Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От февраля к октябрю 1917 г. Выбор пути развития






Завершившаяся революция поставила перед страной проблему выбора дальнейшего пути развития. Ситуация двоевластия создала условия для формирования двух возможных альтернативных путей развития страны: 1) постепенное реформирование страны путем развития западного парламентского типа демократии через деятельность Учредительного собрания; 2) передача всей власти Советам и движение в сторону народовластия в форме Республики Советов. В условиях двоевластия произошло усиление политической борьбы. Каждый политический лагерь отстаивал свой вариант развития страны.

После отречения Николая II прекратили деятельность партии и организации консервативного направления (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела, Русская монархическая партия и др.). Некоторые из них примкнули к кадетам, сохранившим свое влияние и оказавшимися на крайне правом фланге.

Острый политический кризис переживали праволиберальные партии – октябристов (лидер – А.И.Гучков) и прогрессистов (лидер – А.И.Коновалов). Большинство деятелей этих партий, в том числе А.И.Коновалов, перешли к кадетам. Часть прогрессистов выступила летом 1917г. под названием Радикально-демократической партии во главе с И.Н.Ефремовым и Д.Н.Рузским.

На основе Конституционно-демократической партии (общая численность весной 1917г. – более 70 тыс. человек) сформировалось Временное правительство. Оно заняло ведущее место в системе политических сил страны (лидер –П.Н.Милюков).

Кадеты выдвинули идею развития Российского государства по западному образцу на парламентарной основе. Они высказались за демократическую парламентскую республику и «левый блок» с умеренными социалистическими партиями. В числе лозунгов партии оставалось требование продолжения войны до победного конца, сохранения единой и неделимой России. Аграрный вопрос кадеты предлагали решить путем национализации помещичьей земли за выкуп и передачи ее в бесплатное пользование общинам, а также хуторянам и отрубникам.

Наиболее массовыми были партии умеренных социалистов: эсеров (численностью, по разным данным, от 800 до 1 млн. чел., лидеры – В.М.Чернов, Н.Д.Авксентьев) и меньшевиков (РСДРП, численностью до 200 тыс. чел., лидеры – И.Г.Церетели, Ф.И.Дан). Свою ближайшую задачу умеренные социалисты видели в дельнейшем углублении социально- демократических реформ на основе «широкой общенациональной демократической коалиции с участием буржуазии и пролетариата». Основу политической платформы этой группы политических партий составлял принцип «революционного оборонничества», т.е. продолжения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод.

В области аграрной политики эсеры отстаивали требование социализации земли (ликвидации частной собственности на землю, превращая ее в общенародное достояние, уравнительное распределение земли по трудовой норме). III съезд партии эсеров поддержал лозунг национализации земли и наделения крестьян землей без компенсации бывшим владельцам.

Меньшевики выступали с требованием муниципализации земли, т.е. после конфискации передачи ее в распоряжение местных органов самоуправления для распределения участков пользователям. При этом обе партии отвергали насильственные захваты земель, а окончательное решение аграрного вопроса откладывалось ими до созыва Учредительного собрания.

Радикальное направление в послефевральском политическом спектре было представлено большевиками (РСДРП (б)), левыми эсерами и анархистами. Большевистская партия к февралю 1917г. насчитывала 24- 25 тыс. человек (лидер – В.И.Ленин). Руководство партии после возвращения Ленина из эмиграции (3 апреля 1917г.) отказалось от идеи сотрудничества с умеренными социалистами и на своей апрельской партконференции провозгласило стратегию перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической. В качестве новой формы государственной власти предлагалась диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

В.И.Ленин предложил тактику мирного перехода ко второму этапу революции путем разоблачения «империалистической сущности» Временного правительства и завоевания большинства в Советах.

В аграрной части своей программы большевики отстаивали идею ликвидации частной собственности на землю, немедленной конфискации земли помещиков, превращения ее в собственность государства и передачи в распоряжение местных органов власти, не дожидаясь Учредительного собрания.

Кроме того, в России в 1917г. было 12 национальных социал-демократических партий (армянская, белорусская, еврейская, грузинская, латвийская, литовская, украинская, эстонская). Их программы провозглашали борьбу за социализм, но после часть из этих партий перешла на позиции поддержки своих правительств.

Первые эсеры (Б.Д.Комков, М.Н.Спиридонова) по многим вопросам поддерживали большевиков, призывая рабочих не доверять Временному правительству и брать власть в свои руки.

Февральская революция дала начало новому этапу анархистского движения в России. Из эмиграции вернулись руководители движения – П.А.Кропоткин, П.А.Аршинов, Л.Черный. Уже в апреле 1917 г. анархисты выдвинули задачу перехода к новой социальной революции, что означало призыв к свержению Временного правительства и немедленному захвату фабрик и заводов рабочими. Анархисты в своей борьбе использовали такие методы, как террор, погромы, налеты.

Следует учитывать, что участие многих партий в политической жизни страны было незначительным, и они не оказывали никакого влияния на развитие революции.

Временное правительство поддерживали политическая элита, интеллигенция, предприниматели, некоторая часть рабочего класса и крестьянства, но оно не имело достаточно широкой социальной опоры на местах. Не обладая аппаратом принуждения, правительство не смогло установить действенный контроль над ситуацией в регионах. Это положение обусловило характер внутренней политики Временного правительства, стремившегося решить ряд социально-политических и экономических задач.

Основная задача Временного правительства сводилась к организации подготовки выборов в Учредительное собрание, которое должно было решить будущую судьбу России, принять решение о новом государственном устройстве, создании новых постоянных органов власти. Временное правительство, сформированное недемократическим путем, не вправе было, по мнению входивших в него либералов, взять на себя проведение коренного переустройства России. Назначенные на сентябрь выборы в Учредительное собрание затем были перенесены из-за затянувшихся переговоров с Советами о составе избирательной комиссии и надежды демократов провести выборы после политической стабилизации в стране.

Социально-политический курс правительства был направлен на проведение демократических преобразований и достижение «классового мира» в стране. В декларации правительства от 3 марта и его обращении к народу от 6 марта провозглашалась программа деятельности на ближайшие месяцы: политическая амнистия, отмена смертной казни; свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек; ликвидация сословного строя и всех национальных и местных ограничений. Запрещались аресты без суда, упразднялась должность обер-прокурора Синода и все дела церкви передавались в новое министерство по делам исповеданий.

В апреле были приняты законодательные акты. В них реализовывались положения мартовских деклараций: «О регистрации товариществ, обществ и союзов», «О рабочих комитетах», «О печати» и др. В целом Временное правительство пыталось установить демократический строй в стране, но при этом некоторые меры приводили к ослаблению государственной власти.

Правительство, работая над изменением системы государственной власти, направляло в регионы своих губернских, уездных, волостных комиссаров, под контролем которых действовали местные земские органы и общественные комитеты.

Одновременно ликвидировались старые органы высшей государственной власти. В мае-октябре были распущены Государственный Совет и Государственная Дума. Законодательные акты принимались распоряжениями правительства. Выработкой государственной политики занимались Экономическое, Юридическое и другие совещания.

В первые дни после революции был уничтожен репрессивный аппарат самодержавия: полиция, жандармерия, цензура. Для охраны общественного порядка в апреле началось создание милиции, исполнительного органа земств. Для расследования действий высших чиновников царского режима учреждалась Чрезвычайная комиссия.

В результате реформы местного самоуправления на всю Россию была распространена сеть земств, демократизирована их избирательная система. 15 апреля 1917г. Временным правительством было принято «Положение о выборах в новые органы местного самоуправления», согласно которому провозглашалось всеобщее и равное избирательное право для российских граждан, включая женщин, военнослужащих и представителей всех национальностей. В результате реформы местного самоуправления новыми органами местной власти стали общественные исполнительные комитеты (или комитеты общественной безопасности), которые являлись объединениями коалиционного типа. Создавались волостные земства, заменившие в мае 1917г. все другие волостные органы власти, и районные городские думы.

19 марта Временное правительство объявило о начале подготовки аграрной реформы. Оно провело национализацию земель, принадлежавших царской фамилии. В апреле начали создаваться губернские, уездные и волостные земельные комитеты, которые занимались урегулированием земельных споров и переписью земель в преддверии аграрной реформы. В начале мая прошла 1-я сессия Главного земельного комитета (с участием представителей Всероссийских советов крестьянских и рабочих депутатов), которому было поручено готовить земельную реформу, ее окончательный проект должно было принять Учредительное собрание. Создавались комитеты по снабжению (распределению зерна).

Крестьянство на общинных сходах создавало собственные комитеты, которые присваивали необрабатываемые земли (без выплаты компенсаций), захватывали сельскохозяйственный инвентарь и скот помещиков, сами устанавливали порядок использования выпасов. С марта по июнь 1917г. был зарегистрирован рост правонарушений в деревне, включавших воровство, вырубки леса, погромы.

Одним из направлений деятельности Временного правительства было решение рабочего вопроса путем «примирения труда и капитала».

12 апреля издается закон о собраниях и союзах, провозгласивший свободу профессиональных объединений. Рабочие получили право на восстановление организаций, запрещенных в годы войны, создание новых демократических объединений. В результате, к концу 1917 г. в стране насчитывалось более 2 тыс. профсоюзов, во главе с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов (председатель – меньшевик В.П.Гриневич). В мае- августе 1917г. были созданы Министерство труда, трудовые округа во главе с комиссарами и биржи труда, «примирительные камеры» (с участием представителей заводоуправления и рабочих). Утверждено министерство призрения, взявшее на себя функции бывших благотворительных обществ. На частных предприятиях и объектах государственной промышленности вводился рабочий контроль. 23 апреля правительство узаконило создание на предприятиях фабрично-заводских комитетов. Вводилось государственное страхование рабочих, разрешались забастовки. При этом право рабочих на 8- часовой рабочий день не получило законодательного закрепления.

Временное правительство занималось и проблемами национальной политики. Законом от 20 марта отменялись все вероисповедальные и национальные ограничения, в том числе в использовании национальных языков.

В области национально-государственного устройства правительство продолжало отстаивать идею единой и неделимой России. Исключение было сделано лишь в отношении Польши и Финляндии: 17 марта 1917 г. в специальной декларации правительство объявило о принципиальном согласии на создание в послевоенном будущем независимой Польши (при условии военного и экономического союза с Россией). В дальнейшем правительство было вынуждено согласиться на широкую автономию Финляндии. Уровень автономии остальных национальных районов России должно было определить Учредительное собрание.

В этой ситуации при слабости центральной власти быстро развивалось национальное движение. 4 марта 1917 г. социалистические партии Украины создали Центральную Раду, которая 10 июня приняла документ с требованием о предоставлении Украине национально- территориальной автономии в составе России. В июле 1917г. финский сейм провозгласил независимость Финляндии и объявил себя высшей властью, что привело к введению войск на территорию и разгону сейма.

Экономическая политика была направлена на выполнение двух задач: снабжение армии и решение продовольственной проблемы. Методы, которые избрало Временное правительство в условиях войны и дестабилизации хозяйства, начавшегося еще до февраля, заключалось в ограничении рыночного обмена и осуществлении активного вмешательства государства в управление экономикой. При Временном правительстве были учреждены Продовольственный комитет, Министерство продовольствия, Экономический совет и выполнявший роль министерства экономики Главный экономический комитет (во главе с С.Н.Третьяковым) с участием представителей профсоюзов.

В решении продовольственного вопроса продолжилась дореволюционная политика разверстки. 25 марта 1917г. был принят закон о хлебной монополии, по которому владельцам оставлялся минимум, необходимый для питания, посева, содержания скота и птицы, а остальной хлеб должен был сдаваться местным продовольственным органам по твердым ценам.

В связи с усложнением в стране хозяйственной ситуации и обострением социально - политических противоречий, усиливались военно-административные, чрезвычайные меры в экономической политике правительства. Была учреждена государственная монополия на покупку и продажу кож, топлива, металлоизделий. Правительство предприняло неудачную попытку частного регулирования производства, нормирования цен и распределения промышленных товаров. Подобным мерам противодействовали сами предприниматели, но одной из основных причин неудач проводимой экономической политики стал неэквивалентный обмен между городом и деревней: стоимость товаров, полученных Министерством продовольствия в принудительном порядке из деревни, равнялась в 1917г. 6 млрд. руб., а стоимость промышленных товаров, которые были выделены для деревни, - лишь 2 млрд. руб.

Временное правительство пережило 3 политических кризиса. 8 апреля 1917г. разразился первый правительственный кризис. Он был вызван общей социальной напряженностью в стране и нотой П.Н.Милюкова от 18 апреля. В ней он обратился к союзным державам с заверением о решимости России довести войну до победного конца. Это привело к массовым митингам и демонстрациям с требованиями немедленного прекращения войны, передачи власти Советам, отставки П.Н.Милюкова и А.И.Гучкова. Они были вынуждены выйти из правительства. 5 мая между Временным правительством и Исполкомом Петроградского Совета было достигнуто соглашение о создании коалиции. В новое правительство вошли 6 меньшевиков и эсеров. Оно выступило с декларацией, в которой обещало начать переговоры о заключении мира, ускорить разработку аграрной реформы, установить государственный контроль над производством.

Во втором, коалиционном составе, Временное правительство работало с 6 мая по 24 июля.

Второй политический кризис Временного правительства проявился в дни работы первого Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (3-24 июня).

Внутренняя и внешняя политика 1-го коалиционного правительства вызвали новый взрыв недовольства. Оно достигло значительного размаха в июне 1917г. в связи с подготовкой наступления на фронте. Однако на 1 съезде Советов под влиянием меньшевиков и эсеров была принята резолюция о сотрудничестве с Временным правительством. В ответ 18 июня в Петрограде состоялись массовые демонстрации с требованиями немедленно прекратить войну и передать власть Советам. Июньские события показали рост влияния большевиков в массах и непопулярность 1-го коалиционного правительства.

Провал выступления на фронте и угроза кадетов развалить коалицию вызвали новый общеполитический кризис. 3-4 июля состоялись массовые вооруженные демонстрации рабочих и солдат в Петрограде. Вновь был выдвинут лозунг " Вся власть Советам! ", произошли столкновения между демонстрантами и частями, верными правительству. Демонстрация была разогнана.

Начались репрессии против большевиков и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти. Правительство объявило Петроград на военном положении, разоружило солдат и рабочих, участвовавших в демонстрации, издало приказ об аресте В.И.Ленина и других большевистских лидеров, обвинив их в шпионаже в пользу Германии. Были приняты меры по укреплению дисциплины в армии, на фронте восстановлена смертная казнь. Временно уменьшилось влияние Петроградского и других Советов. С двоевластием было покончено.

24 июля образовалось 2-е коалиционное правительство, во главе которого встал эсер А.Ф.Керенский1. С поста главнокомандующего был смещен А.А.Брусилов и назначен Л.Г.Корнилов. Началась консолидация контрреволюционных сил за подавление революции, которые сплотились вокруг генерала Л.Г.Корнилова.

Новая попытка правительства добиться консолидации общества была предпринята 12-15 августа. В Москве было собрано Государственное совещание, в котором участвовали промышленники, банкиры, офицеры, бывшие депутаты Государственной думы, представители Советов, партий, профсоюзов и других общественных организаций. Однако примирить политические силы не удалось.

25 августа Л.Г.Корнилов начал наступление на Петроград с целью установления военной диктатуры. Эта угроза заставила А.Ф.Керенского обратиться за поддержкой к народу и пойти на сотрудничество с большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа мятежные войска остановлены, Л.Г.Корнилов арестован.

После разгрома корниловщины, авторитет Временного правительства резко упал, в стране стал нарастать кризис власти, сливаясь с общенациональным кризисом. Влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла (до 350 тыс. членов). Началась большевизация Советов. В конце августа - начале сентября Петроградский и Московский Советы приняли резолюции о взятии всей полноты государственной власти.

В ответ правительство предприняло еще одну попытку стабилизировать обстановку. Не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоить общественное мнение, 1 сентября А.Ф.Керенский провозгласил Россию республикой. 14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийское Демократическое совещание. В нем участвовали представители всех политических партий, земств и городских дум. Цель совещания: подорвать влияние большевизированных Советов. На совещании был создан Демократический Совет Республики (Предпарламент). От его имени А.Ф.Керенский в конце сентября сформировал 3-е коалиционное правительство на основе компромисса " умеренных социалистов" с кадетами. Однако оно теряло власть. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в развале армии и беспомощности. Лидеры Советов критиковали А.Ф.Керенского за связь с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В.И.Лениным начали подготовку к захвату политической власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал