он.

 

— Абдуррахману ибн Ауфу, — было сказано ему. И Абдуррахман, выйдя из палатки, сказал ему:

 

— О ибн Малик, это всѐ Всемогущий Аллах ниспослал нам через посредство Корана. Если бы ты шѐ л этим путѐ м, то увидел бы то, чего никогда не видел, и услышал бы то, чего никогда не слышал, а также нашѐ л бы то, о чѐ м даже и не помышлял.

 

Ибн Малик спросил:

— А для кого всѐ это, о Абу Мухаммад?

Он ответил:

 

— Всемогущий Аллах приготовил всѐ это для Абу ад-Дарды, который отталкивал от себя всѐ мирское и руками, и сердцем.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал