Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие легитимности политической власти. Типы легитимности






Политическая власть может по-разному оцениваться гражданами государства. Поэтому в политологии распространено понятие легитимности политической власти как по отношению к властвующему авторитету, так и к власти в целом. Легитимность – это признание народом и политическими силами правомерности, законности, приемлемости политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Это форма поддержки власти со стороны, признание власти правомерной. Когда говорят, что власть легитимна, то тем самым подразумевают, что управляемые (либо какие-то внешние субъекты) признают ее право на руководство, в том числе монополию на принуждение, или же что все участники политических отношений вырабатывают общие рамки (стандарты) власти как символического посредника, обеспечивающего взаимное выполнение обязательств.

Признание авторитета власти не равнозначно легитимности в строгом смысле слова. Легитимность отображает представления правителей и управляемых о правильном и целесообразном правлении.

Источники легитимности власти могут быть самыми разнообразными, но при этом основополагающей для политической науки и широко используемой считается классификация легитимности властвования (даже права на насилие), данная Вебером. Понятие легитимности у Вебера фиксирует наличие представлений о " значимости" социального порядка и проявляется в признании власти подчиненными, их добровольном согласии повиноваться ее приказам. Социальный порядок легитимен, когда участники отношений ориентируются на некие образцы поведения, которые считают обязательными, " значимыми" для себя.

Он выделил три типа легитимности по характеру их внутреннего оправдания: 1) рационально-легальное — в силу авторитета рациональных установлений и правил (убежденность в разумности и эффективности права); 2)традиционное— на основе авторитета исконных нравов и извечного закона (вера в святость традиций); 3) харизматическое— оправдание авторитетом (на доверии к политическому лидеру).

Для Вебера легитимность - вера в законную значимость социального порядка, а легальность - лишь один из видов легитимности, связанный с рациональной способностью человека отдавать отчет в своем поведении.

В реальной политической жизни, как правило, легитимности присущ смешанный характер. Вебер для исследовательской цели выделил идеальные типы легитимности.

В основе рационально-легального типа господства находится целерациональное действие, а мотивом подчинения (в данном случае повиновения законам, а не личности правителя) служат соображения интереса. Такая легитимизация власти присуща современным западным обществам, которым свойственно признание главенства формально-правового начала. Аппарат управления в этих государствах состоит из компетентных чиновников, обязанных действовать не по своему усмотрению, а в соответствии с законами, нормами, правилами и т.п. Классической основой легального господства принято считать бюрократию.

Базис традиционного типа господства — действие, соответствующее традиции, а мотивы подчинения образуют привычки, обычай, глубокое уважение к законам-установлениям и самим властителям, которые необходимо дополняются верой в их священность. Чистый тип такого господства — патриархальное господство. Данная структура господства весьма устойчива, потому опирающийся на нее политический режим может существовать очень долго (к примеру, Китай).

Харизматическому типу господства присущ аффективный тип социального действия (основанного на эмоциональном переживании), для которого необходимы необыкновенные личные качества (магические способности, особый дар речи, сила интеллекта и духа и т.п.); благодаря им человек выделяется из общей массы, становясь ее лидером и подчиняя своей воле. Сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон и рациональный аппарат управления, не в сложившихся традициях поведения, а в обладании редким даром, вызывающим сходное с религиозным преклонение. История показывает: многие харизматические властители нередко были тиранами и диктаторами (А. Гитлер, И. Сталин) или придерживались довольно жесткого (авторитарного) стиля руководства.

 

10. Политическая система: понятие, структура и теоретические модели

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы. Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом (в социологии системный анализ), также системность в биологии (клетка, соц органицизм –спенсер, стронин, лилиенфельд), кибернетике, + менялись реалии полит процессов (стало понятно, что глупо ограничивать полит науку только лишь поведенческим подходом). Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50—60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, К. Дойча, А. Этциони.

Политическая система — совокупность различных политических институтов, реагирующих на воздействие извне, посредством которых происходит распределение материальных и духовных ценностей и предотвращаются конфликты посредством применения или угрозы применения легитимного принуждения. Перед политической системой стоит задача распределения ресурсов и убеждения народа, что такое распределение справедливо, иначе возникают конфликты. Все политические системы обязательно выполняют две следующие функции. Во-первых, они должны быть способны предлагать обществу ценности и, во-вторых, вынуждать большинство его членов признавать их в качестве обязательных.

Подсистемы в макрополитической структуре. В рамках концепции политической системы политологами обычно выделяются ее отдельные подсистемы. Другими словами, макрополитическая система состоит из институциональных компонентов (государство, партии и др.), коммуникативных взаимодействий и структурных связей между ними, а также регулирующих эти связи и взаимодействия официальных и неофициальных норм, идеологий, культур.

1 СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ представлена Д.Истоном – черный ящик. По Д. Истону, политическая система – это совокупность разнообразных видов действия, которые влияют на принятие политических решений.

(2) Вход требования Поддержка   П.С. (1) Конверсия   Выход (3) решения действия
(4)

Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) 'политическая система'; 2) вход- среда; 3) выход- 'реакция' системы на воздействие среды; 4) 'обратная связь', или воздействие системы на среду.

 

 

В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это вход, воздействие внешней среды на политическую систему в форме требований и поддержки (доверие народа к власти, готовность поддержать власть). Во-вторых, 'конверсия' (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это выход, принятие решений (законы, указы, распоряжения) и их реализация (действия). И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через 'петлю обратной связи'.

Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную (сегменты общества, компонентом которого является и сама политическая система) и экстрасоциетальную (включает объекты, являющиеся внешними по отношению к данному обществу- международные).

Значение понятия “входы” состоит в том, что с его помощью мы получаем возможность характеризовать суммарный эффект действия множества разнородных условий и событий, происходящих в окружении политической системы, на саму эту систему. Понятие выходы помогает нам изучать все множество следствий поведения элементов политической системы для ее окружения.

Политическая система по Алмонду (структурно-функциональный подход). Политическая система должна обеспечивать равновесие, баланс (то есть решения принимаются для поддержания и установления стабильности). Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции «ввода» — политическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их интересов; агрегирование интересов и три функции «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением. Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.). Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.

 

В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три блока, связывая различные функции системы с деятельностью отдельных политических структур (политические партии, группы интересов, органы законодательной и исполнительной власти, чиновничество и суды). Первый блок связан со 'входом' (УРОВЕНЬ ПРОЦЕССА), то есть с воздействием среды на политическую систему. Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций: 1) артикуляции интересов (озвучивание, групповые объединения); 2) агрегация интересов (реализация интересов в программы, партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная власть); 5) арбитража (судебные органы, контроль за исполнением).

Во втором блоке (УРОВЕНЬ СИСТЕМЫ) происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения. Во-первых, это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, связанная с социальными институтами. Во-вторых, это функция рекрутирования граждан, отбор людей для политической деятельности и государственных постов (качественных специалистов). И наконец, в-третьих, это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря работе СМИ и других организаций.

Третья совокупность функций (УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ) относится к сигналам выхода. К ним относятся всевозможные виды регулирования поведения, извлечение (добывание) ресурсов в форме налогов и другого, распределение благ и услуг между различными группами населения, регулирование. Результаты всей этой политической активности в свою очередь порождают новые сигналы входа, новые требования в области законодательства или административной деятельности и усиливают либо снижают поддержку политической системы и находящихся у власти должностных лиц (обратная связь).

 

В рамках разработанного информационно-кибернетического подхода К. Дойчем предпринимается смелая попытка интерпретировать политическую жизнь сквозь призму кибернетического анализа и коммуникативных механизмов.

В его модели политической системы выделяются четыре блока, связанные с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений, и наконец, 4) осуществление решений с обратной связью.

К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал