Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право Российской империи в период абсолютизма 179






зывают полицейским. Причина не только в дотошном вмеша­тельстве государства во все сферы общественной и частной жизни, но и в том, что именно в этот период впервые были созданы профессиональные полицейские органы.

В конце XVII в. полицейско-карательные функции осу­ществляли Разбойный и Земский приказы. Наиболее серьез­ные дела разбирались в Приказе тайных дел. Несколько позже политические процессы переходят в Преображенский приказ.

В 1718 г. была образована Тайная канцелярия, ликвидиро­ванная в 1726 г. В 1729 г. ликвидируется Преображенский приказ, и розыскные функции передаются Верховному Тай­ному совету, а с 1731 г. — Канцелярии тайных розыскных дел.

Собственно, полицейские органы первоначально созда­ются в Петербурге и Москве: в 1718 г. в Петербурге утвержда­ется должность генерал-полицмейстера, в 1722 г. — должность обер-полицмейстера в Москве. В своей деятельности они опирались на канцелярии полицмейстерских дел, старост улиц и выборных десятских.

Уже в 1733 г. в 23 городах существовали полицмейстерские конторы во главе с полицмейстером. Полиция имела воору­женные формирования. В компетенцию полиции входили охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоу­стройство, противопожарные мероприятия. В следственном процессе полиция выполняла функции дознания.

В области судебного процесса уже с конца XVII в. господ­ствуют принципы розыска, «инквизиционный»процесс. В 1697 г. принимается указ «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...»

Розыскные начала вводились также в гражданские споры. Регламентация этого вида процесса давалась в специальном «Кратком изображении процессов или судебных тяжб».

Процесс делится на три части: первая начиналась фор­мальным оповещением о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика; вторая — собственно, разби­рательство — длилась вплоть до вынесения приговора; тре­тья — от вынесения приговора до его исполнения.

Оповещение о явке всех заинтересованных в деле лиц в суд делалось официально и в письменной форме. Претензии


челобитчика и пояснения ответчика также были письменны­ми и протоколировались.

В процессе не допускалось представительство. Исключе­ние составляло представительство одной из сторон по причи­не болезни и невозможности откладывания слушания дела.

Закон допускал отвод судей при наличии на то особых оснований: нахождение судьи «в свойстве»с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств.

Первая стадия заканчивалась на ответе ответчика. Такой ответ мог быть «повинным», ответчик мог «запереться»или признаться, но с указанием новых обстоятельств дела.

Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказа­тельств. Различались четыре вида доказательств — собствен­ное признание, свидетельские показания, письменные дока­зательства, присяга.

«Царица доказательств» — собственное признание. Для его получения могла применяться пытка. Пытка не являлась внепроцессуальной мерой, она подвергалась законом тща­тельной регламентации: пытали соразмерно занимаемому чину и сословию (дворян как людей «деликатного сложе-ния»пытать следовало не так жестоко, как крестьян), возрас­ту (лиц старше семидесяти лет пытке не подвергали, так же как и недорослей, не достигших пятадцатилетнего возраста), состоянию здоровья (нельзя было пытать беременных жен­щин). Пытать можно только определенное число раз, после каждой процедуры испытуемому давали возможность опра­виться и подлечиться. Пытать могли и свидетелей.

Свидетельские показания не были равноценными. Преж­де всего, существовала возможность вовсе отвести свидетеля, например, по мотивам его родства с одной из сторон. Негод­ными свидетелями считались лица, не достигшие пятнадца­тилетнего возраста, и клятвопреступники, признанные тако­выми по суду, проклятые церковью, клейменые, шельмован­ные, судимые за разбой, воровство и убийство, прелюбодеи, иностранцы, о которых нет достаточных сведений.

Свидетелей допрашивал только судья и только в суде (знатным особам разрешалось давать показания на дому).

В рассматриваемый период господствующей становится



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал