![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства музыкальной выразительности первой группы: мелодия, ритм, метр, лад, тональность, гармония, фактура.
Теоретические вопросы: 1. Дайте определения мелодии с выделением ключевого слова, интонации и ее типов, темы, тематизма, тематического содержания, типов мелодического движения, принципов волнообразного развития мелодии, типов мелодического рисунка, местоположения кульминации и их выразительных возможностей. 2. Что такое ритм в широком и узком значении? 3. Назовите типы ритмических оборотов, ритмических мотивов, их типов, жанровых ритмоформул. 4. Дайте определение метра в широком и узком значении размера и его типов. 5. Что такое метр высшего порядка? 6. Назовите функции звуков в ладу. 7. В чем заключаются выразительные качества лада? 8. Дайте определение тональности, тонального плана и его типов, трех значений тональности. 9. Что такое гармония в широком и узком значении? 10. Назовите три значения аккорда с характеристикой каждого из них. 11. Дайте определение фактуры в широком и узком значении. 12. Каково соотношение понятий музыкальный склад – музыкальная ткань – фактура. 13. Дайте определение функций голосов в фактуре и трех главных средств развития фактуры. Литература: 1. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – С. 24-48. 2. Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа: учебник / М. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с. 3. Ходинская, Н. Н. Анализ музыкальных форм: учеб. пособие / Н. Н. Ходинская, Р. Г. Коленько. – Минск: БГУКИ, 2009. – 149 с., гл. 2. 4. Элементы музыки и средства музыкальной выразительности: учеб.-метод. указания / сост. И. В. Ухова. – Минск: Минск. ин-т культуры, 1985. – Вып. 1. – 25 с. 5. Элементы музыки и средства музыкальной выразительности: учеб.-метод. указания / сост. И. В. Ухова. – Минск: Минск. ин-т культуры, 1988. – Вып. 2. – 20 с.
Практический анализ: Сделайте письменный анализ одной инструментальной и одной вокальной музыкальной темы в форме периода в первоначальном или экспозиционном изложении из любого классического музыкального произведения, используя методики анализа средств выразительности.
Музыкальный материал: Л.Бетховен. Соната для фортепиано Ор.2 № 1, І ч, тема главной партии; ІІ и ІІІ ч. – начальные темы; соната для фортепиано Ор.2 № 3, І ч, тема главной партии, ІІ ч. – начальная тема; соната для фортепиано Ор.10 № 1, І ч, тема главной партии, ІІ ч. – начальная тема; соната для фортепиано Ор.14 № 2, І ч, тема главной партии; ІІ и ІІІ ч. – начальные темы. А.Бородин. «Для берегов отчизны дальней». М.Глинка. Романсы «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Не искушай меня без нужды». А.Даргомыжский. Романсы: «Шестнадцать лет», «Ночой зефир». А.Дворжак. «Славянский танец № 2 е- moll, начальная тема. С.Рахманинов. Романсы: «О нет, молю, не уходи…», «В молчаньи ночи тайной», «Полюбила я на печаль свою…», «О, не грусти!», «Весенние воды», «Все отнял у меня…», «Ночь печальна», «Здесь хорошо». П.Чайковский. Романсы: «Нет, только тот, кто знал…», «Примирение», «Хотел бы в единое слово», «То было раннею весной», «Не спрашивай», «Растворил я окно…». Ф.Шопен. Ноктюрны: Ор.27 № 2, Ор.37 № 1, Ор.55 № 1 – начальные темы. Песни советских, русских, белорусских композиторов.
|