Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Социально-экономические отношения и государственно-правовое регулирование. 2 страница
В их числе можно назвать следующие: - Конституционно закрепляется в качестве фундаментального права - право частной собственности и предусматриваются его гарантии. Например, государство обязывается в соответствии c конституцией поддерживать, охранять частную собственность; предусматривается справедливая компенсация реквизированной или национализированной собственности. Подобные меры имеют не только гражданско-правовое, но и конституционное значение. Так, Конституционный совет Франции, осуществляя проверку закона o национализации, счел необходимым определить даже размеры компенсации собственникам, " предварительная и справедливая" выплата которой предусмотрена декларацией прав человека и гражданина 1789 г. - Смысл приватизации, денационализации, проведенных, например правительством М.Тэтчер (доля госсектора в экономике снижена до 5 %), заключается не только в достижении хозяйственного прогресса, но и в поддержании демонополизированной экономики, сокращении государственной собственности, опасной для демократического государства. - Конституции могут устанавливать обязанность государства поддерживать частное предпринимательство и свободу экономической инициативы (Мексика, Перу). Иногда, однако, эта законодательная мера становится юридическим оправданием государственного протекционизма, скрытого содействия отдельным монополиям, административного вмешательства в деятельность опекаемых предпринимателей. Если же государство оказывает поддержку в форме льготного кредитования, налогообложения, содействия начинающему бизнесу и иными подобными способами; если ею пользуется преимущественно средний и мёлкий предприниматель; если чиновничество, распределяющее помощь и льготы, открыто обществу и не слишком коррумпировано, тогда государственное содействие действительно будет способствовать развитию свободной экономики c демонополизированной системой собственности. - Принципиально более эффективными, чем государственная поддержка, являются конституционные положения, направленные на создание режима невмешательства государства в предпринимательство. Например, конституция может установить, что государство вправе управлять предпринимательством только средствами финансовой, налоговой политики (Сингапур). - Борьба государства c преступностью, помимо прочего, имеет экономическое содержание. Во-первых, мелкий и средний бизнес в наибольшей мере страдает от преступных групп, действующих в экономике. Во-вторых, услуги преступности иногда используют крупные компании c целью отстоять свои интересы. Дж. Рокфеллер, например, практиковал уголовные методы расширения своей империи. B-третьих, сама преступность тяготеет к консолидации, в организованном состоянии она приобретает свойства монополии в отдельных сферах экономики. Так, на Гаити, после ликвидации в 1994г. диктатуры военных, установлена обязанность представлять экономическое обоснование сделок по отчуждению (продаже) предприятий, принадлежащих собственникам. Эта мера должна бытъ препятствием на пути к перемещению имущества, экономики в руки уголовной и бюрократической преступности, которая изымает собственность y предпринимателя, вынуждая его заключать формально законные договоры. - Тaрифныe, таможeнныe, административные oгpaничения в отношении иностранного капитала. Положительный долгосрочный результат такие меры дают редко - только в случаях, когда иностранное предпринимательство, транснациональные корпорации создают действительную монополистическую угрозу государственному строю. Ограничения иностранного капитала обычно имеют обратную сторону - поощряют национальный монополизм. - Антимонопольное (антитрестовское в США, антикартельное в Европе) законодательство. Бывает, что под ограничения антимонопольного законодательства подпадают не только обычные финансово-промышленные монополии, но и другие организации, способные контролировать экономику и извлекать из этого имущественную и политическую пользу. Таковыми становятся профсоюзы, если они фактически управляют рынком рабочей силы, основаны на строгой внутрисоюзной дисциплине; если от членства в профсоюзе зависит благополучие рабочих и они лишаются возможности иными (непрофсоюзными) способами добиваться своих интересов, связанных c " продажей" труда. Деятельность профсоюзов, монопольно распоряжающихся рабочей силой, ограничивающей экономическую самостоятельность как предпринимателя, так и работника, может быть подвергнута правовым и политическим ограничениям. Так, Антитрестовский закон Шермана, принятый в 1890 г., распространялся не только на обычные монополии, но и на влиятельные профсоюзы и всякую организацию, когда " она практически становится монополией, к которой вынуждены прибегать граждане и посредством которой от общества могут быть извлечены выгоды". 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУПА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ. Власть - основной объект государственно-правовых отношений, и ближайшим ее источником, причиной является сознание, эмоционально-психологическое состояние человека. Этим объясняется то значение, какое имеет вопрос o взаимосвязи социологических факторов и государственно-правового регулирования. Известно, что не только наследственность и природные психофизические черты личности определяют ее эмоциональное состояние и образ поведения. Ha мотивацию поступков в значительной мере влияет внешнее окружение, состояние общества, в котором человек живет. Подверженность людей власти, государственно-правовому регулированию существенно зависит от структуры общества, социальной среды, от того, к какому общественному слою принадлежит человек. Принимаясь за изучение вопроса o соотношении общественной системы и государственно-политического строя, важно избежать морализаторства и категоричности. Для этого полезно иметь в виду два принципиально важных обстоятельства: 1. Человека едва ли можно считать " чистым листом бумаги", на котором общество, социальное окружение, воспитание могут " написать" все, что угодно. Общество служит единственно возможной средой существования человеческой личности. Ho это еще не дает оснований к тому, чтобы рассматривать общество единственной причиной формирования облика личности, пренебрегая иными факторами, заложенными в самой природе человека. Ведь без воздуха, без общения c природной средой, c собственным " я" полноценный человек столь же немыслим, как и личность вне общества. Следовательно, политическое, юридически значимое поведение нельзя объяснить только общественными отношениями, социальностью. Допустимо говорить лишь о некоторых наиболее вероятных взаимосвязях между социологическими и политико-правовыми явлениями; 2. Социологический и юридический анализ связан c оценкой поведения общественных слоев. Однако эта оценка ни в коей мере не является морально-этической. Нравственность - предмет религии, этики, но не сравнительного государствоведения. Человек может быть порядочным, но не исключено, что при этом его поведение окажется нерациональным и дестабилизирующим в политических отношениях. Нравственное поведение и поведение гражданственное не всегда совместимы. Английская литература (C. Моэм, Г. Уэллс и др.) небезосновательно упрекала средний класс в ханжестве, эгоизме. Ho положительный вклад среднего класса в британское конституционное строительство неоспорим. Едва ли упрек в безнравственности и корыстолюбии относится к русской интеллигенции, однако ее созерцательность, отвлеченные размышления над " проклятыми" вопросами o том " кто виноват" и " что делать" не слишком способствовали становлению конституционного строя в России. Способность сконцентрировать внимание на правовых вопросах, абстрагироваться от этических, нравственных оценок - признак юридического профессионализма. Нелишне заметить, что такая способность может оказаться исключительно полезной и в обычной юридической практике. В государственно-правовой науке и политологии сложилось такое понятие, как " гражданское общество". Порой между гражданским обществом и демократией не замечают разницы. Между тем, понятие демократии характеризует политический режим, тогда как гражданское общество - это социологическое описание особого типа общества и его взаимоотношений c государством. Гражданское общество - обязательное условие существования демократического конституционного строя. C другой стороны, конституционное государство, предложившее широкому кругу лиц свободный доступ к участию в политике, право законно защищать свои интересы, способствует формированию гражданского общества. Демократия и гражданское общество - сопутствующие друг другу явления. Гражданское общество не отторгает любую форму правления при условии, если она позволяет политически активному населению контролировать государство. Наиболее эффективны в этом смысле республики и парламентские монархии. Структура государственных органов допускает различные варианты, но она должна препятствовать (возможно, через систему " разделения властей") концентрации и бесконтрольному осуществлению власти, a также включать в себя независимое правосудие. Гражданское общество допускает любую форму государственного устройства, любой тип местного управления, но c условием, что не это отрицает свободы местных сообществ граждан, a вмешательство государства в местные дела ограничено законом. Государственное устройство в условиях гражданского общества обеспечивает территориальное рассредоточение политической власти, ее демонополизацию. Централизованное управление территориями, конечно, не позволяет решить эту проблему. Гражданскому обществу присущи некоторые социологические свойства, которые имеют политико-правовое значение. Наиболее важными среди них являются следующие: - Основную часть гражданского общества составляет " средний класс", средние слои. Средний слой нуждается в стабильной политической организации, государственности. Вместе c тем, представители среднего класса обладают высокой степенью социальной, экономической самостоятельности. Присущий им индивидуализм устойчив и болезненно реагирует на вмешательство в сферу личного. Структура индивидуальных интересов в гражданском обществе имеет относительную определенность и средний, обычный гражданин знает те границы, нарушение которых создает угрозу его неприкосновенности. - Гражданское общество не разделено на устойчивые, взаимноизолированные корпорации, касты. Границы между общественными слоями довольно проницаемые. Части, из которых состоит общество, " столь подвижны по составу, что не могут, как таковые, иметь реальную власть над отдельными своими представителями." - Одним из основных ценностных ориентиров гражданского общества является представление o личной автономии, самостоятельности. Этот ориентир присущ и другим типам общества, но только в гражданском обществе ему дают наивысшую оценку. Ценность личности считается безусловной, т. е. не обязательно связана c той пользой, которую человек представляет для общества, государства. Общественное сознание объясняет ценность личности иррациональной связью человека c Богом, либо присущим ему разумом, или же тем, что он считается вершиной природы. Личная автономия ограждает человека от политики, сосредоточивает его интересы на индивидуальных переживаниях, семье, бизнесе и прочем подобном. Признаваемая гражданским обществом автономия личности не является бесспорным, абсолютным благом. Ее обратной стороной является безразличие окружающих к судьбе человека, оставление его на произвол собственной удачи, в одиночестве. Общество отказывается не только от вмешательства в сферу индивидуального, но и от моральной, a часто и от материальной поддержки личности. Многие не находят в гражданском обществе солидарности, единения. He случайно в гражданских обществах самоубийства более распространены, чем в коллективистических. - Гражданское общество далеко не во всех случаях оценивает совокупные, коллективные интересы как более важные по сравнению c интересами меньшинства. Таким образом, безусловный приоритет общественных интересов над индивидуальными не утверждается как традиция. B условиях гражданского общества некоторым личным интересам отдается приоритет перед соображениями общественной пользы, целесообразности. Гражданское общество готово уступить индивиду, если речь идет o поддержании утвердившихся представлений o свободе, неприкосновенности человека. Это является социальной основой для того, чтобы юридически закрепить некоторые (фундаментальные) права человека как естественные и неотъемлемые. Деятельность государства во благо общества может встретить отрицательную оценку граждан, избирателей, если она нарушает фундаментальные права отдельных лиц. - Убежденное в собственной автономии, большинство членов гражданского общества обычно готово признать ее за своими ближними. Этим объясняется относительно высокий уровень терпимости гражданского общества к инакомыслию, неодинаковости в поведении окружающих. Общественное мнение представляет собой сплошное инакомыслие, множество точек зрения. Неготовность к терпимости, к признанию альтернативы в таких условиях повлекло 6ы непрерывный и неконтролируемый общественный конфликт либо отказ от личной автономии. - B гражданском обществе складывается высокоразвитая система общественных объединений, профессиональных и творческих корпораций, национальных общин (землячеств) и прочих ассоциаций, в которые добровольно входят люди, объединенные общими интересами. Само их существование дает человеку пространство для независимого от государства, от политики общения. Человек является не " частью" общественного объединения, a ее членом, свободным в своем выборе. - Развитая, но не застывшая, то есть способная к эволюции система неформальных норм и правил регулирует изрядную долю повседневного поведения членов гражданского общества. Эти нормы имеют нравственное, неполитическое происхождение. Они основаны на представлениях о добре и зле; отчасти - на религиозных ценностях, на сложившихся привычках и традициях. Уважать неприкосновенность и собственность ближнего, соблюдать некоторые - общественные интересы считается естественным и разумным. Государство, политические организации не в силах произвольно менять содержание таких норм; поведение членов гражданского общества не может быть во всех случаях подвергнуто государственному, политическому воздействию. Общество в целом не пользуется услугами государства для поддержания нравственности. Нравственность поддерживают, прежде всего средства общественного, морального принуждения, хотя и они ограничены. В гражданском обществе много, может быть слишком много, отдано в сферу индивидуального усмотрения. Атмосфера свободы, слабо контролируемая социальным окружением, может породить y значительной части населения ощущение, вседозволенности. Уровень преступности, неорганизованного насилия в гражданских обществах обычно выше, чем в коллективистических, где общество открыто контролирует нравственность и обладает монополией на насилие, принуждение. - Членам гражданском общества доступны процедуры и механизмы, предназначенные для разрешения разногласий (парламент, правосудие). Они позволяют достигнуть по спорным вопросам если и не согласия, то хотя 6ы некоторого компромисса, относительного равновесия мнений и интересов отдельных людей, общественных групп. В гражданском обществе не стремятся ликвидировать конфликтность, сохранить общественное единство и спокойствие любой гиеной Разногласия считают нормальным явлением, одной из необходимых форм жизнедеятельности. Однако имеются мирные формы и способы их разрешения. - Государство является в гражданском обществе относительно авторитетным и уважаемым институтом. Политические проблемы составляют предмет серьезной заботы людей. Вместе c тем, сохраняется некоторая устойчивая подозрительность, недоверие к власти. Не всякое действие государства и политиков встречает общественную поддержку. Под давлением этого потенциального недоверия они вынуждены поступками и речами доказывать собственную состоятельность, искренность и соответствие своих действий интересам общества. Такая система отношений между государством и обществом в юридическом преломлении обозначается понятием " народного суверенитета". - Сам термин " гражданское общество" предполагает, что это общество не милитаризованное. Устойчивая военная угроза (не важно - мнимая или реальная), воспринимаемая обществом; хорошо усвоенное стремление к завоеванию " места под солнцем" создает у людей повышенную готовность уступить государству, политическому лидеру свою свободу для достижения высоких военных целей. Американское общество становилось менее свободным и терпимым к инакомыслию в период I мировой войны, равно как и в условиях обострения " холодной воины" (маккартизм, охота на ведьм и т. п.). Вудро Вильсон говорил: " Стоит повести наш народ на войну, как он забудет, что когда-то существовала терпимость... дух безжалостной жестокости проникнет в самый характер нашей национальной жизни, заразит конгресс, суды, полицейского на пocтy и человека с улицы". А когда США вступили в I мировую войну, в полном соответствии со своими опасениями, Вильсон сам же и поддержал принятие законов, оправдывающих произвол властей, общественную нетерпимость. Антивоенные настроения, направленные против агрессии во Вьетнаме, при всех излишествах, сделали американское общество более свободным. Случается, что внутренне демократичное гражданское общество считают вневременной и универсальной ценностью, полагая, что эта социальная модель должна служить образцом. Ho необходимо иметь в виду, что данный тип общества является продуктом многовековой эволюции. Он оформился относительно недавно, в очень специфических условиях западной культуры c глубоко христианскими (скорее даже протестантскими) корнями. По мнению Б. M. Чичерина лишь " совершенствование человечества", " достаток и образование" делают общество " разумным или справедливым", т. e. таким, которое можно освободить от политических " сдержек и препятствий", не опасаясь, что " политически неспособные массы" используют гражданскую свободу во вред. Дефицит солидарности, который гражданское общество постоянно испытывает, индивидуализм, иные ценности и традиции, на которых оно основано, способен воспринять далеко не каждый человек и далеко не каждая национальная культура. Экономическое состояние многих стран просто не позволяет обществу быть гражданским. Гражданское общество, имеющее прочные исторические корни, может приобрести высокую степень устойчивости. Социальный порядок становится прочным. Он способен к самовосстановлению даже в серьезных испытаниях. Примером тому явилось послевоенное развитие западноевропейских стран. Но ранние, осваивающие гражданский порядок, общества устойчивостью не отличают. Так, в первой четверти ХХ в. формирование гражданского общества в Аргентине было прервано, в результате обострения социальной борьбы, экономического кризиса. " Искусство жить свободным, - говорил А. де Токвиль, способно, творить чудеса, но в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободным." Коллективистический тип общественной организации исторически состоятелен не в меньшей мере, чем гражданское общество. Стремление к равновесию между индивидуальным и общественным или взаимная борьба этих двух начал человеческой сущности является одним из основных факторов исторического развития. Встречаются многочисленные случаи, когда общество находится в " пограничном" или неустойчивом состоянии. В таких случаях невозможно определенно решить, к какому типу социальной организации оно относится. Можно утверждать, что в Японии уже образовался слой общества, который обладает почти всеми признаками среднего класса. Но и поныне японское общество плохо воспринимает категорию " Я", a состояние " МЫ" японцы считают естественным. Kaк расценивать то, что в Германии, где казалось бы сложилось граждaнскoe общество, отмечена склонность к " защите общего блага от основных прав", от индивидуализма. Несмотря на все многообразие национальных традиций, в большинстве случаев общества; приверженные коллективизму, все же можно распознать по ряду признаков. Коллективизм имеет различные, весьма отличающиеся формы. B частности, он может существовать в виде корпоративного общества. Корпоративным является общество, разделенное на устойчивые, изолированные по культурным, национально-племенным, религиозным, социальным признаком общины, кланы, группы. Иногда эти группы обособлены друг от друга еще и территориально. В зависимости от фактически сложившихся между корпорациями отношений различаются два вида корпоративизма. Говоря словами А.Тоинби " существуют вертикальные трещины между территориально разделенными общинами и горизонтальные - внутри смешанных общин, подразделенных на классы." Между корпорациями может установиться иерархия, когда одна часть общества по традиции господствует над другой. Например, в XVIII веке, после серии объединительных войн, несколько племен во главе c Саудом одержали победу над другой группой племен. B образовавшемся обществе саудиды и потомки союзных племен заняли привилегированное положение. Другие племенные корпорации оказались в иерархической зависимости от саудидов. Это деление общества до сих пор заметно в Саудовской Аравии. Аналогичные отношения установились в Мавритании между берберами и потомками рабов, афро-негритянским населением. В Индии веками существовало кастовое деление общества. Корпорации могут сосуществовать без явного соподчинения друг другу. При этом между ними устанавливаются скорее отношения соперничества или сотрудничества, а соподчиненность отсутствует либо не является очевидной. Бывает, что несоподчиненные общины и племена разделены не только социальными, но и территориальными барьерами. Так, в Ливане общество, включает свыше двадцати религиозно-этнических общин, каждая из которых компактно расположена в своих исторических границах. Кипр разделен на турецкую и гpeческyю общины. Христианскому югу Чада противостоят мусульманские северные территории этой страны. Подобным же образом разделено эфиопское общество, частью христианское, a частично состоящее из мусульман-эритрейцев, занимающих отдельные регионы Эфиопии. Корпоративизм нередко становится потенциальным источником общественно-политического конфликта. Более того, " межобщинное насилие является, вероятно, наиболее ужасной формой социальных конфликтов. Если члены одной этнической, религиозной или языковой группы выступают против членов другой соответвующей группы, жестокость практически неизбежна". Однако характер конфликта различается в зависимости от типа корпоративности. Общество, поделенное на соподчиненные корпорации, расположено к единичным и взрывоподобным, революционным конфликтам. Привилегированные корпорации богаче подчиненных. Причем, в таких обществах правительства нередко " действуют не в интересах страны в целом, a в интересах небольшой правящей элиты, часто состоящей из представителей какой-либо одной региональной, религиозной или социальной группы." Поэтому конфликты мучают форму освободительной борьбы, борьбы с социальным и экономическим угнетением. Таковы черты революций, направленных против латифундистов, аристократии. Например, в 50-х - начале 60-х годов нашего столетия Саудовская Аравия пережила ряд волнений, угрожавших существованию абсолютной монархии, повлекших смену короля (1964 г.) В конфликт вступили рабочие-нефтяники. Конечно, противостояние имело экономические причины. Но нельзя упускать из виду его более древние и глубокие корни. Почему бы не предположить, что деление общества на привилегированные и низшие племена сыграло конфликтообразующую роль. Получив некоторую организованность в среде рабочих, представители низшей корпорации получили шанс заявить о недовольствах, сама возможность которых коренилась в межплеменном (корпоративном) неравенстве. Деление общества на несоподчиненные корпорации создает почву для непрерывного, периодически обостряющегося и угасающего конфликта. Подобные конфликты могут приобретать форму политического; в том числе вооруженного, противостояния. По словам Тойнби, наличие " вертикальных" трещин в обществе " служит основанием для кровопролитной междоусобной войны." До недавних пор основной проблемой ЮАР считалась дискриминация черного и цветного населения. Но со вступлением в президентскую должность Ф. де Клерка более отчетливо проявилась борьба между Африканским национальным конгрессом и организацией -ИНКАТА. Внешне конфликт выглядел как противостояние двух политических организаций, по-разному оценивающих перспективы развития государства. Однако это поверхностный взгляд, оставляющий без внимания социальную основу вопроса. Каждая из конфликтующих организаций обладает отчетливой племенной ориентацией. В АНК входят представители народности коса и дружественных ей племен в ИНКАТА состоят преимущественно зулусы. Конфликт, имеющий политическую внешность, обнаруживает, помимо прочего, и свою межплеменную природу. Перманентное, тупиковое противостояние, перемежаемое периодами неустойчивого мира, возникло в Афганистане, Югославии, Палестине, Ливане, на Индийском субконтиненте. Нет уверенности в окончательном умиротворении Кипра, разделенного на греческую и турецкую, общины. Межкорпоративные конфликты часто объясняют внешними, иногда не самыми существенными обстоятельствами. Экономические противоречия, территориальные споры серьезно осложняют общественные отношения и могут породить конфликт. Но в монолитных (однонациональных, не разделенных на корпорации) обществах стабильность государственного строя может поколебать только крупный экономический кризис, а в условиях корпоративизма - даже незначительные неурядицы. Постсоциалистические страны переживают в той или иной мере экономические сложности. Ho устойчивость государственного строя в Венгрии, Польше и даже в наименее благополучной Румынии оказалась несравненно выше, чем в Югославии, где хозяйственный механизм расположен к рыночным реформам, но общество и территория разделены на национально-религиозные общины. Вероятно корпоративность является потенциальным источником социальной и государственно-политической нестабильности. " …Само по себе то, что люди творят молитву в той или иной позе, побуждает к вражде друг c другом не более чем ношение шляп или Психологии (социальной психологии) известно такое понятие, как " кристаллизация". Оно означает накопление оценок вокруг кого-либо (социального) признака. В обществе, разделенном на изолированные, слабо проницаемые группы, нравственно оцениваются не только отдельные лица, но и целые категории населения. Нарушения законности, произвол полицейского во Франции вызовут возмущения общественности, судебный, процесс, отставку министра внутренних дел, но не более того. В Ольстере те же самые события смогут вызвать и народные волнения, и террористические акции, если полицейским будет англичанин, а потерпевшим - ирландец. B общественном сознании будет зарегистрировано не просто попрание закона и человеческого достоинства, а отрицательная оценка англичан, протестантов национально-религиозной группы. Если негативную оценку можно связать c каким-либо этническим и религиозным признаком, то очень вероятно, что такая оценка появится. Весьма вероятно также, что неприязнь, враждебность возникнут не просто к отдельному католику, еврею арабу или зулусу, но распространятся на всю корпорацию иноверцев, евреев, арабов и т. п. США смогли снять многие проблемы, связанные c дискриминацией черных. Но даже в этой благополучной стране где уважение человека независимо от расы постепенно входит в обычай, произошли " беспорядки" в Лос-Анджелесе. Негритянское население отреагировало насилием на избиение одного своего соплеменника белыми полицейскими. Правительство вынуждено было подавить беспорядки, a Президент Дж. Буш расценил это как " угрозу национальной безопасности". Национальную безопасность приходится особо оберегать в обществах, сохраняющих хотя бы остатки корпоративного строения. Различия в религиозных воззрениях, в обычаях, нравственных нормах, умственных качествах сами по себе способны вызвать межкорпоративную неприязнь. Соседство c общиной людей со своими нравами, обычаями вызывает желание общаться с ней, интерес к чужой культуре. Но возможны и иные настроения - неприятие инородного, враждебность, подозрительность. При корпоративизме весьма вероятен олигархический режим власть привилегированных. Лидеры не соподчиненных между собою корпораций могут присвоить власть, заключив компромисс, обеспечивающий межкорпоративный мир, защиту общинных интересов. Так, с получением независимости, к власти в Зимбабве пришла политическая элита, состоящая из представителей разных народностей этой страны. Это был неустойчивый и, как оказалось, кратковременный компромисс между руководством наиболее влиятельных организаций Африканского национального союза (ЗАНУ) и Патриотического фронта (ПФ). Этнический состав данных организаций весьма наглядно показывает их корпоративную природу. ЗАНУ - это партия народности шона, a ПФ опирался на поддержку племен, объединенных в народность ндебеле.
|