Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Социально-экономические отношения и государственно-правовое регулирование. 3 страница






В обществах, разделенных на соподчиненные друг другу корпорации, политическую власть контролирует привилегированная община, что также способствует образованию олигархического ре­жима.

Внутри корпораций складывается атмосфера почтительности, подчинения авторитетам, власть которых обеспечена традициями, религией, зависимостью рядовых членов общины. Подчинение авторитету, уважение: коллективных интересов считаются более важ­ными, чем забота o частном интересе, чем личная автономия. Пра­во личного выбора второстепенно.

Корпоративизм предполагает, что основным полноправным субъектом является община, а не личность. Поэтому политико-пра­вовой статус человека является производным. Он не имеет само­стоятельного значения, a прямо или косвенно зависит от принад­лежности лица к той или иной корпорации. Признание и защита прав человека зависят от того, насколько это соответствует корпо­ративным отношениям, общинным интересам.

Обычным в корпорациях является разрешение споров, наказание виновных по решению авторитетов общины. Например, внутри­общинные суды действуют в Ливане. Функцией таких судов является не столько правосудие, сколько поддержание мира внутри
корпораций. Могут также учреждаться органы; разрешающие разногласия между представителями разных корпораций. Распростра­нены обращения к вождям племен, старейшинам кланов, религиозным авторитетам и иным лидерам корпораций за защитой от притеснений. Отношения покровительства, патронажа могут устанавливаться между членами низшей корпорации и высшего сословия, племени. В этом случае интересы человека защищает покровитель из привилегированной корпорации.

Обращаться в некорпоративные суды и правозащитные учреждения можно, но не принято. Выиграв частный спор, отстояв свой интерес, лицо может потерять гораздо больше - свое положение внутри корпорации; общинную поддержку. Его действия будут рас­ценены как неуважение к общине, посягательство на ее авторитет, неверие в справедливость порядков и в ее способность поддержи­вать мир, устранять неправду.

В целом следует заметить, что корпоративизм представляет собой не самую лучшую среду для процветания индивидуальной свободы. По мнению P.А.Мюллерсона " в многонациональном государстве обеспечение прав и свобод личности и демократии затруднено по сравнению с мононациональной страной."

Корпоративизм сказывается на форме правления, системе органов государства. Так, монархия со священной и незыблемой властью суверена способствует сохранению преимуществ господствующей корпорации, если монарх связан c ней родовыми узами и опирается на ее поддержку.

Даже в такой стране, как Бельгия, где сохранились лишь элементы корпоративизма, в 1980 г. принята поправка к конституции, по которой в составе правительства должно быть соблюдено коли­чественное соотношение между двумя основными этническими группами - фламандцами и валлонами B Зимбабве был применен принцип отдельного представительства в Сенате, где часть депутатов избиралась от африканцев, часть от белого населения, а часть - Советом племенных вождей. Палата вождей при Президенте Замбии, учрежденная основным законом 1964 г., формально отражает кор­поративно-племенную структуру народа этой страны.

Унитарная форма государственного устройства вполне совмес­тима с иерархической корпоративностью. Привилегированная часть общества заинтересована в том, чтобы ее господство обеспечивалось по всей территории государства и поддерживалось сильной центральной властью.

Не соподчиненные друг другу корпорации, напротив, нередко склонны к политико-территориальному обособлению. В результате создаются автономии, учреждаются федерации. Компактно про­живающая корпорация, получив права автономии либо субъекта федерации, приобретает дополнительные возможности к самосо­хранению, поддержанию единства. Тяга к обособлению может стать причиной территориального распада государств. Даже спокойная, благополучная Канада находится под угрозой территориального раздела - отпадения франкоязычных территорий от англоязычных провинций. В Бельгии напряженность, постоянно сохранявшаяся в отношениях между национальными группами валлонов и фламандцев, породила автономии, a затем, в период с 1988 по 1993 г. федерализацию этого, некогда унитарного, государства.

Лишь в результате длительного взаимодействия, взаимопроникновения общин, укрепления деловых и личных связей, при дели­катной или хотя 6ы безразличной политике возможно ослабление корпоративной конфликтности. Очень немногим странам удалось прийти к долговременной политической стабильности, устойчивому территориальному единству в условиях корпоративизма.

Конституционно-правовые средства, с помощью которых корпоративные отношения вытесняются и заменяются граждански­ми, весьма ограниченны, не дают быстрых результатов. Среди них можно назвать такие, как:

- отмена привилегий и титулов (Декларация прав 1789 г.);

- запрет рабства или хотя бы ограничение ввоза рабов (Конституция США, часть 1, раздел 9, ст.1);

- установление режима равноправия (равенства перед законом и государством) граждан независимо от их происхождения, национальности и иных обстоятельств, связывающих человека c корпорацией;

- закрепление свободы совести, веротерпимость как часть поли­тики;

- всеобщее, равное избирательное право. Пользуясь этим нравом, человек получает больше возможностей делать самостоя­тельный, независимый от корпорации политический выбор; ощущает собственную политическую роль; отдаляется от корпораций, приобщаясь к единым для страны интересам, то есть становится больше гражданином, чем частью племени, общины;

- контроль государства за внутрикорпоративными отношениями. Например, в Зимбабве с 1980 г. введено правило o назначении вождей племен актом президента, издаваемым на основании решения парламента. B результате получение племен­ного лидерства стало зависеть не только от корпоративной под­держки, но и от государства, прямой запрет корпоративности (запрет каст в Индии), - некоторые проявления корпоративности, например расизм, преследуются как наиболее тяжкие - " неоправ­дываемые и не подлежащие прощению преступления" (Конституция Бразилии, разд. XII, ст. 5).

B результате длительного применения подобных мер корпора­тивизм в обществе иногда- утрачивает определяющее значение, заменяется гражданскими отношениями.

Вместе c тем, проблему вытеснения корпоративизма иногда решают " быстрыми", радикальными средствами, в результате ко­торых более или менее прочно устанавливается иной, не корпора­тивный тип коллективизма.

Некорпоративный или универсальный коллективизм наблюдается в тех обществах, где определенно утвердился приоритет наци­ональных интересов над групповыми и личными.

Универсальный коллективизм и корпоративность совместимы. Так, идеал фашистской Италии, где первостепенными были интересы нации, допускал корпоративное строение общества. Со­циалистическая идеология делит общество на классы и " прослой­ки". В японском обществе довольно отчетливо выделяются внут­ренне обособленные, по-семейному организованные коллективы крупных компаний, сельские, иногда и городские соседские общи­ны. Но особенность универсального коллективизма такова, что при нем группы и отдельные члены общества связаны едиными при­оритетами. Отдельные части общества состоят в союзнических от­ношениях.

Социальным стержнем коллективизма могут быть привилегированные группы, но бывает и так, что объединительная инициатива исходит от народа, широких слоев общества. В первом случае политический режим приобретает облик олигархии - власть при­вилегированных при относительной поддержке всего общества (поздний СССР, Япония). Если же коллективизм возник как единство низших слоев общества, то весьма вероятно возникновение автократии - власти национального лидера c опорой на большин­ство общества (правление Цезаря, Наполеона, Сталина, Мао Цзэ­дуна, Аятоллы Хомейни, M. Каддафи).

Если образуется олигархия, то наиболее ожидаемы формы правления с коллегиальной структурой высших государственных органов, с политически верховным парламентом, коалиционным правительством. Автократия при коллективизме с большей вероят­ностью примет форму правления, обеспечивающую верховенство главы государства (президентская республика, исламская респуб­лика, возглавляемая политическим религиозным лидером).

Коллективизм допускает любую форму государственного уст­ройства, если права территорий не ограничивают фактический кон­троль государства над местными делами.

Статус личности обычно основан на официально заявленном принципе равенства. Вместе с тем, могут устанавливаться право­вые и политические ограничения для тex категоpий лиц, настро­ения и деятельность которых, по мнению государства, противоре­чат общенациональным приоритетам. Если же коллективизм уста­навливается в виде общенационального, патриотического " едине­ния" аристократических и нижерасположенных сословий, то вполне вероятно, что принцип юридического равенства не будет признан даже формально.

Поддержку и признание находят те права, которые соответст­вуют " экономическому процветанию" нации, ее стабильности, завоеванию " жизненного пространства", сохранению " морально­политического единства" и прочим целям, которые ставит облада­тель власти. Например, право на участие в общественных объеди­нениях считается не формой личной свободы, a " средством моби­лизации трудящихся на решение задач революции..

B условиях универсального коллективизма трудно ожидать от судов и иных правозащитных институтов высокой активности. Защита индивидуальных прав и интересов достигается преимущественно через обращения к правительственным учреждениям. Су­дебное обжалование действий отдельных чиновников - редкое со­бытие. Жалоба на чиновничий произвол перспективна, если по­давший, защищая себя, доказывает несовместимость действий чиновника с общественными и государственными интересами.

