![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм политического властвования
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью (т.е. от всего общества ко всем гражданам); 4)моноцентричностью; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. Политическая власть – это система отношений, которая формируется на основе претензий групповых сообществ на полномочия государства как института власти. 3 уровня механизма политического властвования (Абстрактно-логическая модель публичной власти как механизма социального общения («политологический ромб»)): • Господство и подчинение. Господство предполагает социальное отношение, при котором приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение, то есть признание и исполнение у других людей в соответствии с определенным легитимным порядком, основанном на традиции, вере или целерациональных мотивах, то есть на доминирующих в данной культуре ценностях (Вебер). Он выделил три «идеальных типа» господства: 1) традиционный (на основе традиции и обычая); 2) легальный (основывающийся на целерациональных мотивах и, в частности, принципах права), и 3)харизматический (основан на вере). Отношения 'господства и подчинения' агентов власти составляют центральное звено властного механизма общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок легитимным, то есть социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия. • Управление и давление. Отношения 'управление-давление', связанные с самим механизмом 'властвования', государственного управления, а также с механизмом 'обратной связи', то есть поддержкой и давлением 'снизу' гражданского общества, представляющими собой пару взаимонаправленных векторов. Например, общество оказывает влияние на принятие конкретных полит решений (Путин и отмена электричек).
«A(s)» Агент в роли коллективного властвующего (управляющего) «субъекта» (государство). «A(о)» Агент в роли совокупного подвластного (управляемого) «объекта» (гражданское общество). «K(S, о)» Ценности и традиции доминирующей культуры. «R(о)» Ресурсы общества. «I(S)» Институциональные формы поддержания порядка и инструментальные способы взаимодействия агентов. A(s) → I(s) Принятие управленческого решения (выражение и аккумуляция «всеобщей публичной воли») I(s) → A(o) Осуществление управленческого воздействия (применения «силовых» методов и инструментов государственного руководства). A(o) → I(s) Гражданское давление (использование средств и форм политического участия). I(s) → A(s) Гражданское волеизъявление и представительство интересов в выработке и корректировке решений. A(s) → R(o) Организованный контроль «сверху» (способность регулирования). R(o) → A(o) A(o) → R(o) Централизованное распределение, социальное влияние (способность мобилизации) и борьба за перераспределение. R(o) → A(s) Социальная поддержка и контроль над властью «снизу». A(s) → A(o) Легитимное господство (порядок установлений и отдача приказов). A(o) → A(s) Легитимное подчинение (признание и выполнение приказов). A(o) → K(s, o) → A(s) Нормы и правила игры.
|