Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Европейская система академических кредитов
После введения 3-х уровней высшего образования с одинаковыми названиями и сходными сроками обучения встает вопрос: какое реальное образование получил студент на каждом из 3-х уровней? Инициаторы Болонского процесса решили определять в каждом случае «трудоемкость учебной работы». Можно было бы взять аудиторные часы («контактные часы» по европейской терминологии). Но отношение к аудиторным часам в европейских университетах таково, что многие вузы считают, что основное образование студент получает не на лекциях и семинарах, а в ходе самостоятельной работы при изучении рекомендованной литературы, при написании эссе (рефератов, курсовых работ), во время индивидуальных собеседований по проработанному материалу с академическими тьюторами. В европейских публикациях встречаются рекомендации ограничивать число контактных часов в неделю 8-ю или 10-ю, остальное время тратить на самостоятельную работу. При этом соотношении между аудиторной работой и самостоятельной работой не будет 50% на 50%, как это принято в российском высшем образовании, а будет 1 к 4-м, или 1 к 6-ти. Такая организация учебного процесса никому не навязывается, это лишь обмен положительным опытом. Каждый вуз самостоятельно должен принимать решение по данному вопросу. Таким образом, аудиторная нагрузка не может быть единицей измерения. Следует учитывать общую учебную нагрузку, суммарное время, которое студент потратил (в аудитории и вне ее) на овладение программой. Общая нагрузка включает помимо аудиторной написание эссе, рефератов, курсовых работ, лабораторных работ, практики и стажировки, подготовку к зачетам и экзаменам, сдачу зачетов и экзаменов и практический опыт работы по специальности. Как определить весомость единицы измерения трудоемкости учебной дисциплины? В европейском высшем образовании эту единицу назвали «академическим кредитом». Система кредитов предполагает их взаимозачет и накопление. Болонская декларация гласит: «Кредиты могут быть заработаны и вне контекста высшего образования, например, в системе непрерывного образования, при условии, что они признаются принимающим университетом. В начале Болонского процесса основное предназначение кредитов виделось в поддержании академической мобильности, но в 2003 г. в Берлине эта система уже рассматривалась как инструмент для разработки программ обучения в международных масштабах. Общая трудоемкость учебной нагрузки в год была приравнена к 60-ти кредитам. На основании опыта применения системы кредитов в разных странах, считается, что студент не может заработать больше. Наиболее приемлемой из существующих в Европе систем кредитов была признана система ECTS – «European Credit Transfer System» (Европейская система взаимозачета кредитов). Как пересчитать нагрузку в часах в европейские академические кредиты? Министерство образования рекомендовало пересчитать учебную нагрузку в кредиты путем деления общей (аудиторной и самостоятельной работы) учебной нагрузки в семестре на 36 (36 часов общей нагрузки). Но в этом случае число кредитов по специальным дисциплинам получается небольшим по сравнению с европейскими вузами. Поэтому необходимо проанализировать опыт ведущих европейских вузов по кредитованию каждой дисциплины и выяснить причины диспропорций, если такие окажутся. В каком случае студенту вообще начисляются кредиты? Сколько часов аудиторных занятий может пропустить студент, чтобы быть допущенным к зачетам и экзаменам? В любом случае кредиты будут начислены студенту только после успешной сдачи им формы итогового контроля по данной дисциплине. (экзамен, зачет, тест или итоговая контрольная работа). Оценка не влияет на количество кредитов, оценка должна быть положительной. Количество кредитов в течение семестра и учебного года регламентировано – это 30 и 60. Но если студент во время учебы набирает избыточное количество кредитов (например, посещая дополнительные учебные курсы), эти кредиты не засчитываются в счет основной программы обучения, ими можно воспользоваться при получении второго высшего образования, повышении квалификации, или при обучении на более высоких уровнях высшего образования. Количество кредитов по отдельным дисциплинам не может быть дробным. Принято возможным начислять за отдельные дисциплины суммы кредитов с половинками, чтобы при сложении они давали целое число. Таким образом, бакалавр должен набрать не менее 180 (за три года) или не менее 240 (за четыре года) академических кредитов. Магистр должен заработать не менее 300 кредитов.
|