![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производственные и финансовые показатели деятельности предприятия
По данным бухгалтерского отчета о прибылях и убытках ОАО “НАШЕМОЛОКО” за 2014 – 2015 гг., можно составить отчет о прибылях и убытках (таблица 3.2.1)
Таблица 3.2.1 – Отчет о прибылях и убытках ОАО “НАШЕМОЛОКО”, млн руб.
Продолжение таблицы 3.2.1
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 2013 г., можно сделать вывод, что в этом году предприятие только начало свое существование, свою деятельность, соответственно все силы и имеющиеся денежные средства идут на развитие и продвижение предприятия, подписание договоров, расширение рынка сбыта. Поэтому в начале своей деятельности предприятие несет убытки в размере 24 млн. руб., т.к. расходы превышают доходы. Стоит заметить, что за 2014 г. показатели значительно увеличились. Это обусловлено развитием предприятия: заключается большее количество договоров с покупателями и поставщиками, расширяется территория поставки, проводятся мероприятия по стимулированию сбыта. Данные действия приводят к увеличению объемов продаж, что ведет, соответственно, к увеличению прибыль предприятия, о чем ещё свидетельствуют увеличение темпов роста. Выручка от реализации продукции увеличилась на 26731 млн руб. и составила – 27957 млн. руб. в 2014 г. Валовая прибыль предприятия составила в 2013 г. – 37 млн руб., а в 2014 г. – 2 195 млн руб., т.е. выросла на 5932%. Рентабельность продаж составила 7, 9 % в 2014 г., что на 4, 9 % больше, чем в 2013 г. Чистая прибыль в 2014 г. составила 1 млн руб., что значит, предприятие работает на получение прибыли, в сравнении с 2013 г., когда предприятие имело убыток в размере 24 млн. руб. Однако стоит отметить, что за 2015 г.показатели значительно снижаются. Это связанно с такими критериями, как изменение экономического положения страны, значительное сокращение платежного спроса потребителей, снижение покупательской способности, рост цен, уменьшение спроса связанное с увеличение конкурентов предприятия. Также стоит отметить, что продуманная маркетинговая политика и мероприятия по стимулированию сбыта, сыграли не последнюю роль в росте товарооборота предприятия. Выручка от реализации продукции уменьшилась на 9712 млн. руб. и составила – 18245 млн. руб. в 2015 г. Валовая прибыль предприятия составила в 2015 г. – 1 993 млн. руб., что по сравнению с 2014 г. уменьшилась на 90, 8%. Рентабельность продаж составила 10, 9 % в 2015 г., что на 3 % больше, чем в 2014 г. Рост рентабельности продаж обусловлен тем, что были сокращены управленческие расходы и расходы на реализацию, что увеличило прибыли от реализации, тем самым делая продажи более рентабельными для предприятия. Чистая прибыль в 2015 г. составила 7 млн. руб., что значит, в сравнении с 2013 г., увеличилась на 700%. Исходя из вышеизложенных фактов, можно сделать вывод, что хоть и в 2013 г. предприятие сработало в убыток, что связано с тем, что в этот год предприятие только начало свою деятельность и все имеющиеся денежные средства расходовались на развитие и продвижение предприятия, однако к 2014 г. положение значительно улучшилось, и предприятие сработало уже на получение прибыли. Получение прибыли, и рост объема продаж связан с такими факторами как: заключение новых договоров с поставщиками и покупателями, в точности заключение договоров с крупными торговыми сетями, проведение мероприятий по стимулированию сбыта, расширение территории поставки. В 2015 г. наблюдается уменьшение товарооборота, однако, прибыль в 2015 г., по сравнению с 2014 г. значительно больше. Это обусловлено такими факторами как: сокращение управленческих расходов и расходов на реализацию. И все же предприятие работает на минимальное получение прибыли, т.е. можно сказать, что реализация продукции малорентабельна для предприятия. Данное положение и продолжение деятельности в том же духе, может привести к тому, что предприятие будет считаться убыточным, что приведет к закрытию предприятия. Однако предприятие активно старается исправить положение. Ставит перед собой цели, и ищет пути для их достижения.
3.3 Анализ основных направлений товарной политики предприятия
Для того, чтобы проанализировать работу с товарами на предприятии, рассмотрим количество наименований продукции, реализуемой в течение года, широту, глубину и насыщенность ассортимента. Для совершенствования деятельности и устранения возникших проблем в области управления затратами и увеличения прибыли, проведём АВС-анализ по объему выручки за год. Это позволит выделить ассортиментные позиции, приносящие наибольшую выручку. В результате проведения мониторинга с помощью АВС-анализа, компания сможет сократить общий объем денежных средств, рационально формируя номенклатуру, и направить их на усиление ассортиментных позиций, пользующихся наибольшим спросом. В маркетинге наиболее востребованным является АВС-анализ ассортимента. Проводится как для отдельного бренда, так и в целом для компании. Метод позволяет определить нерентабельные или низкорентабельные группы товаров, своевременно улучшить и оптимизировать ассортиментный портфель[14, с. 148]. Таким образом, проведем ABC - анализ ассортимента (таблица 3.3.1).
Таблица 3.3.1 – АВС - анализ ассортимента ОАО “НАШЕМОЛОКО” (по данным за 2013-2015 гг.), млн. руб.
Примечание – Источник: собственная разработка.
В результате проведенного АВС-анализа, в группу А попали 4 товарные позиции, именно они приносят наибольшую выручку. Поэтому отделам логистики и закупок необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. К группе А относятся самые важные ресурсы, локомотивы компании, приносят максимальную прибыль или продажи. Компания будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы ресурсов, а следовательно, ресурсы группы А должны жестко контролироваться, четко прогнозироваться, быть максимально конкурентоспособными и не терять свои сильные стороны. На данную группу ресурсов должны быть выделены максимальные инвестиции, лучшие ресурсы. Успехи группы А должны быть проанализированы и максимально транслироваться на другие категории. Существование товарных позиций данной группы без изменений уместно при устойчивом спросе на них. В группу В попали 3 товарные позиции. К данной группе относятся ресурсы, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи, прибыль компании. Данные ресурсы также важны для компании, но могут моделироваться более спокойными и умеренными темпами. Данные ресурсы обычно являются “дойными коровами”, относительно стабильны в краткосрочной перспективе. Инвестиции в данный вид ресурсов компании не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня. Главное, чтобы товар стабильно находился в своей нише и не снижал показатели. В группу С попали 3 товарные позиции. Данная группа ресурсов наименее важная группа в компании. Обычно ресурсы группы С тянут компанию вниз или не приносят дохода. Это тот самый балласт, который подлежит тщательному анализу, прежде чем будет принято решение о его ликвидации Наличие данной группы уместно только в том случае, если это сопутствующие товары. В данном случае, эти товарные позиции являются сопутствующем товаром, т.к. порой заказ делают именно при наличии этих позиций. Поэтому, хоть и сами позиции не вносят существенно вклада в результаты работы предприятия, однако их бездумное изъятие из ассортимента может привести к общему снижению результатов. Далее проведем XYZ-анализ ассортимента (таблица 3.3.2).
Таблица 3.3.2 – XYZ-анализ ассортимента ОАО “НАШЕМОЛОКО” (по данным за 2013 – 2015гг.), млн руб.
Примечание – Источник: собственная разработка. Категория X – ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10%. Таковых в данном случае мы не имеем. Категория Y – ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации – от 10 до 25%. Таковых в данном случае мы не имеем. Категория Z – потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации – свыше 25%. Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам: сезонность продаж, тренд, акции, дефицит и т. д.[15, с. 12]. В данном случае весь ассортимент, относится к категории Z. Следовательно, на данном предприятии нет стабильного спроса ни на один товар. Широта ассортимента определяется количеством категорий товара (или товарных групп), предлагаемых поставщиком, глубина количеством наименований товара в рамках каждой товарной группы. Чем больше различных товарных групп, тем шире ассортимент. Чем больше наименований в каждой товарной группе, тем ассортимент глубже. Широта и глубина ассортимента, приведена в таблице 2.9.
Таблица 3.3.3 – Широта, глубина и насыщенность ассортимента ОАО “НАШЕМОЛОКО”
Продолжение таблицы 3.3.3
Примечание – Источник: собственная разработка.
Проведение товарной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Фирмы-изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли. В целом, можно сказать, что ОАО “НАШЕМОЛОКО” представляет достаточно широкий и насыщенный ассортимент молочных изделий. Однако существует ряд слабых позиций, рыночный потенциал которых не раскрыт в полной мере. Стоит рассмотреть вопрос о расширении таких позиций как йогурт, сметана, сыр мягкий. Ввести в эти группы товаров больше позиций различной жирности, добавить позиции в разных упаковках, например как в пленке, так и в стаканчиках.
|