![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. Особенности развития в дошкольном детстве
План: 1. Кризис новорожденности 2. Младенчество 3. Дошкольное детство I. Кризис новорожденности: от 0 до 1-2 месяца. Социальная ситуация развития новорожденного специфична и определяется следующими моментами: 1) полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом; 2) у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым. Ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное, эмоционально-личностное общение с матерью. Центральное новообразование: индивидуальная психическая жизнь. Основные характеристики: возникновение индивидуальной психической жизни, отдельной от материнского организма, что проявляется в виде социальной улыбки и комплекса оживления. Период жизни от 0 до 1 месяца называют кризисом новорожденности, поскольку ребенок меняет привычную ему водную среду обитания на воздушную. Такие перемены требуют определенной адаптации и влекут за собой массу негативных последствий. При рождении крик ребенка рассматривается как родовая травма. С другой стороны, считается, что это нормальное поведение ребенка. Вся жизнь ребенка, его реакции на данном этапе первоначально определяются инстинктами, выраженными в виде рефлексов. Среди врожденных рефлексов новорожденного есть функциональные, которые совершенно необходимы для его выживания во внешнем мире (защитные рефлексы, зрачковый рефлекс, мигательный рефлекс. Эти рефлексы необходимы для физического выживания и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение – это атавистические рефлексы. Рефлекс Робинзона (или хватательный рефлекс), переступательный рефлекс; рефлекс ползания; рефлекс вскидывания ручек (или рефлекс Моро) – если младенцу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх руки и быстро опускает их, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то. В последнее время обнаружен плавательный рефлекс новорожденного: если его опустить в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удержится на воде. У новорожденного есть еще одна группа рефлексов, которые, хотя и не имеют жизненного значения, с возрастом не угасают, а, напротив, укрепляются. Это ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с внешними воздействиями. Установлено, что уже в первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головки ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук, поворачивая голову в сторону его источника. Безусловные ориентировочные рефлексы являются основой потребности во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни. В настоящее время авторитетные исследователи мозга разделяют представления о том, что эмоциональное и чувственное развитие новорожденного ребенка имеет решающее значение для его отмечаемой позже способности к научению. Именно под воздействием потока чувственных ощущений, доставляемых ранним жизненным опытом, формируется структура коры головного мозга. Но если мозг получает слишком мало внешних впечатлений, отсеиваются «избыточные» связи, а вместе с ними и будущие возможности. К концу периода новорожденности, при условии эмоционально-личностного общения со значимым взрослым, ребенок начинает реагировать на его появление. Это событие, по мнению М.И. Лисиной, служит границей критического периода новорожденности, выражается в «комплексе оживления», а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития. «Комплекс оживления» раньше появляется у тех детей, матери которых не только удовлетворяют их витальные потребности, но и общаются с ними, играют. «Комплекс оживления» выражается в следующих реакциях: ребенок оживляется при приближении матери (улыбается, наступает общее моторное возбуждение) или другого человека, который осуществляет уход за ним. Для привлечения внимания к себе ребенок использует крик, плач, обильные вокализации, движение ручками и ножками. Комплекс оживления свидетельствует о первом шаге дифференциации ребенка от окружающих его взрослых, о появлении первого центрального новообразования – индивидуальной психической жизни. II. Младенчество Границы: 2 месяца – 1 год. Социальная ситуация развития в младенчестве состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым, либо реализуются в сотрудничестве с ним. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Отношение ребенка к действительности с самого начала оказывается социальным, общественным отношением. Ведущей деятельностью в период младенчества является эмоционально-личностное общение со взрослым. Внимание и доброжелательность взрослых вызывает у ребенка яркие радостные переживания, которые, в свою очередь, повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют все его функции. Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий: · непосредственное общение (общение ради общения); · общение по поводу предметов; · общение как совместная деятельность. Совместная деятельность на данном этапе состоит в том, что: · взрослый руководит действиями ребенка; · ребенок обращается к взрослому за помощью и содействием. Наиважнейшее средство общения – экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции). Центральными новообразованиями младенческого периода являются потребность во впечатлениях и потребность в общении со взрослым. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность, которая толкает ребенка все шире и глубже входить в окружающую среду и овладевать ею. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет самостоятельный путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, инициативность в налаживании контактов со взрослым, чувствительность к его оценкам. Потребность в общении со взрослым в это время имеет специфический характер – по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями. Особенности психического развития
|