Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Очерки жизни и творчества писателей 3 страница
Ничто не предвещало беды. Но неожиданно 19 марта 1938 г. по сфабрикованному обвинению в причастности к несуществующей «контрреволюционной писательской организации» Заболоцкий был арестован НКВД и без суда сослан в исправительно-трудовые лагеря сначала на Дальнем Востоке, потом в Алтайском крае. Главными обвинительными документами в его «деле» стали злобные критические статьи, исказивший суть его произведений. До 1944 г. поэт, оторванный от семьи, друзей, литературы, лишенный всякой возможности писать, находился в нечеловеческих условиях лагерей. Сильный духом, он не позволил невзгодам и лишениям сломить себя. Несколько случайных книг, оказавшихся в его руках, среди которых был томик философских стихов Ф. Тютчева и Е. Баратынского, скрашивали его существование и помогали выжить. С 1944 до конца 1945 г. Заболоцкий, оставаясь ссыльным, но уже вне заключения, жил в Караганде вместе с приехавшей к нему семьей и работал техником-чертежником. В 1946 г. он получил разрешение на проживание в столице, некоторое время жил на даче близкого друга В. Каверина в Переделкине, а потом перебрался в Москву. Николая Алексеевича восстановили в Союзе писателей, и в его творчестве начался новый — московский — период. Поэт остался верен себе. Однажды провозглашенный принцип: «Вера и упорство. Труд и честность...» — соблюдался им до конца жизни и лежат в основе всего творчества. В поздней лирике Заболоцкого сохранились отголоски натурфилософских представлений, элементы юмора, иронии, гротеска. Он не только не забыл о своем опыте 1920-х годов, но и использовал его в последующей работе: «Читайте, деревья, стихи Гезиода» (1946), «Завещание» (1947), «Сквозь волшебный прибор Левенгука» (1948), «Рубрук в Монголии» (1958). Но его творческий стиль после восьмилетнего молчания вес же претерпел значительные изменения, приблизился к классическим формам. Трудно однозначно определить, что послужило тому причиной. Превратности ли судьбы, заставившие поэта задуматься о связи внутреннего мира, духовной чистоты и красоты каждого человека и общества в целом, повлекли тематическую перемену и изменение эмоционального звучания поздних его произведений? Или томик тютчевской поэзии, ставший в заключении тоненькой ниточкой между прошлым и настоящим, напоминанием о полноценной, достойной жизни, заставил с особой остротой заново прочувствовать красоту русского слова, совершенство выверенной временем классической строфы? Период возвращения Н.Заболоцкого в литературу был трудным и болезненным- С одной стороны, ему хотелось выразить то многое, что накопилось в мыслях и сердце за восемь лет и искало выхода в поэтическом слове, с другой — он опасался, что его оригинальные идеи будут еще раз использованы против него. В первые голы мосле возвращения из ссылки в счастливые минуты вдохновения Заболоцкий буквально выплескивал радостные эмоции в стихах 1946 г., раскрывая секрет счастья творчества и свободного общения с природой: «Гроза», «Утро», «Бетховен», «Уступи мне, скворец, уголок». Затем этот творческий подъем сменился спадом, продлившимся до 1952 г. Стихи, написанные в 1947 г., — «Урал», «Город в степи», «В тайге», «Творцы дорог» — отражали действительность, увиденную Заболоцким на Дальнем Востоке и Алтае. С грустью и иронией он писал о своем двойственном положении: Я и сам бы стараться горазд, Да шепнула мне бабочка-странница: «Кто бывает весною горласт, Тот без голоса к лету останется». Но без дела поэт никогда не оставался. Он завершил работу над «Словом о полку Игореве», сделал прекрасные переводы грузинских поэтов (С.Чиковани, Д.Гурамишвили, В.Пшавелы и др.), переводил немецких, итальянских, венгерских, сербских авторов. Положение изменилось в лучшую сторону после развенчания сталинизма на XX съезде партии. В 1956 г. Заболоцкий пишет очерк «История моего заключения», стихотворения «Где-то в поле возле Магадана» и «Противостояние Марса». Эти произведения были не просто откликом на событие — они явились результатом напряженного осмысления трагических масштабов культа личности в истории человечества. Поэт считает, что без высокой нравственности и духовно-этической основы разум не способен выполнить свое предназначение — направить природу в русло вечной гармонии: Звезда зловещая! Во мраке Печальных лет моей страны Ты в небесах чертила знаки Страданья, крови и войны. В поэзии Заболоцкого 1940—1950-х годов появляется несвойственная ему ранее душевная открытость. В произведениях московского периода открываются его собственные стремления, впечатления, переживания, порой звучат автобиографические ноты. Философичность не уходит из стихотворений поэта, наоборот, она становится глубже и как бы приземленнее: он все более удаляется от естественно-космогонических абстракций и сосредоточивает внимание на живом, земном человеке, с его бедами и радостями, обретениями и потерями. Все, что происходит в мироздании, автор описывает через восприятие такого человека. Гармония природы теперь заключается для него не только в освобождении от зла и насилия. Поэт расширил угол зрения и увидел ее в законах, обусловливающих справедливость, свободу творчества, вдохновение, красоту, любовь. Торжество разума должно сопровождаться расцветом человеческой души. Душа в понимании позднего Заболоцкого — нематериальная субстанция, совокупность знаний, опыта и стремлений, не подверженных уничтожению временем и невзгодами. Иначе художник взглянул и на проблему смысла бытия, взаимопроникновения жизни и смерти. Цель жизни не в том, чтобы в ее конце перейти из одного вида материи в другой или микрочастицами разлететься по всей Вселенной, став ее строительным запасом. Смысл жизни мыслящего человека в том, чтобы, перестав существовать физически, продолжить жить на земле не только в качестве бессмертного духа, но и в оставленной о себе памяти, в накопленном за многие годы опыте, в духовном наследии, тайно материализованном другими, формами природного бытия: Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. Многовековый дуб мою живую душу Корнями обовьет, печален и суров. В его больших листах я дам приют уму, Я с помощью ветвей свои взлелею мысли, Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли И ты причастен был к сознанью моему. В произведениях московского периода наряду с проблемой духовности человека Заболоцкий затрагивает проблему человеческой красоты. Этой теме посвящены стихотворения «Некрасивая девочка» (1955), «О красоте человеческих лиц» (1955), «Портрет» (1953). В лицах людей он обнаруживает проявление их характеров: Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица — подобие жалких лачуг... Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Красота лица, как считает Заболоцкий, рождается из богатства внутреннего мира человека. Обостренный интерес к «живой душе», знание того, как душевный склад и судьба отражаются во внешности людей, помогли Заболоцкому создать философско-психологические стихотворения дидактического характера: «Жена» (1948), «Журавли» (1948), «Неудачник» (1953), «Старая актриса» (1956), «Смерть врана» (1957) и др. Они представляют собой зарисовки — плод вдумчивых наблюдений поэта: Не дорогой ты шел, а обочиной, Не нашел ты пути своего, Осторожный, всю жизнь озабоченный, Неизвестно, во имя чего! Потрясает искренность цикла «Последняя любовь» (1956—1957), самого исповедального из всего, что когда-либо писал Заболоцкий. Небольшая подборка из десяти стихотворений вместила в себя все переживания человека, познавшего горечь утраты и радость возвращения любви. Цикл, можно рассматривать как, своеобразный дневник поэта, пережившего разрыв с женой («Чертополох», «Последняя любовь»), неудачную попытку создать новую семью («Признание», «Клялась ты — до гроба...») и примирение с единственно любимой на протяжении всей жизни женщиной («Встреча», «Старость»). Драматизмом и горечью предчувствия потери наполнено стихотворение «Чертополох»: И встает стена чертополоха Между мной и радостью моей. Тему надвигающегося неизбежного несчастья и душевной боли продолжает «Голос в телефоне»: Сгинул он в каком-то диком поле, Беспощадной вьюгой занесен... И кричит душа моя от боли, И молчит мой черный телефон. Но подобно тому, как прежде Заболоцкий не позволил сердцу озлобиться в невыносимых условиях репрессий и ссылок, так и теперь свойственная его натуре просветленность проявилась даже в печали. Можжевеловый куст, можжевеловый куст, Остывающий лепет изменчивых уст, Легкий лепет, едва отдающий смолой. Проколовший меня смертоносной иглой! Облетевший мой садик безжизнен и пуст... Да простит тебя Бог, можжевеловый куст! Стихи цикла «Последняя любовь» помимо общего трагического звучания объединены душевной теплотой, нежностью и просветленностью человека с большим сердцем. Богатый жизненный и литературный опыт Заболоцкого, его философские взгляды отражены в широкопанорамном историческом произведении — поэме «Рубрук в Монголии» (1958). В основу сюжета легла история путешествия французского монаха Рубрука в Монголию времен правления Чингисхана через целинные, чуждые цивилизации просторы Сибири. Мне вспоминается доныне, Как с небольшой командой слуг, Блуждая в северной пустыне, Въезжал и Монголию Рубрук, — так начинается поэма. И это — серьезная авторская заявка на личную причастность к стародавним приключениям, а интонация поэмы и ее язык как бы подкрепляют данное утверждение. Умению Заболоцкого ощущать себя в разных эпохах способствовали не только тщательное изучение записок Рубрука, но и собственные воспоминания о кочевой жизни на Дальнем Востоке, в Казахстане и в Алтайском крае. Не случайно в образе могущественного Чингисхана обнаруживается сходство с известным портретом «отца народов». Богатый опыт поэта-переводчика позволил Заболоцкому заглянуть в глубь исторических событий, описать уклад жизни монгольской орды, ее быт, внутриродовые отношения и оценить их с точки зрения средневекового европейца (каким, собственно, и был монах Рубрук): ...Летит он к счастью и победе И чашу битвы пьет ли дна. Глядишь — и Русь пощады просит, Глядишь — и Венгрия горит. Китай шелка ему подносит, Париж баллады говорит. И даже вымершие гунны Из погребенья своего, Как закатившиеся луны, С испугом смотрят на него! В то же время автор выступает и тонким психологом, рассказывая об особенностях мировосприятия кочевого народа и кровавом практицизме Чингисхана, свысока посматривавшего на «причуды» просвещенного монаха, явившегося к «азиату» с божественной миссией. Таким образом, у позднего Заболоцкого прозвучала актуальная во все времена тема взаимного непонимания и неприятия двух различных, разъединенных культур, не имеющих точек соприкосновения, тенденции к взаимоосвоению и единству. Здесь же нашла отражение и уже знакомая по предшествующим произведениям поэта проблема существования рационального разума в отрыве от высоконравственной духовной этики. В контексте исторической поэмы она приобрела новые философские опенки. Разум — великая сила, но один только практический разум без души — сила губительная и разрушительная, не способная к созиданию, к творчеству. Последние три года жизни Заболоцкого были удивительно плодотворны для него как для поэта. В 1957 г. его творческая активность поэта достигла наивысшего уровня: он создал 33 новых стихотворения, 24 из которых позднее включил в свое итоговое собрание. При жизни поэта наиболее полный сборник (64 стихотворения и избранные переводы) вышел в 1957 г., хотя и он включал далеко не все, что хотелось бы видеть в книге автору. Заболоцкий всегда был чрезвычайно требователен к своему творчеству, постоянно работал нал стилем произведений, вносил изменения и поправки в них в течение всей жизни. Тройственную формулу своего поэтического метода он провозгласил в статье «Мысль — Образ — Музыка» (1957). «Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами, — писал Заболоцкий. — Он работает всем организмом, и чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество. Чтобы торжествовала мысль, он воплощает ее в образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль — Образ — Музыка — вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт». За несколько дней до смерти, в октябре 1958 г., Заболоцкий составил литературное завещание, где указал произведения, которые, по его мнению, следовало включить в итоговое собрание сочинений. Н.Заболоцкий умер в возрасте 55 лет, в расцвете творческих сил. Его нелегкая судьба неразрывно была связана с Музой, с поэзией. Муза была выразительницей его «пытливой души», она заставляла его совершенствовать поэтическое мастерство, и именно она позволила ему остаться после смерти в памяти и сердцах почитателей русской литературы.
Литература Заболоцкий Н.А. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1983—1984. Заболоцкий Н.А. «Огонь, мерцающий в сосуде...»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества / Сост., жизнеописание и примеч. Н.Н. Заболоцкого. — М., 1995. Македонов А.В. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы.- Л., 1987. Ростовцева И. И. Николай Заболоцкий: Опыт художественного познания. — М., 1984. Туркав A.M. Николай Заболоцкий: Жизнь и творчество: Пособие для учителей. — М., 1981.
Д. Л. АНДРЕЕВ (1906-1959) Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. (Ин. 16: 12). Творчество поэта Даниила Андреева одновременно и глубоко традиционно, и уникально для русской литературы. Связанный с мистико-философской ветвью русской поэзии, он в 1950-е годы XX в. создает произведения, равных которым в национальной словесности еще не было. Духовные процессы конца XIX — начала XX в., которые могут быть названы «русским апокалипсисом», находят в поэзии Д.Андреева единственное в своем роде выражение. Даниил Леонидович Андреев родился в семье известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Матерью будущего поэта была Александра Михайловна Велигорская. В семье Андреевых он был вторым сыном. Рождение Даниила оказалось трагичным: вскоре после родов умерла от родовой горячки его мать. Леонид Андреев, глубоко переживший смерть жены, потерял всякий интерес к сыну. Осиротевшего Даниила забрала старшая сестра Александры Михайловны Елизавета Михайловна Доброва и увезла из Берлина, где он родился, в Москву. «Дом Добровых, — вспоминает жена поэта А.Андреева, — был патриархальным московским домом, а значит — хлебосольным и открытым. Открытым для очень большого количества самых разных, самых несогласных друг с другом людей, которых объединяли интеллектуальный уровень, широта интересов и уважение друг к другу». В доме Добровых прошли детство и юность поэта. Посетителями этого гостеприимного дома были Шаляпин и Бунин, Скрябин и Горький (крестный отец мальчика), актеры Художественного театра и многие другие. Дух этого сообщества, безусловно, содействовал формированию характера Даниила. Впоследствии, по воспоминаниям жены, он не однажды говорил: «Как хорошо, что я рос у Добровых, а не у отца». После окончания школы Д. Андреев учился на Высших литературных курсах. Писать он начал рано и не прекращал никогда, но сфера его интересов была слишком далека от запросов официальной литературы. Чтобы заработать на жизнь, Андреев работал художником-оформителем. Характер и направление творчества поэта связаны с особенностями его личности, которые обнаружились уже в юности. В 15 лет, гуляя в окрестностях Кремля, Даниил Андреев пережил свое первое видение. Над Кремлем земным возвышался Кремль Небесный — духовный Град, стоящий над средоточием русской столицы в Небесной России, как называет этот мир поэт. Позже в одном из московских храмов он увидел преп. Серафима Саровского во время чтения акафиста святому. Пережитое как реальная встреча и повторявшееся несколько раз видение положило начало опыту постижения иной реальности. С иконой прей. Серафима Д.Андреев не расставался никогда. Теперь она хранится у А.Андреевой. Духовный облик мира открывается поэту и в природе. Мир населен различными духовными существами, духами стихий, которых он называет «стихиалями». Связь с этим уровнем Вселенной, так же как и связь с Землей, Д.Андреев всегда ощущал как живую, непосредственную встречу. Летом он бывал под Москвой и в Крыму. Когда только удавалось, ходил босиком. Потом было открытие Трубчевска, где поэт любил бывать больше всею. Андреев ходил в многодневные пешие походы. Тема странничества и встреч с природой — одна из основных в его творчестве. В 1937 г. Д.Андреев начинает работу над романом «Странники ночи». Атмосфера 1930-х голов, унесшая многих посетителей Добровых, становится фоном разворачивающегося в произведении действия. Небольшая группа друзей готовится к тому времени, когда исчезнет тирания и народу, задавленному страхом и «классовой» борьбой, понадобится пища духовная. Символом их идей становится храм Солнца Мира, спроектированный одним из молодых людей. Каждый из героев, по словам А.Андреевой, был «развитием какой-либо стороны личности автора». Так, руководитель группы Леонид Федорович Глинский был индологом; Олег Горбов — поэтом, а археолог Саша Горбов, изучавший культуру прошлого, был по-андреевски влюблен в природу. Роман «Странники ночи» создавался в традициях Достоевского. От современной проблематики и образов писатель выходил к символизму истории, к размышлению о Добре и Зле и их проявлении в человеческой душе и мироздании. В конце 1942 г. Д.Андреев был мобилизован. К тому времени был написан цикл стихотворении «Янтари» писались поэмы «Песнь о Монсальвате» и «Германцы». Работа над романом останавливается. Зарыв его в землю, Д. Андреев уходит на фронт. По состоянию здоровья он зачислен нестроевым рядовым. Служил при штабе формирующихся в Кубинке под Москвой воинских частей; потом, зимой 1943-го, в составе 196-й стрелковой дивизии на Ленинградском фронте шел по ледовой трассе в осажденный город. После Ленинграда были Шлиссельбург и Синявино. Оказавшись в похоронной команде, Андреев хоронил убитых в братских могилах, читая над погребенными православные заупокойные молитвы. В последнюю зиму войны Д.Андреев в числе других фронтовиков-специалистов был отозван для работы в тылу. Оказавшись в Москве, он снова начал работу над романом. Совместно с географом С. Матвеевым подготовил две книжки о русских путешественниках. В апреле 1947 г. Даниил Андреев был арестован. Ему ставили в вину подготовку покушения на Сталина. Основой обвинения стал антисоветский роман и стихи. Содержание книги оценивалось как реальность, о героях допрашивали как о живых людях. Роман и стихи были уничтожены. Д.Андреев получил 25 лет тюрьмы. А.Андреева и еще несколько родных и друзей — 25 лет лагерей строгого режима. Самым мягким сроком наказания для людей, «дела» которых были связаны с «делом» Андреева, оказались 10 лет строгого режима. Заключение Д. Андреев отбывал во Владимирской тюрьме. Здесь, несмотря на тяжелейшие условия, сложилась своеобразная творческая атмосфера. В камере Владимирской тюрьмы Андреев совместно с историком Л. Раковым и академиком В. Лариным создал гротескный сатирический словарь «Новейший Плутарх», описывающий различных вымышленных героев как реальных лиц. Именно здесь особой остроты достигают мистериальное ясновидение и трансфизические способности поэта. Создаются поэтический ансамбль «Русские боги», драматическая поэма «Железная мистерия», мистико-философский трактат «Роза Мира» — главные произведения Д. Андреева. Он завершает их в последние два года жизни после выхода на свободу в 1957 г. Имя Д.Андреева стоит в ряду поэтов и духовных писателей, которые на протяжении истории человечества выступали как вестники иных миров. Это античные философы Сократ и Платон, библейские пророки и апокалиптики, христианские мистики и визионеры Бёме и Сведенборг. Франциск Ассизский и Игнатий Лойолa, Исаак Сирин, Георгий Неокесарийский, Симеон Новый Богослов, русские старцы и святые — те, чье творчество определяется словом откровение. Самым близким Д.Андрееву оказывается поэтическое выражение мистериального духовного опыта: в западной культуре стихи Данте и Гёте, в русской — народные духовные стихи, акафистная гимнография, творчество поэтов мистико - философе кой ориентации: Жуковского, Лермонтова, Тютчева. Фета и особенно Вл. Соловьева и поэтов-символистов XX в. В этой духовной системе поэтический мир Д. Андреева воспринимается как развитие обшей традиции. Книга Д.Андреева «Русские боги» включает в себя произведения, созданные поэтом в 1933— 1956 гг. В предисловии поэт определяет ее жанр как поэтический ансамбль. Среди произведений такого жанра следует назвать книги В.Брюсова, Вяч. Иванова, К. Бальмонта, А. Белого и особенно А. Блока и М. Волошина, давших образцы своеобразного лирического эпоса. Это трехтомник лирики А. Блока (189S — 1916), который поэт определяет как «трилогию», и «Неопалимая Купина» М.Волошина (1915—1924), также состоящая из тематически связанных глав-разделов, вобравших в себя предшествовавшие книги поэта. Вслед за опытами поэтов-символистов художник создает произведение, которое композиционно раскрывается как единое поэтическое целое. В предисловии Д.Андреев пишет о структуре книги: «Главы эти весьма различны по своему жанру: здесь и поэмы, и поэтические симфонии, и циклы стихотворений, и поэмы в прозе. Ни одна из этих частей не может, однако, жить вполне самостоятельной жизнью... Все они — звенья неразрывной цепи; они требуют столь же последовательного чтения, как роман или эпопея». Книга Д.Андреева «Русские боги» представляет собой образец мифологического творчества. Большинство произведений здесь напрямую связаны с трансфизическими откровениями поэта. Объединяемые мистико-философской концепцией, они реализуют целостную мифологическую систему. Книга может рассматриваться как апокалипсис, т.е. откровение тайн истории и шире — судеб человечества и Земли в системе эсхатологической перспективы. Родоначальником этого типа творчества в русской культуре рубежа XIX—XX вв. был Вл. Соловьев. Особенностью апокалиптики Д. Андреева является то, что в своих метаисторических откровениях он идет не от символа к мифу, как это было в апокалиптике русских поэтов-символистов, обращавшихся к теме истории, а, наоборот, от мифа к символу. В своем мифологическом пространстве он воспроизводит ту реальность, которая усваивается им непосредственно, в живом мистическом опыте. Этим определяется специфика образности и идейно-философского содержания произведения. В центре книги — русская история в ее переломных, судьбоносных моментах. Образ времени в целом развивается от современности, от I930-х годов XX в. (глава «Святые камни», 1941 — 1950), через погружение в мир и ритм советских будней (глава «Симфония городского дня», 1950) — к мистериальному ясновидению истории, последовательно разворачивающемуся с 3-й главы книги «Темное видение» (1949— 1950). Русская история раскрывается в произведении как арена борьбы ангельских сил, покровительствующих России, и сил Синклита, Собора святых, родомыслов и гениев русской культуры — с демоническими существами, препятствующими осуществлению Небесного Призвания России. Главой светлых сил является ангел-народоводитель, дух-покровитель нации, которого поэт называет демиургом Яросветом (глава 9-я, цикл стихотворений «Сказания о Яросвете» (1942— 1958). Свое творческое призвание и мистериалъную судьбу Д.Андреев напрямую связывает с его именем: «К огню и стуже — не к лазури — Я был назначен в вышине Чуть Яросвет, в грозе и буре, Остановил свой луч на мне». Поэт называет своего «гения», посланною Яросветом, даймонам, используя для этого слово Сократа, которое иногда ошибочно заменяется «демоном». Трагизм борьбы за Россию определяется тем, что русский демон великодержавия — уицраор был рожлен в период татаро-монгольского нашествия для защиты от демона-агрессора по воле самого Яросвета. Уиираор как демоническое существо не заинтересован в уничтожении нации, а лишь в ее порабощении. Психические эманации, связанные с проявлением великодержавного насилия, являются, по Андрееву, пищей демона, поставляемой ему особыми трансфюическими существами — игвам и (7-я глава, поэма в прозе «Изнанка мира», 1955— 1958). В исторической сфере смена уицраора определяет смену политической власти, очередную борьбу за господство. Поэтому государственная власть неизменно оказывается в сфере влияния демонического существа, темных антибожественных сил. Этот мистериальный опыт описывается в поэме «Гибель Грозного» (1951) и поэтической симфонии «о великом Смутном времени» «Рух» (1952). В центре 14-й главы книги «Александр» — судьба Александра I, который, как пишет Д.Андреев, «поняв трагическую нерасторжимость греховного узла своей власти», совершил духовный подвиг, уйдя в Сибирь под именем старца Федора Кузьмича. Мистериальные связи открывались Д.Андрееву и в событиях Второй мировой войны. Видение уицраора описывается в поэме 1943— 1953 гг. «Ленинградский апокалипсис» (6-я глава книги). Мистериально-апокалиптический лик войны показан в стихотворениях 5-й главы «Из маленькой комнаты»: «Враг за врагом…» (1937), «Вижу, как строится. Слышу, как рушится...» (1937), «Наитье зоркое привыкло...» (1950), «Размах» (1950), «Шквал» (1942— 1952). «Беженцы» (1942— 1952), «Баллада (Эвакуация вождя из Мавзолея в 1941 году)» (1942— 1952), «Не блещут кремлевские звезды...» (1941) и др. Антитезой темным откровениям истории становятся главы, посвященные мистериальному облику природы и Небесному Призванию России. Глава «Миры просветления» целиком посвящена ведению иных миров. Отсюда названия стихотворений, соответствующие названиям этих миров — «Шаданакар», «Иродьн», Даймоны», «Олирпа», «Файр», «Тотимна» и др. В стихотворении 1956 г. «Не ради звонкой красоты...», входящем в 17-ю, предпоследнюю главу «Сквозь природу», Д.Андреев объясняет появление этих названий непосредственным мистическим знанием: «Нет, я из книг их не беру. | Они подсказаны перу | Златыми снами. | Они — оттуда, где звенят | Миры других координат, | Соседних с нами». Образ Соборной Души России раскрывается в поэме «Навна» (1955), посвященной А.Андреевой. Так же как и в мистериальной лирике А. Блока, Душа нации выявляется у Д.Андреева как конкретная живая Личность. Ее сакральная судьба определяет метаисторическое призвание России. Стихи Д. Андреева, обращенные к сакральной Женственности, — высочайший образец русской мистериальной поэзии. Молитвенное вдохновение и музыкальная гармония этих произведений выдают реальность пережитого откровения: О, Ты не потребуешь коленопреклонения, К сонному наклонишься сквозь дрожь ресниц Радужно-светящаяся миром откровений. Райским колыханием ветвей и птиц. Сердце мое вызволишь из немощи и горя, В сумрачных чистилищах возьмешь со дна, — Нежная, как девочка, лучистая, как зори, Взором необъемлемая, как страна. Согласно откровению поэта, Душа России, плененная уицраором, будет освобождена соборным подвигом сил Синклита. Единение духа-народоводителя и Соборной Души явит новую духовную Личность, с именем которой связана центральная мифологема поэта — Роза Мира — образ и символ Всемирного Братства людей, грядущего метаисторического Будущего. В заключительном стихотворении цикла «Сказания о Яросвете» мифологическое откровение раскрывается как пророчество: И если я твержу о диплом браке Пресветлой Навны с Яросветом — жди. Чтоб дух созрел — прочесть в условном знаке Блистанье дней, встающих впереди. От брака Яросвета и Навны родится новый трансмиф. В его центре — Звента-Свентана, дочь духа-народоводителя и Соборной Души России. Ее явление определит апокалиптическое Преображение мира. Образ Жены, облаченной в Солнце в Апокалипсисе Иоанна (Откр. 12, I) в 10-й главе книги «Голубая свеча» (1950 — 1955), связан с мистериальной судьбой России. Книга «Голубая свеча» открывается стихотворением «Александру Блоку» (1950). Д.Андреев выражает свою преемственность той вере и тайне, которой служил его «водитель» и «брат». Стихотворение напоминает акафистное славословие-молитву, обращенное к Блоку как духовной личности. Заканчивается оно так: Ради имени Той, что светлей высочайшего рая, Свиток горестный твой как святое наследство приму, Поднимаю твой крест! Твой таинственный миф продолжаю! И до утренних звезд черной перевязи не сниму. Во втором стихотворении книги «Приснодеве-Матери» (1950— 1955) поэт обращается к Вечной Женственности. Софии Божией как Тайне и Смыслу Мироздания. Откровение Софии, пророком которого в конце XIX в. был Вл. Соловьев, воспринимается Д.Андреевым как откровение об окончательном Облике мира:
|