Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДОЛОГИЯ — учение о способах организа­ции и построения теоретической и практической дея­тельности человека.




МЕТОДОЛОГИЯ — учение о способах организа­ции и построения теоретической и практической дея­тельности человека. Философия выявляет обществен­но-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от харак­тера разрешаемых ими проблем. В границах обслужи­вания типовых программ деятельности смысл М. сво­дим к обеспечению их нормативно-рационального по­строения. Общественно-историческая и культурная обусловленность М. выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых ме­тодологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем М. сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др. Специфический подход к проблеме предлагает системо-мыследеятельностная М. Сложность отношений М. и философии, как известно, определялась тем, что и М. может трактоваться с позиции философии, и фило­софия может характеризоваться в рамках некоей обоб­щенной М. Пока в науке доминировала вера в незыбле-

мые познавательные стандарты, философия реконстру­ировалась в категориально-понятийных комплексах общей М. познания. Но поскольку в 20 в. познаватель­ные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познаю­щего субъекта и от типа познаваемых объектов, по­стольку в основаниях М. выявились социально-исто­рические, человеческие, личностные, культурные из­мерения, потребовалось их принципиально иное фило­софское осмысление. В этом плане М. обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводя­щихся репертуаров и процедур деятельности людей. В развитии современной М. все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных про­блем, культурно-исторической природой познаватель­ных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включени­ем в структуру М. философских представлений. Мето­дологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятель­ности, создаваемые людьми для обновления и воспро­изводства социального бытия. Задачей М. становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. М. становится важным пунк­том осмысления и переосмысления современной куль­турной проблематики. Внимание М. к схемам обыден­ного поведения и к мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Дейст­вия и поступки людей, их общение и мышление утра­чивают черты естественности стереотипных актов. Ав­томатизмы человеческого бытия уступают определяю­щую роль всевозрастающей совокупности оригиналь­ных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач. Осуществле­ние новых нетрадиционных схем деятельности стано­вится уделом все большего числа людей. Эффектив­ность этой работы — это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя жи­вет и трансформируется в значительной мере благо­даря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественно-гуманитарные измерения М.

A.A. Грицанов


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал