Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Социально-экономические отношения и государственно-правовое регулирование. 4 страница
Если же взять группу современных демократических государств, то можно условно обозначить три политические позиции, или три степени социальной активности, за которыми закрепились следующие определения: " позитивное государство", " государство социальной безопасности", " социальное государство". Термин позитивное государство означает политический подход, основным содержанием которого является защита дееспособных, " позитивно" проявляющих себя членов гражданского общества, среднего класса. Обязанность государства в сфере социальной охраны в основном ограничивается поддержанием правопорядка, a также созданием экономически безопасных условий для предпринимательской и профессиональной деятельности. Принцип позитивного государства юридически не признает права человека на благополучие. Благополучное состояние не является чем-то само собой разумеющимся. Это предмет личной заботы. Конституция США исходит из того, что люди имеют право на " стремление к счастью", но это не означает, что человек вправе требовать " счастливой жизни" от государства и от третьих лиц. От государства можно потребовать лишь безопасных условий участия в общественной жизни. Государство, пользуясь системой кредитно-финансового регулирования, применяя антимонопольные мероприятия, поддерживает ритмичную работу рынков труда, товаров, финансов. Государство может стимулировать структурные изменения в экономике. например, в период энергетического кризиса (70-e годы) в США была применена система финансовых стимулов, направленных на переход энергоемких производств с нефтяных на иные виды энергоносителей. Бывает, что государство поощряет начинающих предпринимателей, средний и мелкий бизнес, a также бизнес, связанный с созданием дополнительных рабочих мест. Предполагается, что большинство граждан " позитивного государства" в социально безопасных условиях сможет самостоятельно, рассчитывая на собственные силы и под свою ответственность обеспечить достойное существование. Если государство вмешивается в вопросы найма работников, то не для того чтобы принудить предпринимателя к трудоустройству отдельного лица, а с тем, чтобы наниматель не выдвигал дискриминационных условий, ограничивающих права женщин, молодежи и других категорий населения. При этом защищаются не столько трудовые, социальные права человека, сколько принцип юридического равенства. Государство, вмешиваясь в трудовые отношения; не обязывает предпринимателей выплачивать некий гарантированный уровень зарплаты. Оно занято только вопросами безопасности труда, экологии и т.п. Таким образом, государство выполняет не столько административную функцию, сколько охраняет правопорядок в области социально-экономических отношений. Устанавливая обязательное социальное страхование, государство существенно сокращает свои финансовые заботы o благополучии лиц, нуждающихся в социальной защите. Прямая социальная помощь гражданам в позитивном государстве ограничена минимально необходимыми пределами. Ее получают в основном " аутсайдеры" (бездомные, безработные, бедные), а также лица c заведомо ослабленным общественным положением (люди с физическими недостатками, престарелые, несовершеннолетние). Государство финансирует только некоторую часть общественных расходов на образование, здравоохранение. Выплаты пособий осуществляются в пределах фактических финансовых возможностей государства. Государство, предоставляя социальную помощь, не принимает на себя постоянную обязанность оказывать ее гарантированно. Оно не признает бесспорного права граждан пользоваться таким содействием. От лиц, пользующихся социальной помощью, позитивное государство требует, чтобы они постоянно доказывали свое усердие в поисках работы, иных средств к существованию. И эти требования оказываются весьма обременительными, попросту унизительными или трудновыполнимыми. Обычный человек в позитивном государстве способен своими силами создать собственное благополучие. Он не ждет от государства содействия, так как эта помощь наверняка скромнее, чем индивидуальные ресурсы человека. Сложности, связанные c ее получением, слишком велики. Существование позитивного государства неизбежно связано c тем, что постоянно имеется некоторое число беззащитных людей - тех, кто даже в благоприятных условиях не способен занять приемлемое общественное положение и не имеет возможности потребовать от государства социальной помощи в объеме, гарантирующем минимальное благополучие. В самые благополучные, послекризисные, времена (в период правления P. Рейгана) число бездомных, социально неустроенных людей составляло в США не менее полутора миллионов человек. Государство социальной безопасности предполагает некоторый гарантированный минимум благосостояния, юридически закрепленный в виде права каждого гражданина. Государство не только политически, но и юридически обязано предоставлять гражданам некоторую сумму материальных благ и услуг независимо от финансовых возможностей самого государства. Оно признает за каждым человеком право на минимальный " достойный" уровень благосостояния - уровень, обеспечивающий не просто физическую, но именно социальную безопасность личности. До прихода к власти М. Тэтчер (в период правления лейбористов) черты государства социальной безопасности приобрела Великобритания. Это оказалось довольно обременительным для государственного бюджета, стимулировало рост административного аппарата. С победой консервативной партии Великобритания начала движение к принципу позитивного государства. Правительство предприняло многочисленные меры по сокращению затрат на социальные цели, стало освобождаться от управления некоторыми отраслями экономики (угледобыча, судостроение), провело денационализацию государственных предприятии. В результате государству удалось существенно облегчить бремя социальных забот, а общество, экономика, враждебные от государственного попечительства, стали более оживленными, дееспособными. Социальное государство не только гарантирует минимальное блалагополучие, но обязуется содействовать гражданам в достижении социальных благ, непосредственно занято имущественным обеспечением и обслуживанием общества. Социальное государство стремится к установлению сотрудничества между различными частями общества и считает себя правомочным регулировать условия общественной солидарности. Оно влагает многочисленные социально-экономические обязанности, не только на себя, но и на предпринимателей, муниципалитеты. В условиях социального государства вполне естественными выглядят меры по ограничению богатства, конфискационное обложение наследуемого имущества, высокие налоги, обеспечивающие ограничение богатства и его перераспределение. Так, в, 80-х годах разница в стоимости потребляемых благ между шведским капиталистом и работником не превышала 200-300 %. Государство требует от собственника особой ответственности перед обществом (" собственность обязывает", конституция ФРГ). Это дает государственно-правовое основание возложить на предпринимательство различного рода обязанности, прямо не связанные c хозяйствованием, коммерцией, регулировать экономику. B социальном государстве высока доля общественного сектора в экономике (государственные, кооперативные, муниципальные предприятия). Государство и муниципальные органы принимают на себя содержание многочисленных социальных служб - образования, коммунального обслуживания, дошкольного воспитания, культурных учреждений и проч. Принцип социального государства закрепляется в основных законах (Конституции Испании, ФРГ и др.). Конституционное его закрепление не означает, что государство действительно следует этой модели социальной политики. Так, в Германии действие принципа социального государства явно ограничено - " широкое социальное обеспечение, осуществляемое государством и стремящееся превратить сообщество в государство всеобщего благоденствия и упраздняющее тем самым ответственность за собственную свободу, не соответствует принципам социального правового государства", - говорит Конрад Хессе, из чего следует, что по нашей классификации в ФРГ придерживаются скорее принципа государства социальной безопасности. Наибольшее воплощение модель социального государства получила в скандинавских и некоторых других западноевропейских странах (например в Нидерландах). Предприниматели не всегда чувствуют себя достаточно свободными в социальном государстве, поскольку получение прибыли связано c довольно обременительными социальными обязанностями. B результате инвестиции, капиталы нередко перемещаются в более свободные экономические условия, за рубеж. Эго осложняет положение государства и общества, создает проблему безработицы, сокращает, национальные экономические ресурсы, увеличивает социальную напряженность. В конце 80-x годов " шведский социализм" столкнулся c необходимостью ограничить свою " социальность" в государстве сложился неблагоприятный инвестиционный климат, наблюдался отток капиталов за границу. Получая регулярную и обильную социальную помощь, общество начинает утрачивать энергию, основанную на частной инициативе. Социологи отмечают, что в некогда трудолюбивом и инициативном голландском обществе нарастает тенденция к иждивенчеству. Это вполне объяснимо с учетом того, что на 100 работающих приходится 86 получателей тех или иных льгот, пособий. Например, выплачиваются пособия учителям за стресс от неумолчного детского шума, служащим, страдающим остеохондрозом от " сидячей" работы, и другие. Граждане, привыкая к социальной помощи, предъявляют к государству повышенные требования. Но возможности государства не беспредельны, особенно в периоды экономического спада. Преодолевая экономические кризисы, общество в условиях позитивного государства ведет себя энергично, не обращается к государству с невыполнимыми запросами. Социальное государство не может ожидать от своих граждан терпения, самостоятельности и удовлетворений своих нужд. Расхождение между высоким уровнем ожиданий и ограниченными возможностями способно породить серьезные политические противоречия, ослабить устойчивость конституционного строя в социальном государстве. После I мировой войны Германия стала первым официально заявленным образцом социального государства. Ее " дорогостоящая социальная сфера служила образцом для всего мира". Не справившись со своими обязательствами перед обществом, республика оказалась экономически и политически несостоятельной, превратилась в фашистское государство. Ф. А. фон Хайек назвал социальное государство " холодным социализмом", имея в виду его предрасположенность к перерастанию в тоталитарное политическое состояние. Гражданин в условиях позитивного государства более часто вступает в споры c властью, заявляет ей о своих правах. A в социальном государстве человек, возможно и не вполне доволен внешними условиями, но не слишком расположен к спорам c властью, поскольку от ее устойчивости сильно зависит его благополучие. Политическое большинство, которое в течение многих десятилетий получают шведские социалисты, это симптом, присущий социальному государству. Социально активное государство несет нелегкую ответственность за судьбу граждан. Оно становится для общества не столько служебным учреждением, сколько " покровителем", как 6ы кормильцем. Подобная роль дает государству моральное право принимать ответственные решения за граждан. Это не самым лучшим образом способствует гражданской свободе. Совсем не обязательно принцип социального государства приводит к тоталитарному политическому режиму. Социальное государство и демократия совместимы. Но это предел, за которым демократия заканчивается.
|