Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По темам учебной дисциплины
для самопроверки 1-й теоретический блок Пять главных музыкальных понятий. 1. Музыкальный стиль. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 2. Музыкальный стиль. Перечислить в хронологическом порядке исторические эпохи и стили в музыкальном искусстве. 3. Музыкальный язык. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 4. Музыкальный язык. Перечислить две группы средств выразительности, соблюдая логику и историческую последовательность. 5. Музыкальный жанр. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 6. Музыкальный жанр. Перечислить роды и виды музыкальных жанров по исполнительскому составу. 7. Музыкальное содержание в широком значении. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 8. Музыкальное содержание в узком значении. Определение, ключевое слово, стороны, сферы и уровни музыкального содержания. 9. Музыкальный образ. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 10. Музыкальная форма. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 11. Музыкальная форма в широком значении. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 12. Музыкальная форма в узком значении. Определение, ключевое слово, главные составляющие элементы. 13. Анализ музыкальной формы. Определение, ключевое слово, сравнить понятия «анализ-синтез». 14. Три типа анализа музыкальной формы. Перечислить, определить, пояснить каждый тип. 15. Шесть функций частей в музыкальной форме. Определить, перечислить: три главные и три дополнительные функции в музыкальной форме. 16. Три типа изложения в музыкальной форме. Определить, перечислить, пояснить каждый тип по тематическому, тонально-гармоническому и структурному признакам. 17. Пять принципов развития в музыкальной форме. Определить, перечислить, пояснить каждый принцип развития, обозначить в каких формах используются те или иные принципы развития. 18. Тождество в музыкальной форме. Определение, ключевое слово, степени сходства. 19. Три типа контраста в музыкальной форме. Определение, ключевое слово, типы контраста с пояснением каждого из них.
2-й блок теоретических тем Классификация музыкальных форм: 5 групп 1. Простые формы – первая группа. Определение всей группы форм с выделением трех главных признаков: тематического, структурного, масштабного. 2. Простые формы – 5 форм: период, одночастная, двухчастная, куплетная, трехчастная формы. Определение каждой из них с выделением типов, сферы применения в музыке. 3. Сложные формы – вторая группа. Определение всей группы форм с выделением трех главных признаков: тематического, структурного, масштабного. 4. Сложные формы – 3 формы: сложная трехчастная, рондо, вариации. Определение каждой из них с выделением типов, сферы применения в музыке. 5. Типы реприз в простых и сложных трехчастных формах. Перечислить, пояснить каждый из них с выделением ключевых слов. 6. Сонатная форма и её разновидности – третья группа. Определение всей группы форм с выделением типов, жанров, в которых они используются, особенностей драматургии, композиции. 7. Сонатная форма – 4 формы: сонатная форма классического типа (сонатное аллегро), сонатная форма с двойной экспозицией, сонатная форма с эпизодом вместо разработки, сонатная форма без разработки. Определение всей группы форм с выделением типов, жанров, индивидуальных особенностей, сферы применения в музыке. 8. Сонатная форма классического типа. Определение, отличительные черты, тематизм, структура, тональный план, сфера применения в музыке. 9. Сонатная форма. Экспозиция: тематизм, структура, тональный план. 10. Сонатная форма. Разработка: тематизм, структура, тональный план, средства развития. 11. Сонатная форма. Реприза: тематизм, структура, тональный план, типы реприз. 12. Сонатная форма. Вступления и коды: функция, типы. 13. Циклические формы и жанры – четвертая группа. Определение всей группы форм с выделением ключевых слов. 14. Циклические формы и жанры – 5 форм: сюита, сонатно-симфонический цикл в инструментальной музыке; вокальный цикл, кантата, оратория в вокально-хоровой музыке. Определение каждой формы, отличительные черты, типы, сфера применения в музыке. 15. Музыкально-театральные, или музыкально-сценические формы и жанры – пятая группа. Определение всей группы форм с выделением ключевых слов. 16. Опера. Определение, шесть главных понятий: жанровые типы, драматургия, композиция, либретто, элементы, самостоятельные оркестровые или балетные номера.
3-й блок теоретических тем Средства музыкальной выразительности 1. Мелодия: определение в широком и узком значениях с выделением ключевых слов. 2. Тема, тематизм: определение, соотношение понятий. 3. Интонация: определение, пять типов, их содержание. 4. Средства развития мелодии: три типа мелодического движения и принцип волнообразности. 5. Кульминация в мелодии в форме периода: местоположение, семь типов, золотое сечение. 6. От чего зависит выразительность мелодии? 7. Ритм: определение в широком и узком значениях с выделением ключевых слов. 8. Ритмический оборот: определение, девять типов. 9. Ритмический мотив: определение, три типа. 10. Ритмоформула: определение, типы, примеры двух-трех произведений в танцевальных жанрах. 11. От чего зависит выразительность ритма? 12. Метр: определение в широком и узком значениях с выделением ключевых слов. 13. Два типа метрической системы и их выразительность, сфера применения. 14. Размер: определение, типы, выразительность. 15. Метр высшего порядка: определение, музыкальные примеры. 16. От чего зависит выразительность метра? 17. Лад: определение в широком и узком значениях с выделением ключевых слов. 18. Типы ладовых организаций: лады народной музыки, диатоника, хроматика, объединенные ладовые системы. 19. Функции звуков в ладу: названия, роль, выразительность. 20. Напряженность лада и ладовый колорит: взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, использование разновидностей мажора и минора. 21. От чего зависит выразительность лада? 22. Тональность: определение. 23. Тональный план и типы тональных соотношений: определение, три типа, их выразительность. 24. Три значения тональности: историческое содержание, функция, краска, или цвет. 25. От чего зависит выразительность тональности? 26. Гармония: определение в широком и узком значениях с выделением ключевых слов. 27. Три значения аккорда: структура, функция, краска, или колорит. 28. Напряженность и динамизм гармонии: внутреннее строение, функция. 29. От чего зависит выразительность гармонии? 30. Фактура: определение в широком и узком значениях с выделением ключевых слов. 31. Три типа фактуры и их разновидности: определение, пояснение каждого из них. 32. Восемь функций голосов в гомофонно-гармонической фактуре: определение, пояснение каждого из них. 33. Средства развития в гомофонно-гармонической фактуре: фигурация. 34. Три типа фигурации в аккомпанирующих голосах: гармоническая, ритмическая, мелодическая. Определения, индивидуальные особенности музыкальные примеры. 35. От чего зависит выразительность фактуры? 36. Тембр, диапазон, регистр: определения с выделением ключевых слов, индивидуальные черты. 37. Темп, агогика: определения с выделением ключевых слов, индивидуальные черты, типы темпов и их итальянские обозначения. 38. Динамика в двух значениях: громкостная и степень интенсивности внутреннего развития произведения. Определения, итальянские обозначения. 39. Артикуляция: определение, основные виды и разновидности, их музыкальная выразительность.
Экзаменационные требования для студентов всех специализаций ФМИ и ФЗО
1. Теоретический материал по курсу «Теория музыки: анализ музыкальных форм» по трем блокам: «Пять главных музыкальных понятий», «Классификация музыкальных форм», «Средства музыкальной выразительности»: определения, главные характерные черты, типовые структуры, индивидуальные, специфические особенности каждого понятия.
2. Практический анализ всех изучаемых форм по каждой из пяти групп: простые формы, сложные формы, сонатная форма, циклические формы, музыкально-сценические формы и жанры (на протяжении всего курса) по одному произведению на каждую форму.
3. Конспекты музыкально-теоретических тем выделенных на самостоятельную работу.
|