Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Социально-экономические отношения и государственно-правовое регулирование. 3 страница
В обществах, разделенных на соподчиненные друг другу корпорации, политическую власть контролирует привилегированная община, что также способствует образованию олигархического режима. Внутри корпораций складывается атмосфера почтительности, подчинения авторитетам, власть которых обеспечена традициями, религией, зависимостью рядовых членов общины. Подчинение авторитету, уважение: коллективных интересов считаются более важными, чем забота o частном интересе, чем личная автономия. Право личного выбора второстепенно. Корпоративизм предполагает, что основным полноправным субъектом является община, а не личность. Поэтому политико-правовой статус человека является производным. Он не имеет самостоятельного значения, a прямо или косвенно зависит от принадлежности лица к той или иной корпорации. Признание и защита прав человека зависят от того, насколько это соответствует корпоративным отношениям, общинным интересам. Обычным в корпорациях является разрешение споров, наказание виновных по решению авторитетов общины. Например, внутриобщинные суды действуют в Ливане. Функцией таких судов является не столько правосудие, сколько поддержание мира внутри Обращаться в некорпоративные суды и правозащитные учреждения можно, но не принято. Выиграв частный спор, отстояв свой интерес, лицо может потерять гораздо больше - свое положение внутри корпорации; общинную поддержку. Его действия будут расценены как неуважение к общине, посягательство на ее авторитет, неверие в справедливость порядков и в ее способность поддерживать мир, устранять неправду. В целом следует заметить, что корпоративизм представляет собой не самую лучшую среду для процветания индивидуальной свободы. По мнению P.А.Мюллерсона " в многонациональном государстве обеспечение прав и свобод личности и демократии затруднено по сравнению с мононациональной страной." Корпоративизм сказывается на форме правления, системе органов государства. Так, монархия со священной и незыблемой властью суверена способствует сохранению преимуществ господствующей корпорации, если монарх связан c ней родовыми узами и опирается на ее поддержку. Даже в такой стране, как Бельгия, где сохранились лишь элементы корпоративизма, в 1980 г. принята поправка к конституции, по которой в составе правительства должно быть соблюдено количественное соотношение между двумя основными этническими группами - фламандцами и валлонами B Зимбабве был применен принцип отдельного представительства в Сенате, где часть депутатов избиралась от африканцев, часть от белого населения, а часть - Советом племенных вождей. Палата вождей при Президенте Замбии, учрежденная основным законом 1964 г., формально отражает корпоративно-племенную структуру народа этой страны. Унитарная форма государственного устройства вполне совместима с иерархической корпоративностью. Привилегированная часть общества заинтересована в том, чтобы ее господство обеспечивалось по всей территории государства и поддерживалось сильной центральной властью. Не соподчиненные друг другу корпорации, напротив, нередко склонны к политико-территориальному обособлению. В результате создаются автономии, учреждаются федерации. Компактно проживающая корпорация, получив права автономии либо субъекта федерации, приобретает дополнительные возможности к самосохранению, поддержанию единства. Тяга к обособлению может стать причиной территориального распада государств. Даже спокойная, благополучная Канада находится под угрозой территориального раздела - отпадения франкоязычных территорий от англоязычных провинций. В Бельгии напряженность, постоянно сохранявшаяся в отношениях между национальными группами валлонов и фламандцев, породила автономии, a затем, в период с 1988 по 1993 г. федерализацию этого, некогда унитарного, государства. Лишь в результате длительного взаимодействия, взаимопроникновения общин, укрепления деловых и личных связей, при деликатной или хотя 6ы безразличной политике возможно ослабление корпоративной конфликтности. Очень немногим странам удалось прийти к долговременной политической стабильности, устойчивому территориальному единству в условиях корпоративизма. Конституционно-правовые средства, с помощью которых корпоративные отношения вытесняются и заменяются гражданскими, весьма ограниченны, не дают быстрых результатов. Среди них можно назвать такие, как: - отмена привилегий и титулов (Декларация прав 1789 г.); - запрет рабства или хотя бы ограничение ввоза рабов (Конституция США, часть 1, раздел 9, ст.1); - установление режима равноправия (равенства перед законом и государством) граждан независимо от их происхождения, национальности и иных обстоятельств, связывающих человека c корпорацией; - закрепление свободы совести, веротерпимость как часть политики; - всеобщее, равное избирательное право. Пользуясь этим нравом, человек получает больше возможностей делать самостоятельный, независимый от корпорации политический выбор; ощущает собственную политическую роль; отдаляется от корпораций, приобщаясь к единым для страны интересам, то есть становится больше гражданином, чем частью племени, общины; - контроль государства за внутрикорпоративными отношениями. Например, в Зимбабве с 1980 г. введено правило o назначении вождей племен актом президента, издаваемым на основании решения парламента. B результате получение племенного лидерства стало зависеть не только от корпоративной поддержки, но и от государства, прямой запрет корпоративности (запрет каст в Индии), - некоторые проявления корпоративности, например расизм, преследуются как наиболее тяжкие - " неоправдываемые и не подлежащие прощению преступления" (Конституция Бразилии, разд. XII, ст. 5). B результате длительного применения подобных мер корпоративизм в обществе иногда- утрачивает определяющее значение, заменяется гражданскими отношениями. Вместе c тем, проблему вытеснения корпоративизма иногда решают " быстрыми", радикальными средствами, в результате которых более или менее прочно устанавливается иной, не корпоративный тип коллективизма. Некорпоративный или универсальный коллективизм наблюдается в тех обществах, где определенно утвердился приоритет национальных интересов над групповыми и личными. Универсальный коллективизм и корпоративность совместимы. Так, идеал фашистской Италии, где первостепенными были интересы нации, допускал корпоративное строение общества. Социалистическая идеология делит общество на классы и " прослойки". В японском обществе довольно отчетливо выделяются внутренне обособленные, по-семейному организованные коллективы крупных компаний, сельские, иногда и городские соседские общины. Но особенность универсального коллективизма такова, что при нем группы и отдельные члены общества связаны едиными приоритетами. Отдельные части общества состоят в союзнических отношениях. Социальным стержнем коллективизма могут быть привилегированные группы, но бывает и так, что объединительная инициатива исходит от народа, широких слоев общества. В первом случае политический режим приобретает облик олигархии - власть привилегированных при относительной поддержке всего общества (поздний СССР, Япония). Если же коллективизм возник как единство низших слоев общества, то весьма вероятно возникновение автократии - власти национального лидера c опорой на большинство общества (правление Цезаря, Наполеона, Сталина, Мао Цзэдуна, Аятоллы Хомейни, M. Каддафи). Если образуется олигархия, то наиболее ожидаемы формы правления с коллегиальной структурой высших государственных органов, с политически верховным парламентом, коалиционным правительством. Автократия при коллективизме с большей вероятностью примет форму правления, обеспечивающую верховенство главы государства (президентская республика, исламская республика, возглавляемая политическим религиозным лидером). Коллективизм допускает любую форму государственного устройства, если права территорий не ограничивают фактический контроль государства над местными делами. Статус личности обычно основан на официально заявленном принципе равенства. Вместе с тем, могут устанавливаться правовые и политические ограничения для тex категоpий лиц, настроения и деятельность которых, по мнению государства, противоречат общенациональным приоритетам. Если же коллективизм устанавливается в виде общенационального, патриотического " единения" аристократических и нижерасположенных сословий, то вполне вероятно, что принцип юридического равенства не будет признан даже формально. Поддержку и признание находят те права, которые соответствуют " экономическому процветанию" нации, ее стабильности, завоеванию " жизненного пространства", сохранению " моральнополитического единства" и прочим целям, которые ставит обладатель власти. Например, право на участие в общественных объединениях считается не формой личной свободы, a " средством мобилизации трудящихся на решение задач революции.. B условиях универсального коллективизма трудно ожидать от судов и иных правозащитных институтов высокой активности. Защита индивидуальных прав и интересов достигается преимущественно через обращения к правительственным учреждениям. Судебное обжалование действий отдельных чиновников - редкое событие. Жалоба на чиновничий произвол перспективна, если подавший, защищая себя, доказывает несовместимость действий чиновника с общественными и государственными интересами. Если социально-политическое единство исчерпывается под давлением трудноразрешимых общественных противоречии, универсальный коллективизм разрушается. Его разрушение бывает революционным и приводит к pacпaду общecтвa на корпорации или же к образованию общества пepeходного типа, где индивидуалистическое начало и коллективизм сосуществуют. Общество переходного типа может постепенно переродиться в гражданское. Но столь же вероятно восстановление коллективизма на новых объединительных началах. Структуру общества характеризует также состав образующих его слоев, классов. Общественные группы имеют политические предпочтения и особенности в поведении. Вышеупомянутый средний слой общества составляет группу людей, не имеющих каких-либо заметных преимуществ, но уверенных в собственной социально-экономической самостоятельности. Это влияет на политическое поведение. Тоталитарный режим обычно не вполне устраивает средний слой, так как эта система правления стесняет его инициативу. Если средний слой становится многочисленным, a его запросы не находят ответа y власти, поведение этого класса может быть дестабилизирующим, разрушительным для тоталитарной государственности. Это подтвердили Французская революция, послевоенная Южная Корея и другие примеры. Вместе c тем, в средних слоях высока готовность поддержать обильный правопорядок, если его условия отвечают ожиданиям большинства этого класса. Интересы среднего слоя нуждаются в юридической защите и уважении со стороны государства. Средний класс располагает только легальными способами достижения своих интересов, так как он слишком многочислен, a каждый его член не настолько богат и авторитетен, чтобы рассчитывать на силу, привилегии и исключения. Средний класс заинтересован, чтобы " государство как можно менее стесняло нравственный внутренний мир человека... и вместе c тем обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей." У других общественных групп нет осознанных и перспективных политико-правовых интересов (низшие слои), или же эти интересы есть, но привилегированное положение позволяет добиваться своего и без помощи парламентов, правозащитных органов. Элита, бюрократия имеет заведомые преимущества, а потому заинтересованность в конституции, демократии у нее не столь велика, как у среднего класса. От среднего класса можно ожидать поддержки демократического конституционного cтpoя. Однако историко-культурные, религиозные традиции порою ограничивают его конституционные побуждения. Тогда вероятно установление " ограниченной", " контролируемой демократии". B таких режимах формируется незавершенная конституционность. Она заметно отличается от сложившихся на Западе представлений o конституции. Подобные политические режимы можно наблюдать на примере Японии, Южной Кореи, Тайваня и многих других индустриально развитых стран Азиатскотихоокеанского региона. Отдельную общественную группу составляют представители творческих, интеллектуальных профессий, духовенство и иные категории лиц, которых условно можно обозначить как слой интеллектуалов. He обязательно принадлежность к слою интеллектуалов связана c " умственной" профессией. Профессиональный признак играет исключительную роль, но поведение человека определяет все же его мироощущение. Именно интеллектуально-духовные потребности и интересы обособляют эту часть общества. Подобно среднему классу, интеллектуалы обыкновенно нуждаются во внешней свободе. Гениально одаренные люди могут реализовать свои таланты при самых неудобных обстоятельствах. Ho основная часть интеллектуалов (журналисты, рядовые ученые, студенты), как правило, заинтересована в духовной, мыслительной свободе; которая возможна при условии, если имеются хотя 6ы минимальные политические условия для творческих изысканий, " вольнодумства". Усилиями интеллектуалов создается конституционная; демократическая идеология. Но работа интеллектуалов, одержимых идеей миссионерства, нетерпимостью, комплексом вины, c одинаковым успехом может быть использована как философское, религиозное оправдание радикальных разрушительных политических движений. В тоталитарных режимах политическая власть обычно получает от интеллектуалов необходимую, идеологическую аргументацию и духовную поддержку. Если между властью и влиятельной частью интеллектуалов устанавливается союз или они попадают под покровительство власти и получают некоторую возможность самовыражения, то даже тоталитарный режим имеет шанс удовлетворить потребности этого класса. " Большинство преподавателей университетов, настроенных, как правило, антилиберально, антидемократически и антисемитски, способствовали подрыву демократического режима. В большинстве своем профессора были фанатичными националистами, жаждавшими возрождения консервативной Монархической Германии." B обмен на получаемые услуги субъект власти должен допустить некоторую независимость интеллектуалов (например, автономия университетов, церкви). Это, конечно, рискованно, так как интеллектуалы легко изменяют своему покровителю-диктатору. При всех оговорках, есть много поводов считать интеллектуалов группой, которая наряду со средним классом оказывает стабилизирующее, конструктивное и, вероятно, демократическое влияние на государственность. Даже в Китае это наблюдение отчасти подтверждается. Так, в 1984 г. ассоциация китайских писателей " призвала коммунистическую партию отказаться от идеологических ограничений свободы творчества." Во всяком обществе присутствует категория людей, составляющая сословную, родовую, политическую, интеллектуально-духовную, финансово-экономическую, военную элиту. С одной стороны, элита неизбежно составляет необходимую группу общества. Именно элита вырабатывает и предлагает обществу ответственные политические решения. Обычно она заинтересована в стабильности государства, политического строя. " Массы косны и недальновидны... и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность", - замечал 3. Фрейд. Элита компенсирует недостаток самоорганизации общества. Без элиты общество беззащитно перед государством, не привыкшим к демократии. Такое государство может встретить в элитарных слоях соперника: По словам Б. Н. Чичерина " только исторические привилегии крепкого и связанного внутри себя аристократического сословия могут при неограниченном правлении сдерживать произвол бюрократии и доставлять некоторое ограждение свободе". Элита бывает ответственной и открытой. Тогда ее лидерство будет созидательным и, скорее всего получит поддержку. Общество воспримет его спокойно. Такими качествами в целом обладают открытые, постоянно обновляемые элитарные слои американского общества. Довольно высокий авторитет смогла обеспечить себе французская бюрократия. B некоторых монархиях Персидского залива аристократическая и религиозная элита также является довольно авторитетной, хотя ее вряд ли следует считать открытой. Именно социально ответственную элиту имел в виду Б. Н.Чичерин, характеризуя ее способность " понимать истинные потребности государства как высшего органического союза." " Государство " не может обойтись без способности; способность же принадлежит не количеству (не всему обществу - А. К.), a качеству" - элите. Ho случается, что элиты, особенно стареющие, показывают свою недееспособность, злоупотребляют привилегиями. Общество может отвернуться от такой элиты, усомниться в ее моральных правах на высокое социальное положение. Это подготавливает удары по политическому строю, делает государство нестабильным. Если общество ниспровергает элиту, то из хаоса нестабильности рождается новый элитарный слой. Молодая элита редко бывает более разумной и конструктивной, чем предыдущая. Формирование социально ответственного элитарного слоя происходит постепенно. Новой элите нужно время, чтобы найти баланс между своими выгодами и обязанностями перед обществом, понять необддимость самоограничения в пользовании преимуществами. В течение этого периода отсутствие полноценной элиты препятствует стабильности государственного строя и даже развитию конституционных традиций. Хоть сколько-нибудь рациональное, демократическое или нет, государственно-правовое регулирование дает элитарному слою поддержку, способствует его формированию. Назовем некоторые прямые или косвенные преимущества, обеспечивающие лидерство элиты: - часть депутатов парламента или же одна из палат избирается элитарными слоями (аристократической курией); - запрещается отзыв депутатов парламента. Это дает наиболее заметным представителям общества некоторую независимость от изменчивого общественного мнения, возможность под собственную ответственность вершить политику; - устанавливается система экзаменов для замещения государственных должностей, требующая профессионализма, образованности и прочих подобных качеств; - отбор кандидатов на замещение судейских должностей осуществляется из числа лиц, обладающих высоким профессиональным и моральным авторитетом; - имущественные цензы на участие в выборах или залог как условие выдвижения кандидатуры на выборную должность; - закрепляемое законом господствующее положение авангардной партии; - замещение государственных должностёй в зависимости от партийной принадлежности; - система государственных наград, титулов, званий, привилегий. Политическое поведение общественных групп различается зависимости от их приближенности или удаленности от государства, институтов власти. Определенные политические манеры свойственны бюрократическому и армейскому сословиям. Маргинальным и люмпенизированным слоям также присущи особенности поведения в политических отношениях. Бюрократический и армейские социальные слои больше других приближены к государству, органически связаны c системой власти. Случаи социализации (превращения в общественный слой) чиновничества и военных сплошь и рядом встречаются в мировой истории. B средневековой Корее " бюрократия буквально и фактически образовала правящий класс", " ограничивая саму королевскую власть." " Совсем не обязательно управленческий аппарат и вооруженные силы образуют обособленную социальную группу. Но если условия жизни чиновников и офицеров существенно отличают их от других частей общества, a сама нация слабо политически организована или разрознена, то появляются причины к обособлению военных и гражданских служащих в социальный класс c собственными настроениями, склонностями; политическими интересами. Высокоорганизованные, обладающие средствами принуждения, эти слои получают заведомые преимущества. Чиновничество и армейское сословие могут добиться контроля над государством и обществом, стать фактическим носителем власти. Характер использования военными и администраторами преимуществ зависит от степени их гражданственности, ответственности. Для бюрократов характерен повышенный интерес к государственно-политической стабильности. От них можно ожидать настойчивости в защите своих привилегий. Сохранение политических и социальных преимуществ может оказаться самоцелью чиновничества, a само оно способно встать над обществом, выйти из-под контроля. Армейские слои меньше расположены к увековечению своего правления. Государственный строй в условиях военного режима не так стабилен, как при бюрократическом правлении. Обычно общество c опасением и неприязнью воспринимает постоянную угрозу вооруженного насилия. Вместе с тем, военные больше способны к бескорыстию, чем бюрократия. Часто они проявляют глубокую заинтересованность в судьбе нации, иногда имеют демократические настроения и намерения. Чиновничество и военные могут образовать союз, в котором они взаимодополняют друг друга. Бюрократия получает поддержку вооруженных сил, a армия-сословие, не приспособленная к гражданскому управлению, использует административные навыки и общественное положение бюрократии для упрочения своих политических позиций. Такого рода отношения установились в Республике Корея, на Тайване, в Индонезии, некоторых африканских странах. В обществах, способных к политическому самоуправлению, стараются воспрепятствовать превращению администрации и вооруженных сил в социальный класс. Используются меры, изолирующие армию и чиновничество от политики, ставящие их под гражданский контроль, обеспечивающие их открытость: - ограничения на участие в выборах, вплоть до прямого запрета; - несовместимость депутатского мандата c замещением государственной должности; - запрет политических организаций в армии и государственном аппарате; - обязанность чиновников сохранять политическую нейтральность, запрет содействия каким-либо политическим группам - " Манифестации... в поддержку политических партий безусловно запрещены для всех судей, всех военнослужащих; всех служащих органов государственной безопасности, a также для государственных служащих...; запрещается всякая деятельность в пользу политических партий для служащих органов юридических лиц публичного права, государственных предприятии и органов местного самоутнравления." (Ст. 29. Конституции Греции. Ст. 7 Конституции Кореи 1987 г. содержит аналогичную норму): - назначение гражданских лиц на должность министра обороны; - всеобщая воинская обязанность связывает армию и общество многочисленными личными отношениями; - организация обороны на принципах народного ополчения (Швейцария); - финансовый контроль парламента, ограничивающий расходование средств на содержание армии и государственного аппарата, прямые сокращения численности военнослужащих и гражданских чиновников; - ограничения, установленные законом на применение вооруженных сил, объявление военного положения, комендантского часа; - устранение социального, имущественного неравенства между средним классом, чиновничеством и военнослужащими, что препятствует их обособлению от общества (регулирование доходов, облегченный доступ к жилью, образованию и т.п.); - выборность чиновников; - подконтрольность бюрократии и армии парламенту, правоохранительным органам, средствам массовой информации; - гражданский, общественный, частный контроль за деятельностью административных органов. Например, Административный процессуальный акт 1946 г. ввел в США принцип ответственности чиновников перед обществом, обязывает органы управления информировать общество oбo всех своих решениях, a суды признают недействительными келейно, корпоративно принятые и неопубликованные решения. Конституции Венесуэлы и Коста-Рики вообще запретили само существование армии. B отличие от бюрократии и армейского сословия, люмпенизированные и маргинальные общественные группы обычно отстранены от политики и не принимают конструктивного участия в государственных делах. Это можно предположить из самого определения данных классов. Маргиналы (от лат. margo - край, граница) - люди, попавшие в крайнее, неопределенное состояние. Разорившиеся или едва сводящие концы c концами мелкие собственники; люди, отодвинутые за границу активной социальной жизнедеятельности из-за особенностей характера, физических и психических недостатков, деловых, семейных, творческих неудач. B состав маргиналов могут входить не только горожане, но и сельские жители, не достигшие хозяйственного и социального успеха. Люмпены - городские бродяги, нищие, воры, которые иногда осознанно, но, как правило, по стечению обстоятельств оказываются в положении " отверженных". Подавленность, апатия, ощущение безнадежности, безразличие и агрессия - это типичные эмоциональные состояния маргиналов и люмпенов. Обычно они не ожидают от государства и общества помощи, не ждут того, что им удастся законно, безопасно и без ущерба достоинству разрешить свои проблемы и заботы. Естественно, подобные настроения и фактическое положение этих групп не позволяют им принимать действительное участие в политических, государственных делах. Ha маргиналов и люмпенов нельзя рассчитывать как на заинтересованных граждан. Для них любой политический режим либо безразличен, либо враждебен. От этих социальных групп нельзя ожидать содействия в формировании конституционного демократического строя, равно как и иных типов государственности. Например, маргинализированная часть бразильского народа, не обладающая политическим опытом, " поглощенная главным образом каждодневной заботой о хлебе насущном, приняла конституционную реформу (принятие конституции 1988 г.- А. K.) пассивно". В периоды экономических и прочих кризисов ряды людей, находящихся в маргинальном состоянии, пополняются. У люмпенов и маргиналов более или менее постоянно сохраняется готовность к отысканию виновников их бедственного положения, к агрессии. Вывести человека из маргинального состояния крайне сложно, но воспользоваться его враждебностью, придать ей определенное направление вполне возможно. Человек, оставленный без помощи и моральной поддержки, готов поверить, что виновником его неустроенности является какая-то враждебная сила. Если указать ему " врага" и предложить вступить в борьбу за справедливость, то негодование, агрессию маргинала можно сделать управляемыми. Радикальные политические организации и лидеры либо корыстные политики нередко пытаются использовать эту возможность. И если численность люмпенов и маргиналов достигает некоторого критического значения, государственность встречает угрозу. Существование этого общественного слоя иногда подвигает государства к принятию мер, которые, независимо от степени их гуманизма и демократичности, предположительно ограждают государственность от потенциальной угрозы: - установление контроля, вплоть до запрета политических организаций, основанных на популизме, преследующих радикальные цели и ориентирующихся на использование энергии социально ущемленных групп c целью насильственного изменения государственного строя; - ограничение свободы люмпенов (принудительные общественные работы, преследование за бродяжничество, нищенство); - учреждение ночлежных домов, столовых и больниц для бедных; что в какой-то мере облегчает существование люмпенов; - отстранение люмпенов от политики. Имущественные цензы, регистрация избирателей по постоянному месту жительства, которого люмпены зачастую не имеют, ограничивают участие этой категории населения в выборах; - лишение банкротов избирательного права, цензы оседлости и прочие ограничения. Многие, в том числе экономически благополучные, демократические государства занимают активную позицию в области социальной политики, позволяющую c большим или меньшим успехом предотвратить распространение бедности, рост числа маргиналов. Борьба c безработицей и содействие в профессиональной подготовке, поддержка просвещения, жилищноё строительство, оказание медицинской помощи, социальные пособия и прочие подобные мероприятия, может быть, и преследуют гуманистические цели, но вместе c тем; как 6ы попутно, имеют определенные политические последствия. Масштабы социальной деятельности государств и принципы, которых они придерживаются при оказании помощи маргиналам, различаются. Так, уже в средневековой Англии, в 1597 г. был издан акт o борьбе с бедностью, вследствие которого фактические нищие (люмпены) и потенциально нищие (маргиналы) принудительно трудоустраивались к частным нанимателям либо в общественные работные дома.'' Социалистические государства планируют усредненный уровень потребления и довольно последовательно поддерживают его за счёт общественных ресурсов. Основная масса населения, имеет право на гарантированный объем материальных благ, который не обеспечивает богатства, но и не дает человеку оказаться в числе деклассированных, маргинальных классов.
|