Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэзия послевоенного времени
После войны для русской поэзии наступили тяжелые времена. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах " Звезда" и " Ленинград"» (1946) буквально парализовало ее. Грубая, глубоко несправедливая оценка деятельности А.Ахматовой была оскорбительной не только для нее самой — для всей русской поэзии. На долгие годы оказались перекрытыми все пути общения истинной поэзии с читателями. О публикации стихов Ахматовой нельзя было и заикнуться, не говоря уже о поэтах и писателях, заточенных в ГУЛАГе, — Н.Заболоцком, Д.Андрееве, В.Шаламове и др. Конечно, совсем «заморозить» поэзию не пол силу никакому тоталитаризму. Ее течение в ожидании благоприятных дней ушло под лед, чтобы потом обнаружиться в годы «оттепели». Впрочем, оставалась тема, рядом с которой слабели драконовские законы Главлита, этого «недреманного ока» партии. Жестокие раны нанесла война. Долго не заживали они и в облике городов, обезображенных шрамами от пуль, снарядов и бомб, и в душе человеческой, уязвленной горечью потерь и страданий. Поэты, ставшие известными еще до 1941 г., и новое поколение (С.Наровчатов, М.Луконин, Ю.Друнина, С.Гудзенко и др.), заявившее о себе уже на войне, долго еще возвращались к ее незабываемым дням, долго еще, по образному выражению Ю. Друниной, наша поэзия носила фронтовую шинель. Для некоторых же из поэтов военная тема так и осталась главной. «Более тридцати лет прошло с тех пор, — писал Е. Исаев об одном из поэтов военного поколения, — когда война отошла от Орлова, а вот он, Орлов, все эти тридцать с чем-то мирных лет никак не мог отойти от войны». На военные темы были созданы поэтические произведения, сохранившие и доныне художественную ценность. С.П.Гудзенко (1922—1953). Семен Петрович Гудзенко — из поколения поэтов, опаленного войной. Нет ничего удивительного в том, что поэтический горизонт Гудзенко замыкается главным образом военными рамками: У каждого поэта есть провинция. Она ему ошибки и грехи, Все мелкие обиды и провинности Прощает за правдивые стихи. И у меня есть тоже неизменная. На карту не внесенная, одна. Суровая моя и откровенная, Далекая провинция — Война... Его сверстники — П. Коган, М. Кульчицкий, Н. Майоров и др. — не вернулись с поля боя. Самого Гудзенко война настигла позднее: Мы не от старости умрем, — От старых ран умрем. Гудзенко начал свое образование в МИФЛИ, где учился в 1939 — 1941 гг., завершила его война. В первом сборнике стихов «Одно молчание» (1944) ее суровая правда еще овеяна книжной романтикой институтских увлечений. Но вскоре от них осталась только приверженность к жанру баллады, излюбленному жанру поэта, искусству которого он учился у Н.Тихонова. Военные стихи Гудзенко звучат жестко, уверенно: «Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели...» И в послевоенное время поэт не теряет связи с прошлым: Но если снова воевать... Таков уже закон: пускай меня пошлют опять в стрелковый батальон. Быть под началом у старшин хотя бы треть пути, потом могу я с тех вершин в поэзию сойти. Мирным будням Советской армии посвящена его поэма «Дальний гарнизон» (1950). Поездки Гудзенко по стране дали ему материал для поэтических книг «Закарпатские стихи» (1948) и «Поездка в Туву» (1949).
ПОЭЗИЯ «ОТТЕПЕЛИ» Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Громадные залы Лужников, концертного зала им. П.И.Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы благодарные слушатели внимали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков буквально сметались поэтические сборники. Заметно увеличилась площадь, какую отдавали стихам «толстые» журналы и альманахи. Был основан и в течение ряда лет выходил пользовавшийся колоссальной популярностью альманах «День поэзии». Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства: Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать. (Евг. Евтушенко) Один поэт негодовал по поводу общества, где человеком распоряжаются как винтиком, другой был убежден: «Людей неинтересных в мире нет», третий провозглашал: «Вес прогрессы реакционны, если рушится человек». Поэзия 1960-х годов решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия. Выдающиеся успехи науки и техники: запуск первых спутников, выход человека в космическое пространство и т. п. — оказали влияние на общественное сознание: Что-то физики В почете, Что-то лирики В загоне, — писал Б.Слуцкий. Некоторые поэты попытались осмыслить эту ситуацию по-другому: И пусть электронному зренью Доверено многое, но Вес грани любого явленья Искусству лишь видеть дано. И где-то в работе бессрочной. Что к легким успехам глуха, С наукой смыкается точной Точеная точность стиха. (В. Шефнер) Благоприятная обстановка сотворила истинное чудо. Известные поэты 1920—1930-х годов, давно уже либо замолчавшие, либо забывшие вкус настоящих творческих побед, вновь обрели голос: М.Светлов — сборник «Охотничий домик» (1961), Н.Асеев — сборник «Лад» (1961), Л.Мартынов — сборник «Первородство» (1965) и др. Но главная роль в поэтическом буме 1960-х годов, конечно же, принадлежала молодым. Вот когда сбылась мечта В. Маяковского: «Чтоб больше поэтов, хороших и разных». Современники выделяли в поэзии 1960-х две ветви. Одни поэты, продолжая традиции В.Маяковского, нашли себя на эстраде, служа так называемой громкой поэзии (Р. Рождественский, Б.Ахмадулина, Евг. Евтушенко, А.Вознесенский и др.). Наследуя русской философской и пейзажной лирике, их оппоненты исповедовали «тихую» поэзию (А.Жигулин, Н.Рубцов, Вл.Соколов, Я. Смеляков и др.). Время заставило отказаться от этой искусственной классификации, основанной на упрощенном понимании творческой манеры многих поэтов. В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни — Б.Окуджава, А.Галич, Ю. Визбор, В.Высоцкий и др. Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались и русле традиций классической русской поэзии. С этой точки зрения интересна «Молитва перед поэмой», вступление к «Братской ГЭС» Евг. Евтушенко, где он обращается за вдохновением к великим русским поэтам от Пушкина до Пастернака. Но в 1960-е годы возрождается и авангардистская поэзия (И.Бродский, А.Вознесенский, Г. Сапгир и др.), хотя в печать прорваться, за немногими исключениями, ей не удавалось. Ведущим жанром в поэзии 1960-х была лирика — гражданская, философская, любовная, пейзажная и тд. Актуальность содержания, многообразие творческих индивидуальностей, высокий уровень стихотворного мастерства — отличительные черты русской поэзии периода «оттепели». М. А. Светлов (1903—1964). Михаил Аркадьевич Светлов — один из представителей советской героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э.Багрицкий, Н.Тихонов и другие поэты. Светлов был участником гражданской войны. Мечты о всемирном счастье, которое будто бы несет с собой русская революция, способствовали рождению знаменитой светловской «Гренады» (1926). В 1930-е годы был создан другой шедевр поэта — «Каховка». Оба произведения стали песнями и приобрели популярность. Светлову принадлежат сборники «Книги стихов» (1929), «Избранные стихи» (1935). Обращался он также и к драматургии — «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940). В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом на Ленинградском фронте, писан стихи о героях-панфиловцах, о партизанке Лизе Чайкиной. Самое значительное его произведение этих лет — стихотворение «Итальянец» (1943). После многолетнего молчания в 1959 году с выходом книги стихов «Горизонт», состоялось как бы второе рождение поэта: вышел еще один сборник — «Охотничий домик» (1964), а за книгу «Стихи последних лет» (1966) Светлову была присуждена Ленинская премия. «Новый» Светлов тоже был романтиком. Но если в молодости он любил монолог-песню, то теперь ему стало важно еще и услышать отклик на свои слова, отреагировать на этот отклик. Поэт предпочитал внутренний диалог-размышление: «Я за то, чтоб искусство стало беседой». Таковы его «Советские старики», «Разговор», «Павлу Антокольскому» и др. Пафос и простота, благородство и естественность, ироничность и скромность органично сливаются в поэзии Светлова. Я.В.Смеляков (1913—1972). Ярослав Васильевич Смеляков окончил в 1931 г. школу фабрично-заводского обучения, работал шахтером, землекопом, лесорубом. Поэтический талант Смелякова был замечен Багрицким и Светловым, когда молодой поэт занимался в литературных кружках при «Комсомольской правде» и «Огоньке». Первая книга его стихов «Работа и любовь» (1932) печаталась в типографии, где работал Смеляков, и он набирал ее сам. Поэт говорил впоследствии, что свою Музу он встретил «с лопатой», взятой на плечо, и «Политграмотой» под мышкой». Я.Смеляков — участник Великой Отечественной войны. Первый большой успех поэта — автобиографическая повесть в стихах «Строгая любовь» (1956) о жизни молодежи 1920— 1930-х годов. Рабочей теме Смеляков остался верен до конца жизни. Другая тема Смелякова — Россия, История. В первой строфе стихотворения «Пряха» дается бытовая картинка: Раскрашена розовым малка, Дощечка сухая темпа. Стучит деревянная прялка. Старуха сидит у окна. Старуха за деревянной прялкой становится олицетворением Судьбы, самой Истории: «Суровы глаза голубые, | сияние молний в избе. И ветры огромной России | скорбят и ликуют в трубе». Мир поэта одновременно предельно конкретен, реален, осязаем и символичен, сказочен, мифологичен. Многие стихотворения Смелякова — итог его размышлений о прошлом, о величавых и трагических страницах отечественной истории, о вечных духовных ценностях. Дважды, в 1930-е и в 1950-е годы, ему довелось узнать, что такое ГУЛАГ. Простота и естественность интонации, лиризм и едва ощутимая ирония поэзии Смелякова заслужили всеобщее признание. Лучшие стихотворения поэта собраны в книгах «Молодые люди» (1968) и «Декабрь» (1970). Е.М. Винокуров (1925—1993). Евгений Михайлович Винокуров, окончив девятый класс, добровольцем ушел на войну, участвовал в военных действиях. После окончания войны, в 1946 г., Винокуров, поступил в Литературный институт, а в 1951-м, когда окончил его, опубликовал первую книгу «Стихи о долге». Впоследствии таких поэтических сборников набралось более пятнадцати. Если подойти ко всему, что написал Винокуров с привычными мерками, может сложиться впечатление, что, несмотря на частое возвращение к военным воспоминаниям — «В полях за Вислой сонной | Лежат в земле сырой | Сережка с Малой Бронной | И Витька с Моховой», — у поэта нет своей темы: о чем он только ни писал — от купания детей до тайн мироздания. Но это впечатление обманчиво. Начало, объединяющее стихи Винокурова, безусловно, есть, и. лучше всего о нем сказал сам поэт: «Для меня поэзия — это прежде всего мысль. Велико значение музыкального начала, но как велик, как бесконечен смысл — это слово, этот " логос", который был в начале всех начал. Мысль не стареет. Молод по-прежнему Данте. Поэзия — верховный акт мысли». Его сборник статей о А. Пушкине, Ф. Тютчеве, А. Фете и других поэтах так и называется — «Поэзия и мысль» (1966). Винокуров — поэт 1960-х, поэт ярко выраженного гуманистического звучания. Соединение тонкой художнической наблюдательности с острым интеллектом рождает оригинальный винокуровский образ. Даже в старых как мир традиционных темах поэт открывает неожиданные грани. Вот любовное стихотворение Винокурова «Она». Присядет есть, кусочек половиня. Прикрикнет: «Ешь!» Я сдался. Произвол! Она гремит кастрюлями, богиня. Читает книжку. Подметает пол. Бредет босая, в мой пиджак одета, Она поет на кухне поутру. Любовь? Да нет! Откуда?! Вряд ли это! А просто так: уйдет — и я умру. Испокон веку поэты окружали любимую ореолом неземного. Не жалели эпитетов и метафор для своего «гения чистой красоты». И читатель соглашался с ними, разделяя их восторг и обожание. Но разве любимая Винокурова, гремящая на кухне кастрюлями, менее дорога? Разве не нашел он тех единственных слов, что проникают в сердце? Винокурова интересуют каждодневный быт и взлет фантазии, «древний грек и современный немец», Урал и Африка. Но везде и всегда его волнует поединок добра и зла, прекрасного и безобразного. Художественный мир Винокурова сотворен человеком талантливым, глубоко серьезным, мыслящим и совестливым. «Поэзия не может быть без личности, без углубления в себя», — говорил он. Поэт не любил публичности, не касался злободневных политических тем, редко выступал с чтением своих стихов. Характерно название одной из последних его книг — «Благоговение» (1981). В.Н.Соколов (1928—1997). Владимир Николаевич Соколов родился в городе Лихославле Тверской области. В 1952 г. он окончил Литературный институт, а в 1953-м — опубликовал первую книгу «Утро в пути». Она прошла незамеченной. Лишь через десять лет поэт добился широкого общественного признания. Но эти годы не пропали зря. Соколов создал в это время многие из лучших своих стихотворений, вошедшие позднее в пять его книг. Характерной чертой творческой индивидуальности поэта является принципиально провозглашенная им связь с предшественниками — А.Пушкиным, М.Лермонтовым, Н.Некрасовым, А.Фетом и другими русскими поэтами XIX в. В их традициях создает Соколов свои лучшие пейзажные стихи, их трепетное отношение к слову, тонкий лиризм являются для него высоким образном: Но ради двух-трех слов восторга и суда Как мается душа, как мается душа. Поэзия Соколова, в который уже раз, подтверждает ту истину, что повинный талант от общения с великими не только не утрачивает своей оригинальности, а напротив, обогащается и расцветает. Ориентируясь в первую очередь на традиции А.Фета, Соколов редко отзывается на злобу дня прямо. Современность присутствует в его стихах подспудно. Поэт обращается к темам, которые принято считать вечными, — любовь, верность, природа. Он избегает громогласной декларативности и лобовых решений. Богатство душевного мира, тонкость чувств, сдерживаемый и внутренне напряженный лиризм, требовательный самоанализ и живой интерес к окружающему — таковы черты поэзии Соколова. Наиболее полное представление о его творчестве может дать книга «Четверть века» (1976). А. А. Вознесенский (р. 1933). Один из ранних поэтических сборников Андрея Андреевича Вознесенского назывался «Ахиллесово сердце» (1966). На его внутренней обложке была изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять поэта. Ахиллесово, т.е. незащищенное, уязвимое, легко ранимое, сердце остро реагирует на жестокость и несправедливость, обиды и оскорбления, откликается на все горести и боли. Вознесенский — поэт второй половины XX в. Это ясно из его стихов. Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским, «Я в Шушенском» и «Когда написал он Вяземскому» — такая свобода перемещения во времени и пространстве характерна именно для нашего современника. Время «стрессов и страстей» — и в его языке, и в его стихе. Прежде всего, Вознесенский — поэт острой и напряженной мысли. Вместе с тем профессиональное знание архитектуры и живописи способствовало его интересу к поэтической форме. Отсюда — стройная архитектоника его стихотворений, точность эпитетов, музыкальность звукописи: Прославленная тень! О чем кричит надсадно пластинка — как мишень, пробитая в «десятку»? Читать Вознесенского — искусство. Простое разгадывание метафор поэта не даст желаемого результата. Надо принять как свою его боль за человека, его ненависть к подлости, мещанству, пошлости, его гневное предостережение о возможности духовной Хиросимы. Но Вознесенский не только негодует и ненавидит — он провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Что еще для него необыкновенно важно? Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои — меня болью пронзили. Россия, я — твой капиллярный сосудик, Мне больно, когда — тебе больно, Россия. Чувство глубокого сострадания, желание помочь вдохновило поэта на создание стихотворения «Из ташкентского репортажа», написанного как отклик на известное землетрясение 1966 г. Необычные образы, с помощью которых он воссоздает эту трагедию, уже не кажутся ни странными, ни парадоксальными. Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за человека благородного, самоотверженного, цельного. Он — автор поэтических сборников «Треугольная груша» (1962). «Антимиры» (1964), «Тень звука» (1970). «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров» (1987). «Аксиома самоиска» (1990) и др. Вознесенский — создатель жанра видеом, возникшего на стыке поэзии и живописи. Е. А. Евтушенко (р. 1933). Евгений Александрович Евтушенко — поэт-публицист. Острые политические, социальные, нравственные проблемы сегодняшнего дня — всегда в центре его внимания: Моя поэзия, как Золушка, забыв про самое свое. стирает каждый день, чуть зорюшка, эпохи грязное белье. В поле зрения Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по Лене, — весь пестрый калейдоскоп шумной, суетной и трагической жизни XX в. Но поэт всегда предельно конкретен. Он, как правило, идет от живописной, запоминающейся, броской детали, от яркого слухового, зрительного, даже осязаемого образа: Проклятье века — это спешка, и человек, стирая пот, по жизни мечется, как пешка, попав затравленно в цейтнот. Рваный ритм в стихах Евтушенко хорошо передает темпы мчащейся жизни, нервные интонации в речи людей. Оригинальна рифма поэта, которая чаще всего приближается к корневой: «Скрябина — скрягою». Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, запоминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправданных длиннот, банальностей, поверхностности. Подчас вызывала недоумение его общественная позиция: от стихов демократического звучания он, случалось, переходил к выступлениям конформистского содержания. Своеобразной вершиной поэтического творчества Евтушенко явилась поэма «Братская ГЭС» (1965), с се глубоко гуманистической мыслью: «Еще не все — технический прогресс. | Ты не забудь великого завета: | " Светить всегда! " Не будет в душах света, | нам не помогут никакие ГЭС». Евтушенко — автор поэтических сборников «Шоссе энтузиастов» (1956), «Нежность» (1962), «Катер связи» (1966) и др. В 1970—1980-е годы в творчестве поэта обнаружилась склонность к крупным жанрам: к поэмам «Мама и нейтронная бомба» (1982), «Фуку» (1985), роману «Ягодные места» (1982) и т.п. Евтушенко характеризуют многосторонность и разнообразие интересов. Он известен как мастер художественной фотографии, как киноактер и кинорежиссер, как критик.В особую заслугу Евтушенко следует поставить создание уникальной антологии русской поэзии. Б.А.Ахмадулина (р. 1937). Поэту И.Сельвинскому принадлежит мысль: «Читатель стиха — артист». Для чтения стихов вообще, может быть, и не нужно быть артистом, но есть поэты, создающие произведения, читать которые без артистизма, без проникновения в их сложные метафорические образы, действительно, нельзя. Белла Ахатовна Ахмадулина — такой поэт. Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, легкий налет архаичности, тонкая стилизация — характерные черты поэзии Ахмадулиной: Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов И современнее и резче. При всей своей эстетичности поэзия Ахмадулиной отнюдь не камерная, она соприкасается с окружающим миром, ощущая «любви и печали порыв центробежный». В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании знаменитого альманаха «Метрополь», где попробовала свои силы в прозе. Ее стихи собраны в книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983). «Сад» (1987) и др. Ахмадулина — талантливая переводчица. Следуя за Б.Пастернаком, она с особенным успехом переводила грузинских поэтов. Образцы этих переводов — в сборнике «Сны о Грузии» (1977). Ее литературоведческие интересы традиционны и связаны главным образом с творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова. Литература Оттепель: Страницы русской советской литературы: Хроника важнейших событий/Сост.. авт. вступит, статьи С. И.Чупринин. — Книга первая: 1953-1956: Книга вторая: 1957-1959; Книга третья: 1960—1962. - М., 1989- 1990. История русской советской поэзии. 1941 —1980. — Л., 1984.
|