Если социально-политическое единство исчерпывается под давлением трудноразрешимых общественных противоречии, уни­версальный коллективизм разрушается. Его разрушение бывает ре­волюционным и приводит к pacпaду общecтвa на корпорации или же к образованию общества пepeходного типа, где индивидуалис­тическое начало и коллективизм сосуществуют. Общество переход­ного типа может постепенно переродиться в гражданское. Но столь же вероятно восстановление коллективизма на новых объедини­тельных началах.

Структуру общества характеризует также состав образующих его слоев, классов. Общественные группы имеют политические предпочтения и особенности в поведении.

Вышеупомянутый средний слой общества составляет группу людей, не имеющих каких-либо заметных преимуществ, но уве­ренных в собственной социально-экономической самостоятельнос­ти. Это влияет на политическое поведение.

Тоталитарный режим обычно не вполне устраивает средний слой, так как эта система правления стесняет его инициативу. Если средний слой становится многочисленным, a его запросы не нахо­дят ответа y власти, поведение этого класса может быть дестабилизирующим, разрушительным для тоталитарной государственности. Это подтвердили Французская революция, послевоенная Южная Корея и другие примеры.

Вместе c тем, в средних слоях высока готовность поддержать обильный правопорядок, если его условия отвечают ожиданиям большинства этого класса. Интересы среднего слоя нуждаются в юридической защите и уважении со стороны государства. Средний класс располагает только легальными способами достижения сво­их интересов, так как он слишком многочислен, a каждый его член не настолько богат и авторитетен, чтобы рассчитывать на силу, при­вилегии и исключения. Средний класс заинтересован, чтобы " го­сударство как можно менее стесняло нравственный внутренний мир человека... и вместе c тем обеспечивало внешние условия для до­стойного существования и совершенствования людей."

У других общественных групп нет осознанных и перспектив­ных политико-правовых интересов (низшие слои), или же эти ин­тересы есть, но привилегированное положение позволяет добиваться своего и без помощи парламентов, правозащитных органов. Элита, бюрократия имеет заведомые преимущества, а потому заинтересо­ванность в конституции, демократии у нее не столь велика, как у среднего класса.

От среднего класса можно ожидать поддержки демократичес­кого конституционного cтpoя. Однако историко-культурные, рели­гиозные традиции порою ограничивают его конституционные побуждения. Тогда вероятно установление " ограниченной", " контролируемой демократии". B таких режимах формируется незавершен­ная конституционность. Она заметно отличается от сложившихся на Западе представлений o конституции. Подобные политические режимы можно наблюдать на примере Японии, Южной Кореи, Тайваня и многих других индустриально развитых стран Азиатско­тихоокеанского региона.

Отдельную общественную группу составляют представители творческих, интеллектуальных профессий, духовенство и иные кате­гории лиц, которых условно можно обозначить как слой интеллек­туалов. He обязательно принадлежность к слою интеллектуалов связана c " умственной" профессией. Профессиональный признак играет исключительную роль, но поведение человека определяет все же его мироощущение. Именно интеллектуально-духовные потребности и интересы обособляют эту часть общества.

Подобно среднему классу, интеллектуалы обыкновенно нуж­даются во внешней свободе. Гениально одаренные люди могут реа­лизовать свои таланты при самых неудобных обстоятельствах. Ho основная часть интеллектуалов (журналисты, рядовые ученые, студенты), как правило, заинтересована в духовной, мыслительной свободе; которая возможна при условии, если имеются хотя 6ы минимальные политические условия для творческих изысканий, " воль­нодумства".

Усилиями интеллектуалов создается конституционная; демо­кратическая идеология. Но работа интеллектуалов, одержимых идеей миссионерства, нетерпимостью, комплексом вины, c одинаковым успехом может быть использована как философское, религиозное оправдание радикальных разрушительных политических движений.

В тоталитарных режимах политическая власть обычно получает от интеллектуалов необходимую, идеологическую аргументацию и духовную поддержку. Если между властью и влиятельной частью интеллектуалов устанавливается союз или они попадают под покровительство власти и получают некоторую возможность само­выражения, то даже тоталитарный режим имеет шанс удовлетворить потребности этого класса. " Большинство преподавателей универ­ситетов, настроенных, как правило, антилиберально, антидемократически и антисемитски, способствовали подрыву демократического режима. В большинстве своем профессора были фанатичны­ми националистами, жаждавшими возрождения консервативной Монархической Германии." B обмен на получаемые услуги субъ­ект власти должен допустить некоторую независимость интеллек­туалов (например, автономия университетов, церкви). Это, конеч­но, рискованно, так как интеллектуалы легко изменяют своему по­кровителю-диктатору.

При всех оговорках, есть много поводов считать интеллектуа­лов группой, которая наряду со средним классом оказывает стаби­лизирующее, конструктивное и, вероятно, демократическое влия­ние на государственность. Даже в Китае это наблюдение отчасти подтверждается. Так, в 1984 г. ассоциация китайских писателей " призвала коммунистическую партию отказаться от идеологических ограничений свободы творчества."

Во всяком обществе присутствует категория людей, составляю­щая сословную, родовую, политическую, интеллектуально-духов­ную, финансово-экономическую, военную элиту.

С одной стороны, элита неизбежно составляет необходимую группу общества. Именно элита вырабатывает и предлагает обществу ответственные политические решения. Обычно она заинтере­сована в стабильности государства, политического строя. " Массы косны и недальновидны... и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность", - за­мечал 3. Фрейд. Элита компенсирует недостаток самоорганизации общества.

Без элиты общество беззащитно перед государством, не при­выкшим к демократии. Такое государство может встретить в эли­тарных слоях соперника: По словам Б. Н. Чичерина " только исто­рические привилегии крепкого и связанного внутри себя аристократического сословия могут при неограниченном правлении сдер­живать произвол бюрократии и доставлять некоторое ограждение свободе".

Элита бывает ответственной и открытой. Тогда ее лидерство будет созидательным и, скорее всего получит поддержку. Общество воспримет его спокойно. Такими качествами в целом обладают от­крытые, постоянно обновляемые элитарные слои американского общества. Довольно высокий авторитет смогла обеспечить себе французская бюрократия. B некоторых монархиях Персидского залива аристократическая и религиозная элита также является довольно авторитетной, хотя ее вряд ли следует считать открытой.

Именно социально ответственную элиту имел в виду Б. Н.Чи­черин, характеризуя ее способность " понимать истинные потреб­ности государства как высшего органического союза." " Государст­во " не может обойтись без способности; способность же принадле­жит не количеству (не всему обществу - А. К.), a качеству" - элите.

Ho случается, что элиты, особенно стареющие, показывают свою недееспособность, злоупотребляют привилегиями. Общество может отвернуться от такой элиты, усомниться в ее моральных правах на высокое социальное положение. Это подготавливает удары по политическому строю, делает государство нестабильным.

Если общество ниспровергает элиту, то из хаоса нестабильнос­ти рождается новый элитарный слой. Молодая элита редко бывает более разумной и конструктивной, чем предыдущая. Формирова­ние социально ответственного элитарного слоя происходит постепенно. Новой элите нужно время, чтобы найти баланс между своими выгодами и обязанностями перед обществом, понять необ­ддимость самоограничения в пользовании преимуществами. В те­чение этого периода отсутствие полноценной элиты препятствует стабильности государственного строя и даже развитию конституционных традиций.

Хоть сколько-нибудь рациональное, демократическое или нет, государственно-правовое регулирование дает элитарному слою под­держку, способствует его формированию. Назовем некоторые пря­мые или косвенные преимущества, обеспечивающие лидерство эли­ты:

- часть депутатов парламента или же одна из палат избирается элитарными слоями (аристократической курией);

- запрещается отзыв депутатов парламента. Это дает наибо­лее заметным представителям общества некоторую независимость от изменчивого общественного мнения, возможность под собст­венную ответственность вершить политику;

- устанавливается система экзаменов для замещения государствен­ных должностей, требующая профессионализма, образованности и прочих подобных качеств;

- отбор кандидатов на замещение судейских должностей осуществляется из числа лиц, обладающих высоким профессиональ­ным и моральным авторитетом;

- имущественные цензы на участие в выборах или залог как условие выдвижения кандидатуры на выборную должность;

- закрепляемое законом господствующее положение аван­гардной партии;

- замещение государственных должностёй в зависимости от партийной принадлежности;

- система государственных наград, титулов, званий, при­вилегий.

Политическое поведение общественных групп различается зависимости от их приближенности или удаленности от государст­ва, институтов власти. Определенные политические манеры свой­ственны бюрократическому и армейскому сословиям. Маргинальным и люмпенизированным слоям также присущи особенности поведения в политических отношениях.

Бюрократический и армейские социальные слои больше других приближены к государству, органически связаны c системой власти.

