Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По темам контрольных практических занятий
(в соответствии с учебным планом – три темы)
Простые формы: Музыкальная форма в широком и узком значении, типы анализа музыкального произведения, классификация музыкальных форм, функции частей, типы изложения, принципы развития, типы контраста и тождества в музыкальной форме, период и одночастная форма, простая 2-х и 3-хчастные формы в инструментальной и вокальной музыке.
Теоретические вопросы: 1. Дайте определения музыкального стиля, языка, жанра, содержания, образа, трех образных сфер, формы в широком и узком значении с выделением ключевых слов. 2. Назовите типы анализа музыкального произведения с характеристикой каждого из них. 3. Назовите группы музыкальных форм из классификации и перечислите все формы в каждой из них. 4. Перечислите функции частей музыкальной формы, типы изложения, принципы развития, типы контраста и тождества, дайте определение каждому из этих понятий. 5. Назовите основные отличительные признаки простых форм (двух- и трехчастной). 6. Дайте определение каждой из них, обозначьте типы каждой формы, типы реприз в простых трехчастных формах. 7. Какова сфера применения простых форм? Литература: 1. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – С. 13, 14; 50 – 74. 2. Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа: учебник / М. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с., гл. 4. 3. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник / Е. А. Ручьевская. – СПб.: Композитор, 1998. – 265 с., гл.2, раздел 3; гл.3. 4. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие / В. Н. Холопова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2001. – 496 с., гл. 3, раздел 2, 3, 4.
Практический анализ: Сделайте письменный структурный анализ: форма-схема и комментарии к ней двух-, трех инструментальных миниатюр и двух-, трех вокальных произведений, используя соответственные методики.
Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» М.Мусоргский «Картинки с выставки» А.Скрябин «Прелюдии» Э.Григ «Пер Гюнт» Р.Шуман «Альбом для юношества», «Карнавал» Ф.Шопен прелюдии, мазурки, ноктюрны, этюды Д.Шостакович «Прелюдии» ор. 34 Ф.Шуберт песни из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» Р.Шуман – песни Ф.Шопен – песни Ф.Лист – песни М.Глинка – романсы А.Даргомыжский – романсы П.Чайковский – романсы С.Рахманинов – романсы Г.Свиридов – романсы, песни И.Дунаевский – песни А.Пахмутова – песни А.Петров – песни И.Лученок – песни В.Оловников – песни Ю.Семеняко – песни В.Мулявин – песни
Сложные формы: Сложная 3-х частная форма, форма рондо, форма вариаций в инструментальной и вокальной музыке, сонатная форма.
Теоретические вопросы: 1. Назовите основные характерные признаки сложных форм. 2. Дайте определение cложной 3-х частной форме. 3. Дайте определение форме рондо. 4. Дайте определение форме вариаций. 5. Обозначьте типы форм, типы реприз в сложной 3-х частной форме. 6. Какова сфера применения сложных форм? 7. Дайте определение сонатной форме. 8. Дайте определение сонатной формы с характеристикой основных черт ее драматургии, структуры, тонального плана. 9. Назовите разновидности сонатной формы, опишите содержание и структуру каждой партии экспозиции, качественные особенности разработки и типы реприз. 10. Охарактеризуйте типы вступления и коды. 11. Обозначьте сферу применения сонатной формы. Литература: 1. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – С.75 – 101. 2. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие / Л. А. Мазель. – М.: Музыка, 1986. – гл. 11, раздел 12, 13. 3. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник / Е. А. Ручьевская. – СПб.: Композитор, 1998. – 265 с., гл. 3, раздел 3. 4. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие / В. Н. Холопова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2001. – 496 с., гл. 3, разделы 6.2., 6.3., 6.4., 7, 8; гл. 9, раздел 2 – 3.
Практический анализ: Сделайте письменный структурный анализ: форм-схем и комментарий к ним одного произведения в сложной 3-х частной форме, одного – в форме рондо, одного – в форме вариаций.
Музыкальный материал: Л.Бетховен. Сонаты для фортепиано. Ор.2 № 1, ІІ и ІІІ ч.; Ор. 2 № 2, ІІІ ч.; Ор. 7, ІІ и ІІІ ч.; Ор.10 № 3 финал. И.Гайдн. Соната для фортепиано, D-dur, финал. Луи Клод Дакен «Кукушка». Ф.Куперен «Жнецы», «Сборщицы винограда», «Тростники» – пьесы для клавира. А.Даргомыжский. Романсы «Свадьба», «Песнь рыбки». В.Моцарт. Вариации для фортепиано: соната для фортепиано D-dur, А-dur. Ф.Мендельсон. «Серьезные вариации». А.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». С.Рахманинов. Вариации c-moll на тему Шопена. Н.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко». П.И.Чайковский. Вариации F-dur, Ор.19 № 6. Ф.Шопен. Ноктюрны: Ор.9 № 3, Ор.37 № 1, Ор.48 № 1; прелюдия Ор.28 № 15; мазурки: Ор.6 № 1, 2, Ор.17 № 1, 3, 4, Ор.33 № 2. Р.Шуман. Вариации на тему ABEGG Ор.1; «Венский карнавал», Ор.26, 1 ч.
|