Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Проблема бытия. Бытие как философская категорияСтр 1 из 33Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ Онтология: Вообще все вопросы на тему бытия тесно взаимосвязаны между собой, поэтому можно много наговорить. Если не знаете один вопрос, выручит другой;) Вопрос 1. Проблема бытия. Бытие как философская категория Философия начинается с проблемы бытия. Любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т.д. Для философии размышления о бытии представляют серьезную проблему, потому что бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно. Учение о бытии в философии называется онтологией.
Становление бытия в истории:
«Вещная онтология». Древнегреческий ученый Парменид (IV в. до н.э.) и Элейская философская школа заявили об открытии Абсолютной мыли, или бытия, или Логоса – космического Разума, который удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему надежность. Парменид считал: бытие - то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств. Постижимость разумом - важнейшее определение бытия. Чувственному восприятию дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное. А то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. Бытие есть, а небытия нет. Это значит, что есть только невидимый, неосязаемый мир - бытие, и только бытие мыслимо. Ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует. Бытие - то, что всегда есть: оно также едино и неделимо, как мысль о нем. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, то есть тождественным. Мышление - это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и явлениях. Итак, по элеатам в понятии бытия содержатся три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а, значит, оно не существует. Однако современник Парменида Гераклит однажды изрек, что «В одну и туже реку нельзя войти дважды». В этой философской метафоре выражено основное свойство бытия – его изменчивость, непрерывное становление.
«Нематериалистическая онтология». Иное понимание бытия у Платона. Мир чувственных вещей порождается миром «чистых идей». Каждая чувственная вещь имеет свою цель – идею. Каждая вещь – модель этой идеи. Идеи – это истинное бытие. Они объективны, недоступны чувственному опыту, постигаются лишь разумом. Философские воззрения Платона находятся в рамках идеалистической онтологии. Так думали и софисты.
Бытие как философская категория вплоть до Нового времени обозначало абсолютную реальность, не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества.
В Новое время и позднее появляется мировоззрение, суть которого передает известный афоризм Ницше: «бог умер». Люди присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек создает себя сам. Они стали воспринимать свою жизнь как единственное несомненно подлинное бытие. Центральной проблемой философии стал человек – как начало и причина всего того, что происходит с ним самим и с миром.
Прим. на всякий случай пишу, кто еще из дядей-философов по-своему определял, что такое «бытие»: Древняя Греция: Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).
17-18вв.: Декарт: «Мыслю, следовательно существую». Всякое сущее не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Лейбниц: Бытие – духовные субстанции, монады. Беркли: Бытие – существование и данность в восприятиях (будет ниже).
Немецкий идеализм: Фихте: Бытие - свободная, чистая деятельность абсолютного «Я». А предмет анализа философии - бытие культуры как духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг: Подлинное бытие - в свободе человека, в его духовной деятельности. Гегель: Бытие - первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе.
Западные философы XIX - XX веков: Неокантианство: Бытие - мир сущностей и мир ценностей как подлинное бытие. Шелер: Учение о бытии тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и соответствующих им ценностей. Сартр: противопоставление бытия-в-себе и бытия-для-себя. Бытие в себе - косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Бытие - свободный выбор возможностей.
Герменевтика: ! Хайдеггер!: Бытие – это интерпретация, т.к. оно раскрывается человеку лишь в понимании бытия. «В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?»».
Субстанция. В Новое время появляется понятие «субстанции». Тоже есть разные подходы к трактовке этого явления.
Идеалистическая трактовка субстанции характерна, например, для Беркли. Субстанция есть «дух», от которого все зависит, в котором все живет и движется. Все явления природы можно объяснить через дух, он всемогущ. Материя – это ничто, она не является, поэтому органы чувств ее не воспринимают.
Материалистическая трактовка субстанции встречается у Спинозы. Единое и единственное, независимое основание реального мира – материальная субстанция. Он отождествляет ее с Богом как с первопричиной всего сущего. Бог-субстанция Спинозы – это порождающая себя Природа. Реализм и субъективизм в понимании бытия: В онтологии исторически сложились различные позиции. Две теоретические платформы, к которым тяготеют все философы, можно назвать реализмом и субъективизмом (обычно именуется субъективным идеализмом). Реализм – наиболее древняя и распространенная онтологическая позиция. Внутри нее можно выделить три варианта. Первый, простейший, наивный реализм соответствует здравому смыслу. Всякий нормальный человек исходит из убеждения, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от того, что мы о них думаем. Два других варианта онтологического реализма сложнее и в зависимости от того, какая реальность объективна, называются объективным идеализмом и материализмом.
Объективный идеализм считает объективно существующими, реальными и идеи, и вещи, и духовное, и телесное, однако духовное – это высший род бытия, вещи и явления зависят от идей как от конечных причин. Духовное – вечно, телесное – временно. Духовное при- дает телесному качественную определенность. Классическими примерами учений объективного идеализма являются системы Платона и Гегеля.
Материализм единственной реальностью считает материю. Независимое от тела существование духовных явлений он отрицает. Материализм считает объективной только материальную реальность, а духовную реальность – субъективной, она является вторичным родом бытия, так как она возникает на определенном этапе эволюции бытия и является его отражением.
Реализму противостоит субъективный идеализм. Его основоположник, английский философ Беркли, сформулировал свою позицию кратко: «Существовать – значит быть в восприятии». Единственный род бытия – субъективная реальность. Тогда ничего, кроме индивидуального душевного опыта, нельзя считать действительным. В более мягких формах субъективный идеализм выступает у Юма и Маха и др. Они предпочитают ограничивать реальность рамками чувственного познания, опыта, отвергая онтологию как спекулятивное рассуждение о бытии, независимом от субъекта. Индивидуальный опыт субъекта – вот единственная несомненная реальность, с их точки зрения. _______________ Основные понятия: Категория бытия – фундаментальная категория, которая получила разработку еще в ранней древнегреческой философии. Служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Бытие – интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через его существование. Философская проблема бытия возникла как необходимость обрести точку отсчета в процессе познания и освоения мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
|