Случаи социализации (превращения в общественный слой) чиновничества и военных сплошь и рядом встречаются в мировой истории. B средневековой Корее " бюрократия буквально и факти­чески образовала правящий класс", " ограничивая саму королевскую власть." "

Совсем не обязательно управленческий аппарат и вооружен­ные силы образуют обособленную социальную группу. Но если условия жизни чиновников и офицеров существенно отличают их от других частей общества, a сама нация слабо политически орга­низована или разрознена, то появляются причины к обособлению военных и гражданских служащих в социальный класс c собствен­ными настроениями, склонностями; политическими интересами.

Высокоорганизованные, обладающие средствами принуждения, эти слои получают заведомые преимущества. Чиновничество и армейское сословие могут добиться контроля над государством и обществом, стать фактическим носителем власти. Характер использования военными и администраторами преимуществ зависит от степени их гражданственности, ответственности.

Для бюрократов характерен повышенный интерес к государст­венно-политической стабильности. От них можно ожидать настой­чивости в защите своих привилегий. Сохранение политических и социальных преимуществ может оказаться самоцелью чиновниче­ства, a само оно способно встать над обществом, выйти из-под контроля.

Армейские слои меньше расположены к увековечению своего правления. Государственный строй в условиях военного режима не так стабилен, как при бюрократическом правлении. Обычно общество c опасением и неприязнью воспринимает постоянную угрозу вооруженного насилия. Вместе с тем, военные больше спо­собны к бескорыстию, чем бюрократия. Часто они проявляют глу­бокую заинтересованность в судьбе нации, иногда имеют демокра­тические настроения и намерения.

Чиновничество и военные могут образовать союз, в котором они взаимодополняют друг друга. Бюрократия получает поддержку вооруженных сил, a армия-сословие, не приспособленная к граж­данскому управлению, использует административные навыки и общественное положение бюрократии для упрочения своих поли­тических позиций. Такого рода отношения установились в Респуб­лике Корея, на Тайване, в Индонезии, некоторых африканских стра­нах.

В обществах, способных к политическому самоуправлению, стараются воспрепятствовать превращению администрации и вооруженных сил в социальный класс. Используются меры, изоли­рующие армию и чиновничество от политики, ставящие их под гражданский контроль, обеспечивающие их открытость:

- ограничения на участие в выборах, вплоть до прямого запрета;

- несовместимость депутатского мандата c замещением государственной должности;

- запрет политических организаций в армии и государст­венном аппарате;

- обязанность чиновников сохранять политическую нейтраль­ность, запрет содействия каким-либо политическим группам - " Манифестации... в поддержку политических партий безусловно запрещены для всех судей, всех военнослужащих; всех служащих органов государственной безопасности, a также для государствен­ных служащих...; запрещается всякая деятельность в пользу поли­тических партий для служащих органов юридических лиц публич­ного права, государственных предприятии и органов местного само­утнравления." (Ст. 29. Конституции Греции. Ст. 7 Конституции Кореи 1987 г. содержит аналогичную норму):

- назначение гражданских лиц на должность министра оборо­ны;

- всеобщая воинская обязанность связывает армию и общество многочисленными личными отношениями;

- организация обороны на принципах народного ополчения (Швейцария);

- финансовый контроль парламента, ограничивающий расходо­вание средств на содержание армии и государственного аппарата, прямые сокращения численности военнослужащих и гражданских чиновников;

- ограничения, установленные законом на применение вооружен­ных сил, объявление военного положения, комендантского часа;

- устранение социального, имущественного неравенства между средним классом, чиновничеством и военнослужащими, что препятствует их обособлению от общества (регулирование доходов, облегченный доступ к жилью, образованию и т.п.);

- выборность чиновников;

- подконтрольность бюрократии и армии парламенту, правоохранительным органам, средствам массовой информации;

- гражданский, общественный, частный контроль за деятельнос­тью административных органов. Например, Административный процессуальный акт 1946 г. ввел в США принцип ответственности чиновников перед обществом, обязывает органы управления информировать общество oбo всех своих решениях, a суды признают недействительными келейно, корпоративно принятые и неопубли­кованные решения.

Конституции Венесуэлы и Коста-Рики вообще запретили само существование армии.

B отличие от бюрократии и армейского сословия, люмпенизи­рованные и маргинальные общественные группы обычно отстране­ны от политики и не принимают конструктивного участия в госу­дарственных делах.

Это можно предположить из самого определения данных клас­сов. Маргиналы (от лат. margo - край, граница) - люди, попавшие в крайнее, неопределенное состояние. Разорившиеся или едва сво­дящие концы c концами мелкие собственники; люди, отодвинутые за границу активной социальной жизнедеятельности из-за особен­ностей характера, физических и психических недостатков, деловых, семейных, творческих неудач. B состав маргиналов могут входить не только горожане, но и сельские жители, не достигшие хозяйст­венного и социального успеха. Люмпены - городские бродяги, нищие, воры, которые иногда осознанно, но, как правило, по сте­чению обстоятельств оказываются в положении " отверженных".

Подавленность, апатия, ощущение безнадежности, безразличие и агрессия - это типичные эмоциональные состояния маргиналов и люмпенов. Обычно они не ожидают от государства и общества помощи, не ждут того, что им удастся законно, безопасно и без ущерба достоинству разрешить свои проблемы и заботы.

Естественно, подобные настроения и фактическое положение этих групп не позволяют им принимать действительное участие в политических, государственных делах. Ha маргиналов и люмпенов нельзя рассчитывать как на заинтересованных граждан. Для них любой политический режим либо безразличен, либо враждебен. От этих социальных групп нельзя ожидать содействия в формировании конституционного демократического строя, равно как и иных типов государственности. Например, маргинализированная часть бразильского народа, не обладающая политическим опытом, " по­глощенная главным образом каждодневной заботой о хлебе насущ­ном, приняла конституционную реформу (принятие конституции 1988 г.- А. K.) пассивно".

В периоды экономических и прочих кризисов ряды людей, находящихся в маргинальном состоянии, пополняются.

У люмпенов и маргиналов более или менее постоянно сохра­няется готовность к отысканию виновников их бедственного поло­жения, к агрессии. Вывести человека из маргинального состояния крайне сложно, но воспользоваться его враждебностью, придать ей определенное направление вполне возможно. Человек, оставлен­ный без помощи и моральной поддержки, готов поверить, что виновником его неустроенности является какая-то враждебная сила. Если указать ему " врага" и предложить вступить в борьбу за спра­ведливость, то негодование, агрессию маргинала можно сделать управляемыми. Радикальные политические организации и лидеры либо корыстные политики нередко пытаются использовать эту воз­можность. И если численность люмпенов и маргиналов достигает некоторого критического значения, государственность встречает угрозу.

Существование этого общественного слоя иногда подвигает государства к принятию мер, которые, независимо от степени их гуманизма и демократичности, предположительно ограждают госу­дарственность от потенциальной угрозы:

- установление контроля, вплоть до запрета политических организаций, основанных на популизме, преследующих радикальные цели и ориентирующихся на использование энергии социально ущемленных групп c целью насильственного изменения государст­венного строя;

- ограничение свободы люмпенов (принудительные обществен­ные работы, преследование за бродяжничество, нищенство);

- учреждение ночлежных домов, столовых и больниц для бедных; что в какой-то мере облегчает существование люмпе­нов;

- отстранение люмпенов от политики. Имущественные цензы, регистрация избирателей по постоянному месту жительства, которого люмпены зачастую не имеют, ограничивают участие этой категории населения в выборах;

- лишение банкротов избирательного права, цензы оседлости и прочие ограничения.

Многие, в том числе экономически благополучные, демокра­тические государства занимают активную позицию в области со­циальной политики, позволяющую c большим или меньшим успе­хом предотвратить распространение бедности, рост числа маргина­лов. Борьба c безработицей и содействие в профессиональной под­готовке, поддержка просвещения, жилищноё строительство, оказание медицинской помощи, социальные пособия и прочие подобные мероприятия, может быть, и преследуют гуманистические цели, но вместе c тем; как 6ы попутно, имеют определенные поли­тические последствия.

Масштабы социальной деятельности государств и принци­пы, которых они придерживаются при оказании помощи марги­налам, различаются. Так, уже в средневековой Англии, в 1597 г. был издан акт o борьбе с бедностью, вследствие которого факти­ческие нищие (люмпены) и потенциально нищие (маргиналы) принудительно трудоустраивались к частным нанимателям либо в общественные работные дома.'' Социалистические государства планируют усредненный уровень потребления и довольно последовательно поддерживают его за счёт общественных ресурсов. Основная масса населения, имеет право на гаранти­рованный объем материальных благ, который не обеспечивает богатства, но и не дает человеку оказаться в числе деклассиро­ванных, маргинальных классов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал