Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства музыкальной выразительности первой группы: мелодия, ритм, метр, лад, тональность, гармония, фактура.






Теоретические вопросы:

1. Дайте определения мелодии с выделением ключевого слова, интонации и ее типов, темы, тематизма, тематического содер­жания, типов мелодического движения, принципов волнообраз­ного развития мелодии, типов мелодического рисунка, местоположения кульминации и их выразительных возможностей.

2. Что такое ритм в широком и узком значении?

3. Назовите типы ритмических оборотов, ритмических мотивов, их типов, жанровых ритмоформул.

4. Дайте определение метра в широком и узком значении размера и его типов.

5. Что такое метр высшего порядка?

6. Назовите функции звуков в ладу.

7. В чем заключаются выразительные качества лада?

8. Дайте определение тональности, тонального плана и его типов, трех значений тональности.

9. Что такое гармония в широком и узком значении?

10. Назовите три значения аккорда с характеристикой каждого из них.

11. Дайте определение фактуры в широком и узком значении.

12. Каково соотношение понятий музыкальный склад – музыкальная ткань – фактура.

13. Дайте определение функций голосов в фактуре и трех главных средств развития фактуры.

Литература:

1. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – С. 24-48.

2. Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа: учебник / М. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

3. Ходинская, Н. Н. Анализ музыкальных форм: учеб. пособие / Н. Н. Ходинская, Р. Г. Коленько. – Минск: БГУКИ, 2009. – 149 с., гл. 2.

4. Элементы музыки и средства музыкальной выразительности: учеб.-метод. указания / сост. И. В. Ухова. – Минск: Минск. ин-т культуры, 1985. – Вып. 1. – 25 с.

5. Элементы музыки и средства музыкальной выразительности: учеб.-метод. указания / сост. И. В. Ухова. – Минск: Минск. ин-т культуры, 1988. – Вып. 2. – 20 с.

 

 

Практический анализ:

Сделайте письменный анализ одной инструментальной и одной вокальной музыкальной темы в форме периода в первоначальном или экспозиционном изложении из любого классического музыкального произведения, используя методики анализа средств выразительности.

 

Музыкальный материал:

Л.Бетховен. Соната для фортепиано Ор.2 № 1, І ч, тема главной партии; ІІ и ІІІ ч. – начальные темы; соната для фортепиано Ор.2 № 3, І ч, тема главной партии, ІІ ч. – начальная тема; соната для фортепиано Ор.10 № 1, І ч, тема главной партии, ІІ ч. – начальная тема; соната для фортепиано Ор.14 № 2, І ч, тема главной партии; ІІ и ІІІ ч. – начальные темы.

А.Бородин. «Для берегов отчизны дальней».

М.Глинка. Романсы «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Не искушай меня без нужды».

А.Даргомыжский. Романсы: «Шестнадцать лет», «Ночой зефир».

А.Дворжак. «Славянский танец № 2 е- moll, начальная тема.

С.Рахманинов. Романсы: «О нет, молю, не уходи…», «В молчаньи ночи тайной», «Полюбила я на печаль свою…», «О, не грусти!», «Весенние воды», «Все отнял у меня…», «Ночь печальна», «Здесь хорошо».

П.Чайковский. Романсы: «Нет, только тот, кто знал…», «Примирение», «Хотел бы в единое слово», «То было раннею весной», «Не спрашивай», «Растворил я окно…».

Ф.Шопен. Ноктюрны: Ор.27 № 2, Ор.37 № 1, Ор.55 № 1 – начальные темы.

Песни советских, русских, белорусских композиторов.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал