Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВОПРОС 3. Виды управленческих решений и методы их разработки.Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы. Требования, предъявляемые к управленческим решениям: - всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения); - правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству); - непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их); - своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано); - обеспеченность ресурсами; - ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия). Классификация управленческих решений. 1. По степени влияния на будущее организации: - стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели; - тактические (конкретные методы достижения первых). 2. По масштабам: - глобальные - охватывают всю организацию в целом; - локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия. 3. По продолжительности периода реализации: - долгосрочные (более пяти лет); - среднесрочные (от одного года до пяти лет); - краткосрочные (менее одного года). 4. По направленности воздействия: внешние, внутренние. 5. По обязательности выполнения: - директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; - рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; - ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации. 6. По функциональному назначению: - регулирующие - определяют метод выполнения действий; - координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; - контролирующие - направлены на оценку результатов. 7. По широте охвата: - общие - распространяются на всю компанию в целом; - специальные - рассматривают отдельные вопросы. 8. По степени запрограммированности: - запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; - незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях. 9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д. 10. По способам принятия: - интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты; - адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом; - рациональные - опираются на научный анализ проблемы. Циклы разработки, принятия и реализации управленческих решений. Разработка, принятие и реализация управленческого решения подразумевает наличие системы, состоящей из пяти этапов. 1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов. 2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают: - стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства; - жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели; - слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ; - неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения. Необходимо проранжировать выявленные причины в порядке важности. Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%. 3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. 4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения. 5. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи. Условия обеспечения реализации управленческих решений. Условия для успешной реализации управленческого решения создаются еще на стадиях его подготовки и принятия. Уже в решении должно быть предусмотрено: кто, где, когда и каким образом выполняет ту или иную задачу. Это создает необходимые организационные предпосылки для реализации решения. Хорошо налаженный контроль представляет собой ту обратную связь в системе управления, без которой немыслим нормальный процесс регулирования, своевременного устранения возникающих трудностей, узких мест. Контроль за реализацией управленческих решений. Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. Целью контроля является своевременное обнаружение отклонений, слабых мест, нераспорядительности и оперативное их устранение, приведение процесса реализации решения к норме. Существуют следующие виды контроля: 1. предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Основные средства осуществления п.к. – реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется в трех областях по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. 2. текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом являются подчиненные сотрудники. 3. Заключительный контроль. Он основывается на обратной связи. Управляющие системы в организации имеют разомкнутую обратную связь, т.е. руководящий работник являющийся по отношению к системе внешним элементом может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы и характер ее работы. Комплекс действий по организации контроля должен включать в себя следующие элементы. Выбор концепции контроля. (Менеджер должен решить, следует ли на предприятии применить всеобъемлющую систему планирования, контроля, отчетности и менеджмента – “контроллинг” или организовать контрольную деятельность применяя частные проверки и контроли). Определение цели контроля. Определение объектов контроля. (При планировании контрольных мероприятий вне рамок контроллинга менеджер должен определить направленность контрольных мероприятий. В качестве объектов контроля могут выступать потенциалы, методы, результаты, промежуточные и итоговые показатели деятельности предприятия). Определение контролируемых норм. Определение субъектов контроля. Это действие предполагает выбор вида контроля по критерию “зависимости от процесса”. Определение методов контроля. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести: - законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР; - четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты; - объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров; - время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков); - организационные структуры управления; - формы и методы осуществления управленческой деятельности; - методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная); - субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка; - состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.); - систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР. Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. Роль коммуникации в управленческих решениях. Коммуникации и управленческие решения очень тесно связаны. Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководство получает данные, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникации позволяют достигнуть следующих целей: 1.Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления. 2. Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией.3. Установить взаимосвязь между людьми в организации.4. Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации.5. Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации. Данная страница нарушает авторские права? |