Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Социально-экономические отношения и государственно-правовое регулирование. 4 страница






Если же взять группу современных демократических госу­дарств, то можно условно обозначить три политические позиции, или три степени социальной активности, за которыми закрепились следующие определения: " позитивное государство", " государство социальной безопасности", " социальное государство".

Термин позитивное государство означает политический подход, основным содержанием которого является защита дееспособных, " позитивно" проявляющих себя членов гражданского общества, среднего класса. Обязанность государства в сфере социальной охраны в основном ограничивается поддержанием правопорядка, a также созданием экономически безопасных условий для предпри­нимательской и профессиональной деятельности.

Принцип позитивного государства юридически не признает права человека на благополучие. Благополучное состояние не яв­ляется чем-то само собой разумеющимся. Это предмет личной за­боты. Конституция США исходит из того, что люди имеют право на " стремление к счастью", но это не означает, что человек вправе требовать " счастливой жизни" от государства и от третьих лиц. От государства можно потребовать лишь безопасных условий участия в общественной жизни.

Государство, пользуясь системой кредитно-финансового регу­лирования, применяя антимонопольные мероприятия, поддерживает ритмичную работу рынков труда, товаров, финансов. Государство может стимулировать структурные изменения в экономике.

например, в период энергетического кризиса (70-e годы) в США была применена система финансовых стимулов, направленных на переход энергоемких производств с нефтяных на иные виды энер­гоносителей. Бывает, что государство поощряет начинающих предпринимателей, средний и мелкий бизнес, a также бизнес, связан­ный с созданием дополнительных рабочих мест.

Предполагается, что большинство граждан " позитивного государства" в социально безопасных условиях сможет самостоятель­но, рассчитывая на собственные силы и под свою ответственность обеспечить достойное существование.

Если государство вмешивается в вопросы найма работников, то не для того чтобы принудить предпринимателя к трудоустройству отдельного лица, а с тем, чтобы наниматель не выдвигал дискри­минационных условий, ограничивающих права женщин, молодежи и других категорий населения. При этом защищаются не столько трудовые, социальные права человека, сколько принцип юридического равенства. Государство, вмешиваясь в трудовые отноше­ния; не обязывает предпринимателей выплачивать некий гаранти­рованный уровень зарплаты. Оно занято только вопросами безопас­ности труда, экологии и т.п. Таким образом, государство выполня­ет не столько административную функцию, сколько охраняет пра­вопорядок в области социально-экономических отношений.

Устанавливая обязательное социальное страхование, государ­ство существенно сокращает свои финансовые заботы o благополу­чии лиц, нуждающихся в социальной защите.

Прямая социальная помощь гражданам в позитивном государ­стве ограничена минимально необходимыми пределами. Ее полу­чают в основном " аутсайдеры" (бездомные, безработные, бедные), а также лица c заведомо ослабленным общественным положением (люди с физическими недостатками, престарелые, несовершенно­летние). Государство финансирует только некоторую часть общест­венных расходов на образование, здравоохранение. Выплаты посо­бий осуществляются в пределах фактических финансовых возмож­ностей государства.

Государство, предоставляя социальную помощь, не принимает на себя постоянную обязанность оказывать ее гарантированно. Оно не признает бесспорного права граждан пользоваться таким содей­ствием. От лиц, пользующихся социальной помощью, позитивное государство требует, чтобы они постоянно доказывали свое усердие в поисках работы, иных средств к существованию. И эти требования оказываются весьма обременительными, попросту унизительными или трудновыполнимыми.

Обычный человек в позитивном государстве способен своими силами создать собственное благополучие. Он не ждет от государ­ства содействия, так как эта помощь наверняка скромнее, чем индивидуальные ресурсы человека. Сложности, связанные c ее получением, слишком велики.

Существование позитивного государства неизбежно связано c тем, что постоянно имеется некоторое число беззащитных людей - тех, кто даже в благоприятных условиях не способен занять прием­лемое общественное положение и не имеет возможности потребо­вать от государства социальной помощи в объеме, гарантирующем минимальное благополучие. В самые благополучные, послекризис­ные, времена (в период правления P. Рейгана) число бездомных, социально неустроенных людей составляло в США не менее полутора миллионов человек.

Государство социальной безопасности предполагает некоторый гарантированный минимум благосостояния, юридически закрепленный в виде права каждого гражданина. Государство не только политически, но и юридически обязано предоставлять гражданам некоторую сумму материальных благ и услуг независимо от финан­совых возможностей самого государства. Оно признает за каждым человеком право на минимальный " достойный" уровень благосо­стояния - уровень, обеспечивающий не просто физическую, но именно социальную безопасность личности.

До прихода к власти М. Тэтчер (в период правления лейбо­ристов) черты государства социальной безопасности приобрела Великобритания. Это оказалось довольно обременительным для государственного бюджета, стимулировало рост административ­ного аппарата. С победой консервативной партии Великобритания начала движение к принципу позитивного государства. Прави­тельство предприняло многочисленные меры по сокращению затрат на социальные цели, стало освобождаться от управления некоторыми отраслями экономики (угледобыча, судостроение), провело денационализацию государственных предприятии. В результате государству удалось существенно облегчить бремя социальных забот, а общество, экономика, враждебные от государственного попечительства, стали более оживленными, дееспособными.

Социальное государство не только гарантирует минимальное блалагополучие, но обязуется содействовать гражданам в достижении социальных благ, непосредственно занято имущественным обеспе­чением и обслуживанием общества.

Социальное государство стремится к установлению сотрудни­чества между различными частями общества и считает себя право­мочным регулировать условия общественной солидарности. Оно влагает многочисленные социально-экономические обязанности, не только на себя, но и на предпринимателей, муниципалитеты. В условиях социального государства вполне естественными выглядят меры по ограничению богатства, конфискационное обложение на­следуемого имущества, высокие налоги, обеспечивающие ограни­чение богатства и его перераспределение. Так, в, 80-х годах разница в стоимости потребляемых благ между шведским капиталистом и работником не превышала 200-300 %.

Государство требует от собственника особой ответственности перед обществом (" собственность обязывает", конституция ФРГ).

Это дает государственно-правовое основание возложить на пред­принимательство различного рода обязанности, прямо не связан­ные c хозяйствованием, коммерцией, регулировать экономику. B социальном государстве высока доля общественного сектора в эко­номике (государственные, кооперативные, муниципальные пред­приятия).

Государство и муниципальные органы принимают на себя содержание многочисленных социальных служб - образования, коммунального обслуживания, дошкольного воспитания, культурных учреждений и проч.

Принцип социального государства закрепляется в основных законах (Конституции Испании, ФРГ и др.). Конституционное его закрепление не означает, что государство действительно следует этой модели социальной политики. Так, в Германии действие принципа социального государства явно ограничено - " широкое социальное обеспечение, осуществляемое государством и стремящееся превра­тить сообщество в государство всеобщего благоденствия и упразд­няющее тем самым ответственность за собственную свободу, не соответствует принципам социального правового государства", - говорит Конрад Хессе, из чего следует, что по нашей классифика­ции в ФРГ придерживаются скорее принципа государства соци­альной безопасности.

Наибольшее воплощение модель социального государства получила в скандинавских и некоторых других западноевропейских странах (например в Нидерландах).

Предприниматели не всегда чувствуют себя достаточно свобод­ными в социальном государстве, поскольку получение прибыли связано c довольно обременительными социальными обязанностя­ми. B результате инвестиции, капиталы нередко перемещаются в более свободные экономические условия, за рубеж. Эго осложняет положение государства и общества, создает проблему безработицы, сокращает, национальные экономические ресурсы, увеличивает социальную напряженность. В конце 80-x годов " шведский социализм" столкнулся c необходимостью ограничить свою " социальность" в государстве сложился неблагоприятный инвестиционный климат, наблюдался отток капиталов за границу.

Получая регулярную и обильную социальную помощь, общество начинает утрачивать энергию, основанную на частной иници­ативе. Социологи отмечают, что в некогда трудолюбивом и инициативном голландском обществе нарастает тенденция к иждивенче­ству. Это вполне объяснимо с учетом того, что на 100 работающих приходится 86 получателей тех или иных льгот, пособий. Например, выплачиваются пособия учителям за стресс от неумолчного дет­ского шума, служащим, страдающим остеохондрозом от " сидячей" работы, и другие.

Граждане, привыкая к социальной помощи, предъявляют к государству повышенные требования. Но возможности государства не беспредельны, особенно в периоды экономического спада. Пре­одолевая экономические кризисы, общество в условиях позитивного государства ведет себя энергично, не обращается к государст­ву с невыполнимыми запросами. Социальное государство не может ожидать от своих граждан терпения, самостоятельности и удовлет­ворений своих нужд. Расхождение между высоким уровнем ожиданий и ограниченными возможностями способно породить серьезные политические противоречия, ослабить устойчивость конституционного строя в социальном государстве.

После I мировой войны Германия стала первым официально заявленным образцом социального государства. Ее " дорогостоящая социальная сфера служила образцом для всего мира". Не спра­вившись со своими обязательствами перед обществом, республика оказалась экономически и политически несостоятельной, превра­тилась в фашистское государство.

Ф. А. фон Хайек назвал социальное государство " холодным социализмом", имея в виду его предрасположенность к перераста­нию в тоталитарное политическое состояние. Гражданин в услови­ях позитивного государства более часто вступает в споры c влас­тью, заявляет ей о своих правах. A в социальном государстве человек, возможно и не вполне доволен внешними условиями, но не слишком расположен к спорам c властью, поскольку от ее устойчивости сильно зависит его благополучие. Политическое большин­ство, которое в течение многих десятилетий получают шведские социалисты, это симптом, присущий социальному государству.

Социально активное государство несет нелегкую ответствен­ность за судьбу граждан. Оно становится для общества не столько служебным учреждением, сколько " покровителем", как 6ы кормиль­цем. Подобная роль дает государству моральное право принимать ответственные решения за граждан. Это не самым лучшим образом способствует гражданской свободе.

Совсем не обязательно принцип социального государства приводит к тоталитарному политическому режиму. Социальное го­сударство и демократия совместимы. Но это предел, за которым демократия заканчивается.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал