Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История славянской печатной Псалтири: московская традиция xVI-XVII веков: простая Псалтирь






ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Владимирович

 

 

Специальность 10.01.01 – русская литература

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора филологических наук

Санкт-Петербург
2008

Работа выполнена в Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор А. А. Алексеев
доктор филологических наук, профессор А. В. Пигин
доктор филологических наук С. И. Николаев

Ведущая организация:
Новосибирский государственный университет

Защита состоится 14 апреля 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д. 002.208.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН по адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пушкинского Дома.

Автореферат разослан «__» октября 2008 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета

к. ф. н. С. А. Семячко

 

Изучение древнерусского книжного наследия долгое время было связано с особым вниманием к оригинальным литературным памятникам той поры, из-за чего вне поля зрения исследователей во многом оставалась важнейшая составная часть книжности русского средневековья – богослужебные книги, текст которых не только имел несомненное влияние на литературные опыты древнерусских книжников, но и зачастую в виде цитат становился их составной частью. В наилучшем положении оказались те богослужебные книги, основу которых составляли библейские тексты, – Апостол, Евангелие и Псалтирь, однако и их изучение проводилось, как правило, лишь с точки зрения истории славянских переводов библейских текстов, причем это характерно как для работ XIX – начала XX в. (применительно к истории Псалтири см. работы Вс.И.Срезневского, Амфилохия (Казанского-Сергиевского), И.В.Ягича, Е.Ф.Карского, В.А.Погорелова, С.Н.Северьянова), так и для тех, которые появляются в настоящее время (см.: И.Боюклиев, Й.Хамм, М.Альтбауэр, И. Карачорова, Е.В.Чешко, М.Мак Роберт, Р.Штихель и др.).

Главной причиной интереса лишь к библейскому тексту при рассмотрении богослужебных книг, нужно думать, было то, что они дошли до наших дней в довольно большом количестве экземпляров. Именно это вынуждало исследователей ограничиваться рассмотрением только их основы – библейских текстов, отказавшись от комплексного монографического изучения содержащих их книг. Примечательно, что даже тогда, когда факты служебного приспособления этих текстов отмечались специально, исследователей привлекал только сам библейский текст, но не его существование в составе богослужебной книги, в единстве с другими ее частями, которые по объему, как в случае с Псалтирью, могли его превосходить.

Тем же самым следует объяснять и традиционное невнимание к печатному воспроизведению богослужебных книг, тем более что их типографскую историю (естественно, более позднюю, чем рукописная) обычно рассматривают лишь в аспекте унификации текста книги, заведомо предполагая его сравнительное однообразие в разных изданиях. Итогом подобного отношения к печатным Псалтирям стало то, что они подвергались только библиографическому изучению, причем попытки их привлечения для сопоставления с рукописными книгами обычно заканчивались выбором случайных изданий, что вело к не вполне достоверным выводам.

При этом даже библиографическое изучение изданий простой Псалтири нельзя признать удовлетворительным, хотя первые сведения о них появились довольно давно, вместе с указателями, посвященными книгам, которые были напечатаны кирилловским шрифтом. Этому способствовала недостаточно хорошая сохранность экземпляров печатной Псалтири, отмечавшаяся библиографами уже в середине XIX в., и, как показало время, весьма плохое знакомство с теми богатствами, которые хранились в библиотеках и архивах. Таким образом, несмотря на то, что Псалтирь занимала одно из первых мест среди книг, с которыми обычно связывают рассмотрение древнерусской книжной культуры, она до сих пор остается в числе наименее изученных ее памятников.

Тем самым обеспечивается актуальность и новизна диссертационного сочинения, главным предметом изучения в котором стала традиция издания простой Псалтири[1] в Москве в XVI – XVII вв., т.е. начиная с первых печатных опытов в пределах Московского государства и кончая временем петровских реформ. При этом в работе было предпринято как раз всестороннее, комплексное исследование этой традиции, рассмотрение Псалтири не только с точки зрения истории бытования одного из текстов, являвшихся составной частью Библии, но и как самостоятельной книги, своеобразного богослужебного сборника, одного из наиболее употребительных в богослужении и быту средневековой Руси.

Постановка подобной цели исследования определила и его задачи, среди которых можно назвать:

1) выработку методики изучения печатной традиции книги;

2) выявление и описание всех сохранившихся изданий московской простой Псалтири XVI – XVII вв.;

3) изучение на примере изданий Псалтири приемов организации и оформления книги, а также их развития на московском Печатном дворе в течение указанного периода;

4) анализ изменений состава Псалтири и установление их связи с развитием издательской программы московского Печатного двора;

5) анализ изменений текста Псалтири в связи с историей исправления в Москве богослужебных книг;

6) определение места московской печатной Псалтири в древнерусской книжности XVI – XVII вв. и в культуре более позднего времени.

Основным методом исследования стало комплексное изучение московских изданий XVI – XVII вв., сочетающее в себе их историко-литературный, сравнительно-типологический, книговедческий и источниковедческий анализ. Эта методика, во многом применяемая и при рассмотрении рукописного наследия, была использована в работе с учетом тех особенностей, которые характеризуют историю создания и бытования печатных книг.

Материалом исследования стали 59 изданий простой Псалтири, около 400 экземпляров которых были просмотрены в крупнейших хранилищах Петербурга (РНБ, БАН, СПбГУ, ИРЛИ, СПбДА, ГМИР) и Москвы (РГАДА, РГБ, ГИМ, МГУ, ГПИБ), а также в некоторых других библиотеках, располо-женных в Екатеринбурге (ЛАИ УрГУ), Казани (НБ Казанск. ГУ), Лондоне (Британская библиотека), Новосибирске (ГПНТБ, ИИ СО РАН) и Петрозаводске (НБ Петрозаводск. ГУ). Таким образом, в процессе работы были описаны и изучены в том числе и 10 изданий, не учтенных А.С.Зерновой в ее сводном каталоге книг московской печати XVI – XVII вв.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут использоваться в общих курсах истории литературы и книжности Древней Руси, библеистики и истории книгопечатания. Разработанная методика анализа печатной книги как источника для истории книжной культуры может быть применена в специальных работах, посвященных этой теме. Введение в научный оборот новых изданий и более полное описание уже известных книг позволит использовать материалы исследования в том числе и как справочное пособие при библиографической обработке памятников древнерусского наследия.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях Отдела древнерусской литературы ИРЛИ, а также были изложены в нескольких десятках докладов на международных и всероссийских научных конференциях, в том числе на традиционных Малышевских чтениях (С.-Петербург, 1987, 1990, 1992, 1993, 1998, 2001, 2005), на 3-м международном симпозиуме «Традиционная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Африки» (Новосибирск, 1990), на Чтениях по древнерусской литературе (Новгород, 1995), на международной научно-практической конференции «Древнерусская книжная традиция и современная народная литература» (Нижний Новгород, 1998), на Третьих встречах палеославистов (Вюрцбург, 2000), на международной конференции «Редкие фонды в научных библиотеках высших учебных заведений. Проблемы сохранности, изучения и использования в 21 веке» (Москва, 2002), на конференции «Патриарх Никон и его время» (Москва, 2002), на международном научном симпозиуме «Роль славистики и византиноведения в формировании европейской культуры» (Москва – Углич – Москва, 2004), на ежегодных конференциях «Книжные редкости Российской национальной библиотеки» (С.-Петербург, 2004, 2006), на международной научной конференции «Вторые Ремезовские чтения. Провинция в русской культуре» (Тобольск, 2005), на 10-й и 11-й ежегодных конференциях Российской библиотечной ассоциации (С.-Петербург, 2005; Екатеринбург, 2006), на международной научной конференции «Древнерусское духовное наследие в Сибири. Научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России» (Новосибирск, 2005), на Федоровских чтениях (Москва, 2007).

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и четырех приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал